Меню
Бесплатно
Главная  /  Психиатрия (разное)  /  Ребенок начинает жевать твердую пищу. Почему ребёнок не желает жевать или отказывается от твёрдой пищи. Причины неумения жевать пищу

Ребенок начинает жевать твердую пищу. Почему ребёнок не желает жевать или отказывается от твёрдой пищи. Причины неумения жевать пищу

учить жевать и все. что делать. или и далее все ей мельчить всю жизнь. давайте кусочковую пищу и показывайте. Очень часто мамы задают мне такой вопрос: «ребенок не ест твердую пищу, не умеет жевать или давится». Проблема ОЧЕНЬ распространенная и появилась она, кстати, только недавно, когда пересмотрели сроки введения прикорма. Раньше ребенок получал первую сушку ДО появления ПЕРВЫХ зубов, и учился жевать деснами. Сейчас в 6 -6,5 месяцев большинство детей имеют 2-4 передних зуба, жевать которыми просто невозможно, но, что важно, они мешают и жевать деснами. Если же вы против того, чтобы давать ребенку с 6-7 месяцев грызть баранку или кусочки фруктов (яблоко, груша), то тогда выход один - дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Уже с примерно годовалого возраста ребенок может постепенно начинать употреблять твердую пищу и жевать небольшие кусочки. Так как же научить полутора- или того хуже 2-годовалого малыша жевать. Методы довольно просты, но требуют от родителей и других родственников единодушия в исполнении, выдержки и немного актерских способностей. А суть проста: ставить ребенка в такие условия, где не жевать он просто не сможет. Поставьте себя на место ребенка, зачем жевать, если похнычешь, и всегда дадут то, что жевать не нужно. Первое - отработать навык жевания, сами движения. Тут понадобится зефир или жевательный мармелад. В 1-2 года ребенок уже прилично соображает, поэтому, увидев это у вас во рту, наверняка запросит тоже. А вы ему: "Дам, но ее нужно обязательно жевать, вот так"... Естественно, продукт должен быть качественный. Второе - "сломать"или потерять протиралку (миксер, блендер, ситечко или толкушку), показать малышу результат и вместе с ним искренне погоревать, на забыв пообещать при случае ("когда появятся в магазине") купить другую. Обещание постараться не сдержать. Можно предложить ребенку "поскольку он уже большой" самому измельчать себе еду в тарелке, вилкой к примеру. Получается своеобразное соревнование двух леней: "лень жевать" и "лень давить". Как правило рано или поздно побеждает последняя. Третье - перестать по возможности готовить протертые блюда. Если отказывается есть другое - не кормить. Только оставлять в доступных местах продукты для перекуса. Не бойтесь, что отсутствие регулярного трехразового и многоблюдного питания испортит ребенку желудок. Решительные меры помогут приучить жевать довольно быстро, а "отрубание хвоста по частям" - наоборот. Поэтому исключительно от вашего упорства и несгибаемости зависит результат. А год-два на таком питании вполне можно протянуть безо всякого ущерба для здоровья, проверено! Четвертое - очень часто дети начинают жевать новое, ранее незнакомое блюдо. Подумайте, как можно расширить рацион. Естественно, новинку предлагать ТОЛЬКО в не протертом и не измельченном виде. Пятое - чаще выходите "в люди". Питание вне дома как правило не подразумевает специальное приготовление пищи под капризы ребенка. Перекус на ходу в парке, пикники на природе, походы в доступные общепитовские заведения (тот же Макдональдс), особенно в окружении других детей как правило действуют положительно. Только принцип должен быть тем же: ешь то, что есть, другой еды тут нет. И самое, на мой взгляд, главное правило - при всем этом - никаких разговоров, бесед, тревог, ночных размышлений и жалоб окружающим по поводу нежевания ребенка. Пусть он думает, что у него ВСЕ НОРМАЛЬНО. 1-2 года - возраст очень опасный в плане начала манипуляций родительским чувствами. Не лучший вариант, если малыш будет использовать свое жевание/нежевание чтобы шантажировать вас.

Родители детей до года и после сталкиваются с множеством трудных ситуаций. Один из часто задаваемых педиатрам вопросов: «Как научить ребенка жевать твердую пищу?» В нашей статье собраны самые полезные советы по этой теме. Они обязательно помогут в решении непростой задачи.

Из этой статьи вы узнаете

Почему ребенок не хочет жевать

Нежелание или невозможность прожевывать пищу, есть вторые блюда в твердом виде имеют несколько причин. Разделим их на две группы: внешние и внутренние.

К внешним, исходящим от особенностей воспитания и атмосферы в доме, относятся:

  • Страхи родителей. Боязнь давать ребенку твердую пищу: «Он же может подавиться!» Так рассуждают излишне заботливые мамы и продолжают кормить годовалого малыша пюрешками, супчиками, протертыми через блендер. И лишают грудничка желания жевать.
  • Суетливость и лень родителей. Папе или маме хочется быстрее накормить дитя. Времени на разжевывание нет. И дается бутылка с кашей, мягкая еда отправляется в ротик ложкой в ускоренном темпе. Жевать не нужно, время экономится.
  • Затягивание с введением прикорма до 1–1,5 года. Миф о том, что грудью кормить лучше лет до трех и при этом ребенок больше ни в чем не нуждается, жив в умах бабушек, молодых неопытных родителей до сих пор. Отказ от прикорма, позднее введение твердой пищи приводит к формированию привычки есть кашки из бутылки, сосать мамину грудь. Жевать в этом случае не нужно вовсе.
  • Отсутствие тренировки жевания в период прорезывания зубов. Если младенцу не давали сухарики, прорезыватели для почесывания зудящих десен в 6–10 месяцев, жевательный аппарат не привык к активным движениям.

К внутренним причинам относятся:

  • Лень грудничка. Кроха ленится жевать, а мама не настаивает. Быстро заменяет второе блюдо на первое, забывает дать морковку на полдник в целом варианте. Малыш доволен, родители не устали от капризов. Всем хорошо, а жевать ребенок не научился.
  • Страх перед приемом пищи. Этим часто страдают малоежки. Заботливые бабушки, мамочки устают ждать появления аппетита и кормят малыша насильно. Запихивать в ротик жидкую пищу легче, с нее и начинают. Твердая остается в стороне надолго, а потом просто заглатывается ребенком без жевания. Единственное, что он хочет во время обеда, быстрее проглотить и убежать от ненавистной тарелки. В результате давится, боится глотать, отказывается от еды кусочками.
  • Непоседливый характер. Малыш крутится, бежит, не концентрируется на одном деле. При таком темпераменте дети жуют, но делают это так быстро, что постоянно давятся. В этом случае больше терпения, настойчивости нужно проявлять маме.
  • Патологии развития. В редких случаях речь идет о неврологических или психических болезнях. Не могут тщательно пережевывать твердую пищу, боятся введения новых продуктов дети-аутисты, дети с ДЦП, с гипотонией (слабостью) мышц.

Для того чтобы понять, как научить ребенка жевать и глотать, придется проанализировать ситуацию индивидуально. Если проблема в поведении родителя, начинайте решение с себя.

Почему важно научить

Переводить на твердую пищу детей нужно обязательно. Затягивание с обучением приводит к проблемам. Родителям годовалых детишек стоит понимать, что жевание - жизненная необходимость. Рассмотрим этот процесс с негативной и позитивной стороны.

Положительные стороны жевания

  • Облегчение работы ЖКТ. Желудку тщательно пережеванную пищу переваривать гораздо легче.
  • Тренировка челюсти, зубов. Жевательный аппарат без нагрузки выходит из строя быстрее. Зубки при постоянном употреблении жидкой пищи слабеют, выпадают, челюстно-лицевые мышцы атрофируются.
  • Формирование навыка глотания жесткой пищи. Важен конечный этап: глотание. Ребенок понимает, что чем лучше он прожует, тем легче маленький кусочек пройдет через глотку, сглатывать будет легко. Проанализирует, сколько нужно откусывать, чтобы пища помещалась в ротике. То есть жевание - это физический и интеллектуальный процесс одновременно.
  • Развитие речи. В процессе жевания и глотания задействованы те же мышцы, что отвечают за артикуляцию. Тренируясь откусывать и пережевывать, малыш учится произносить звуки, слова, правильно дышать.

Возможные проблемы из-за неумения жевать твердую пищу

  • Сложности с адаптацией в садике. В рацион воспитанников дошкольных учреждений включены твердые продукты. Если ребеночек не съест кашу, мясо, второе блюдо, он останется голодным.
  • Заболевания ЖКТ. Для переработки кусков твердой пищи, попавших в желудок, требуется гораздо больше ферментов и соков. Они выделяются в процессе жевания. Если пища глотается крупными кусками, то желудок принимает их на сухую, переварить полноценно не может. Следствием такого процесса становится гастрит, изжога, тошнота и прочее.
  • Формирование привычки есть однообразную пищу. Ребенок, привыкший есть одни и те же размельченные в пюре продукты, недополучает клетчатки, витаминов, минералов.
  • Карапузу в возрасте 2–3 лет, перешедшему на твердую пищу, больно жевать. Десны и зубки не привыкли к нагрузке. Вводить продукты для жевания нужно раньше.
  • Сложности в произнесении звуков. Взаимосвязь четкой артикуляции и умения есть жесткую пищу понятна с точки зрения физиологии. За жевание отвечают мышцы челюсти; язык, щеки, горло - за процесс глотания. Они же действуют при говорении. Пассивность жевательных органов приводит к позднему речевому развитию или плохой дикции.

Когда ребенку можно давать твердую пищу

Вводить твердую пищу нужно в возрасте 5–6 месяцев. Отправной точкой для начала прививания навыка считается заметное выделение слюны. С этого момента десны готовятся к прорезыванию зубов. Малыш тянет в ротик все, что попадается под руку. В том числе и свои кулачки. Замените их на полезные приспособления, кроха будет тренироваться с пользой. В качестве жевалки предложите:

  • Сушка, сухарик. Их меняйте постоянно, чтобы ребенок не поперхнулся кусочком отгрызенного лакомства.
  • Прорезыватели. Вариант с водичкой внутри самый эффективный и удобный. Ребенок будет грызть и тщательно жевать охлажденную игрушку с большим удовольствием.
  • Современный вариант марли с морковкой или яблоком внутри. Это приспособление представляет собой мешочек. В него вкладывается твердая вкусняшка. Младенец грызет ниблер, измельчает фрукт, высасывает из него соки. Ест и чешет десны одновременно.

Организовывая тренировку для жевательного аппарата, важно соблюдать регулярность. Предлагайте маленькому ребенку погрызть что-нибудь каждый день. Если отказывается, настаивайте, но умеренно. В случае истерик и полного неприятия прорезывателей, ниблера, сделайте паузу в 2–3 дня, потом повторите попытку.

Когда грудничок освоит жевание твердых предметов, начинайте прикармливать кусочками мягкого печенья, фруктов на полдник или обед. Сначала давайте по чуть-чуть, потом предложите откусить и пожевать самостоятельно. Но никогда не отставляйте беззубого младенца с большим печеньем одного, он может поперхнуться, откусив и проглотив огромный кусок.

Таким образом, начав приучение к положительному восприятию твердой пищи в 6 месяцев, мамы получат хорошо жующих малышей примерно через годик. Если начать позже, процесс затянется.

Важно! Все тренажеры для десен (грызуны, ниблер, марли с яблоками) мойте после каждого использования, а лучше кипятите. Детский ротик очень восприимчив к бактериям.

В каком возрасте ваш ребенок учится жевать?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Как научить жевать и глотать

Приучать малыша к жеванию можно с помощью простых методов. Выполняйте советы без психологического нажима, регулярно, и все получится:

  1. Вводите в рацион твердую пищу постепенно. Начинайте прикорм с 6–8 месяцев. Сначала попробуйте добавить в кашку кусочки фруктов, потом размельчайте супчик вилкой, без блендера, чтобы получалась неоднородная масса.
  2. В годик смешивайте жидкую еду с твердой в одной тарелке. Идеальный вариант – бульон с овощами, кусочками картофеля. Ребенку будет легче проглотить пережеванную массу с жидкостью. По мере обучения добавляйте бульон все меньше, пока ребенок не будет жевать и проглатывать только овощи, мясо, макароны.
  3. В 12–16 месяцев давайте твердые овощи на полдник целиком: морковь, яблоко. Если ребенку тяжело грызть твердую кожицу, очищайте ее.

Важно! Уточните у врача, когда можно давать ребенку тот или иной новый продукт из твердого сегмента. Ошибки при введении прикорма служат провокаторами проблем с приемом пищи, затруднениях в выработке навыков жевания.

А вот, что советует доктор Комаровский:

Еще несколько хитростей

  • Начинайте обучать жеванию на любимых продуктах карапуза. Выбирайте любой, лишь бы процесс наладился. Но будьте осторожны: хлеб, печенье, сухарики, сладкие десерты в больших количествах ежедневно вредны для детского желудка.
  • Показывайте пример поведения за столом и тщательного жевания. Обязательно совмещайте свой обед с приемом пищи крошкой. Демонстративно жуйте, глотайте, пусть поймет, как происходит процесс наглядно. Запретите себе есть на ходу, не жуя. Дети очень наблюдательны.
  • Начинайте есть жесткую еду с маленьких порций. Для первого–третьего раза достаточно добавить в кашку 1 чайную ложку фруктов.
  • Стройте мордочки с малышом возле зеркала, кривляйтесь. Веселье с мамой заменит артикуляционную гимнастику, разминку для мышц лица.
  • Если ребенок хоть немного разговаривает, спросите у него, почему не жует пищу, которая в тарелке. Возможно, малыш сам раскроет тайну, проблема решится быстрее.

Еще много полезных советов вы почерпнете в этом коротком видео:

Что делать, если нужный момент упущен

Ребенку уже 2–3 года, а он боится есть твердую пищу, при попытке предложить вторые блюда отвечает рвотой, плачет. Такие ситуации встречаются нередко, если родители затянули с прикормом или пошли на поводу у желания крохи. В этом случае помогут советы логопеда, невролога:

  • Начните процесс с самого начала. То есть полуторагодовалому малышу можно предложить ниблер, небольшие кусочки фруктов в каше, плохо размягченное пюре. Для первых обучающих обедов подойдет полутвердая пища.
  • Делайте артикуляционную гимнастику. Вытягивайте губы в трубочку, широко улыбайтесь, имитируйте жевание возле зеркала. Делайте упражнения вместе с ребенком. Занятиям уделяйте не менее двадцати минут в день. Разбив подходы на три–пять минут.
  • Используйте массаж языка как профилактику рвотного рефлекса. Цель занятий: активировать мышцы языка. После курса массажа язычок привыкнет к попаданию твердой пищи в горло, не будет ее выталкивать. Малыш перестанет задыхаться, бояться глотать кусочки, захлебываться.

Как делать: воспользуйтесь услугами профессионала или научитесь сначала на себе, потом проводите процедуру ребенку. Возьмите шпатель или палочку для осмотра горла, положите ее на язык и нажимайте, медленно продвигаясь к корню язычка. Если ребенок почувствовал страх, начал плакать, остановитесь. Продолжите на следующий день. Продвигайтесь глубже медленно, пусть на это уйдет две–три недели.

  • Помогайте жевать руками. Дотрагивайтесь до лица, двигайте щеки, если малыш не против. В этот момент жуйте понарошку сами, комментируйте все действия.
  • Провоцируйте желание жевать. Дайте попробовать вкусняшку, например мармелад, банан (маленький кусочек). А потом предложите кусочек побольше. Ребенок должен хотеть укусить его.
  • Обратитесь к примеру других людей. Ходите на обед или ужин в гости, приглашайте семейные пары с детьми к себе. Изучая поведение ровесников, малыш быстрее научится жевать.

Для освоения навыка жевания, особенно в более старшем возрасте (1,5–2 года), важна психологическая обстановка и несколько простых хитростей:

  • Придумайте сказку о пользу жевания. Рассказывайте увлекательную историю чаще. Не забудьте чуть устрашить начало, где герой не хотел кушать хлеб, мясо, но справился с ленью и научился всему.
  • Расскажите о пользе правильного питания. Истории о работе внутренних органов нравятся детям после 2 лет. Уговорите малыша помочь желудку справиться с нагрузкой, обеспечить организм полезными веществами в твердом виде.
  • Устройте соревнования. Кто лучше прожует мясо, у кого зубки острее и быстрее и т.д.
  • Не жалейте времени и сил. На обучение после года уйдет больший срок.
  • Не пугайте ребенка, даже если он поперхнулся, не бойтесь сами. В крайнем случае поможете малышу справиться с кашлем. Если карапуз видит, как напряжена мама, будет возбужден и напуган сам.
  • Привлеките кроху к приготовлению еды. Пусть натрет овощи, посолит кашу и т.д. А потом съест результаты своего труда. Хвалить за любое проявление интереса, попытки пожевать нужно обязательно.
  • Сервируйте стол вилками для вторых блюд. Нанизывать кусочки и класть их в рот вилкой гораздо интереснее.
  • Крики, ругань под запретом. Пусть ребенок выплевывает приготовленное блюдо, морщится, протестует. За плохое поведение его можно только слегка пожурить и сделать расстроенный вид. Кричать, угрожать нельзя категорически.
  • Не забывайте хвалить за достижения. Похвала для детей - лучший двигатель прогресса.

Важно! Заставлять есть насильно равнозначно издевательству над карапузом. По мнению доктора Комаровского, малоежек нужно оставить в покое на пару дней. Они сами прибегут на кухню с просьбой покормить. А настойчивость родителей в вопросе кормлений: их частоты, объемов съедаемой порции - провоцирует капризы и инфантильность.

Как стимулировать аппетит

Часто отсутствием желания кушать твердую пищу и вообще хорошо питаться страдают дети с плохим аппетитом. Вызывайте голод следующими способами:

  1. Не кормите насильно.
  2. Избегайте перекусов сладким, булками, соками из пакетов.
  3. Много гуляйте.
  4. Ведите активный образ жизни.
  5. Поите кисленькими компотами. Приготовьте отвар чернослива и добавьте в него семечки фенхеля.
  6. Следите за регулярностью стула.
  7. Включайте в меню отварные и сырые овощи.
  8. Давайте пить больше воды.
  9. Замените чаи на отвар шиповника, ромашки.
  10. Пропейте курс витаминов по назначению врача.
  11. Правильно проводите вскармливание. Продукты для прикорма давайте первыми, а потом смесь или грудное молоко.

Научить ребенка жевать, если он этого не хочет, давится или захлебывается, непросто. Но кто сказал, что растить детей легко. Проявите выдержку, наберитесь терпения, следуйте советам врачей, психологов, опытных родителей, и все получится.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Родители всеми силами стараются обучить ребенка различным навыкам как можно раньше. Но, несмотря на все свои педагогические способности, терпение и настойчивость, малыши могут упорно отказываться выполнять те или иные действия. Особенно обидно смотреть, когда ребенок не хочет или не может есть твердую пищу. Вместо кусочков еды он с удовольствием потребляет пюреобразную пищу. Что с этим делать? Как научить ребенка жевать?

Когда можно переходить к твердой пище

С первых месяцев прикорма ребенка он должен получать только протертые и однородные пюрешки. Это обусловлено незрелостью пищеварительной системы, а также банальным отсутствием зубов. До полугода у детей развит рефлекс выталкивания, который спасает ребенка от попадания в рот твердых предметов. Вводить прикорм ранее шестимесячного возраста не стоит, он просто выталкивает пищу, дело может дойти даже до рвоты.

Со временем малыш начинает пробовать более твердые кусочки. Это связано с прорезыванием зубов и желанием почесать десна. Здесь очень важно быть осторожным и внимательным. Давать ребенку корочку хлеба или печенье опасно – малыш может подавиться твердым куском.

Как понять, что ребенок готов к пережевыванию твердой пищи? Вот несколько наглядных примеров.

  1. Если вы заметили, что малыш с интересом смотрит на вашу тарелку, старается взять из нее кусочки, интересуется «взрослой» пищей.
  2. Если ребенок засовывает в рот ложку и это не вызывает у него рвотного рефлекса.
  3. Малыш готов к «кусочкам», если при кормлении он не всасывает пюре, а как бы снимает его верхней губой.

Эти простые сигналы говорят о том, что ребенок готов к твердой пище. Обычно приучение кушать кусочками начинается в 8-9 месяцев. Давать ребенку твердую пищу раньше опасно. При кормлении твердой едой кто-то обязательно должен быть рядом, нельзя отлучаться от ребенка даже в соседнюю комнату.

Есть множество советов и правил, которые помогут вам быстро и безопасно научить малыша есть кусочками.

  1. Если ребенок ест пюреобразную пищу, нужно стараться медленно уходить от этого. В 6 месяцев нужно использовать для измельчения супов и овощей блендер, после чего тщательно пропускать пищу через ситечко. Это позволит вам исключить наличие комочков в пище. Со временем, через пару месяцев, еда не должна быть строго гомогенизированной. Теперь вместо блендера старайтесь использовать двукратное пропускание пищи через мясорубку. Когда малыш привыкнет и к этому, трите еду на терке – сначала мелкой, а потом и крупной. После года малыша можно приучать к более твердой пище – не используйте блендер, просто разомните варение овощи вилкой. Таким образом малыш получит небольшие кусочки, которые вполне можно прожевать в его возрасте.
  2. Пока ребенок не готов есть фрукты и овощи целиком, можно использовать современный гаджет, который называется Ниблер. Он представляет собой небольшой сеточный мешочек, закрепленный на ручке. Малыш даже при всем делании не сможет открыть этот мешочек – безопасность гарантирована. При помощи специальных манипуляций родители помещают в этот мешочек кусочки фруктов и овощей и плотно закрывают конструкцию. Это прекрасное приспособление. Во-первых, ребенок учится прокусывать целые кусочки фруктов через ситечко. Во-вторых, в рот не попадет кусочка больше, чем ячейка этого ситечка, а значит, ребенок не подавится. В-третьих, кроха получает свежий продукт – а именно, сок и микроскопические кусочки свежего фрукта. Как правило, детки любят есть любимые лакомства через Ниблер.
  3. Для детей раннего возраста в продаже есть специальное печенье, которое сразу же растворяется при малейшем попадании на него влаги. Это сделано для того, чтобы малыш не подавился, когда кусочек такого печенья попадет ему в рот. Он моментально становится мягким и его очень просто съесть.
  4. Манную кашу можно давать ребенку без дополнительного измельчения. А вот гречку, рис и овсянку нужно обрабатывать блендером. Со временем старайтесь делать это как можно меньше, чтобы в тарелке у ребенка оставались небольшие кусочки. Можно изначально использовать для варки дробленый мелкий рис – его кусочки настолько малы, что с успехом могут быть пережеваны вашим ребенком.
  5. Начинайте приучать ребенка к твердой пище с очень мягких продуктов, которые тают при попадании в рот. Это может быть отварная морковь, банан, груша, персик, мягкие макароны. Эти продукты нужно нарезать мелкими кубиками и просто положить на тарелку перед малышом. Он сам возьмет то, что ему нужно.
  6. Чтобы у ребенка был стимул к жеванию, предлагайте ему те продукты, которые нравятся ему больше всего. Заметили, что кроха с удовольствием ест тыквенное пюре – нарежьте вареную тыкву на тарелку. Этим вы вызовите у ребенка приятные эмоции, связанные с процессом пережевывания.

Помните, переход к твердой пище должен быть поэтапным. Ведь желудок ребенка не готов к резкой смене рациона. Предложите малышу вареную морковь сегодня на полдник и, если ему понравится, предложите также и завтра. Терпение и последовательность – вот главные условия успешного перехода на твердую пищу.

Зачастую бывает так, что малыш соглашается употреблять только еду в виде пюре. Особенно тревожно становится, когда ребенку уже полтора года, а он не собирается менять своих привычек.

Зачастую это сопровождается такой картиной – ребенок с удовольствием ест банан, яблоко, печенье и хлеб, а вот суп и кашу ни в какую не хочет. Если это портрет вашего ребенка, обратите внимание на количество зубов вашего крохи. Иногда у ребенка поздно вырастают зубы и малышу элементарно нечем жевать. Употреблять твердую пищу можно только при наличии минимум восьми зубов.

Если ребенок отказывается от твердых кусочков, попробуйте угостить его вязкой и густой пищей. Это может быть кисель, разбавленный кефиром творог, йогурт, сливочный сыр.

Иногда категорический отказ от твердой пищи может иметь педагогический характер. У наших мам не было такой проблемы, как невозможность приучить ребенка к твердой пище. Дело в том, что в то время не было доступных блендеров в каждой семье. Поэтому молодые мамы измельчали приготовленную пищу самостоятельно. Это, безусловно, объясняло наличие небольших кусочков в еде ребенка. Современные условия комфортной жизни позволяют нам в секунду превратить суп, кашу и иные продукты в мельчайшее пюре, без намека на единый кусочек твердой пищи

Порой мамы говорят «Лишь бы ел, хоть в каком виде» и продолжают кормить ребенка пюреобразной пищей. Со временем ребенок не признает кусочки, его организм отталкивает все, кроме пюреобразной формы пищи. В этом случае нужно скрипя сердце выкинуть блендер подальше и измельчать ребенку еду вилкой. Но только в том случае, если малыш к полутора годам так и не обзавелся желанием есть твердые кусочки. И ничего, если малыш откажется от такой еды – не сейте панику. Через пару часов голод заставит ребенка принять любую пищу, от вас требуется только терпение.

Чтобы малыш ел приготовленную пищу кусочками, нужно предоставить ему разнообразие. Предлагайте разные фрукты и овощи, используйте в приготовлении растительное и сливочное масло, не забывайте о зелени. И тогда проблем с кормлением и употреблением твердых кусочков у вас не будет.

Видео: как научить ребенка жевать твёрдую пищу

Переводя ребенка на новый тип пищи, некоторые мамы иногда сталкиваются с затруднениями. Малыши, привыкшие получать грудное молоко, молочные смеси и пюреобразные продукты, пытаются проглотить кусочки твердой пищи целиком или же совсем отказываются от нее. Жевать пищу не всегда означает измельчать ее зубами. Ребенок должен приобрести навык различать твердые кусочки в полужидкой пище и формировать во рту пищевой комок без желания выплюнуть его.

Почему дети отказываются жевать

  • Неправильное кормление. Одной из причин, по которой современные детки долго отказываются жевать самостоятельно, можно считать большое разнообразие готового детского питания. Такие кашки и пюре очень удобны для родителей, так как всегда под рукой и не требуют усилий по приготовлению. При покупке подобных продуктов рекомендуется обращать внимание на указания по употреблению. Как правило, вся продукция имеет свою возрастную группу, причем отличие содержимого заключается в консистенции готовой смеси. Для совсем маленьких детей первый прикорм имеет жидкую пюреобразную форму. Для детей постарше смесь может быть более плотной и содержать в составе кусочки твердых продуктов.
  • Лень. Иногда дети уже в раннем возрасте достаточно избалованы и ленивы – им просто не хочется пережевывать пищу. К тому же по первому капризу заботливая мама заменит непонравившийся продукт любимым пюре.
  • Гиперактивность. Дети, страдающие гиперактивностью, часто отказываются жевать, потому что на это нужно затрачивать определенное время. Для таких малышей достаточно трудно усидеть на месте и сосредоточиться на еде.

Развитие навыков жевания у ребенка

  • 6 месяцев. Жевательный рефлекс формируется, начиная с полугода. Очень важно не пропустить момент, когда у ребенка начинают прорезаться первые зубки. Именно в этот период формируется жевательный инстинкт малыша, поэтому вместо резинового прорезывателя лучше дать ребенку сушку, сухарик или детское печенье. Таким образом, малыш не просто чешет десны, а учится делать первые жевательные движения.
  • 12 месяцев. В этот период у деток во рту уже 6-8 зубов, поэтому они могут пробовать пережевывать твердую пищу. Под контролем мамы ребенок должен еще до годовалого возраста (с 8-10 месяцев) получать более густую пищу – предложите малышу порезанные кусочками отварные овощи, ломтики фруктов, крупные сухарики.
  • 2 года. К двум годам малыш должен уметь активно жевать. Именно в этот период употребление твердой пищи помогает правильному развитию зубочелюстной системы, нормальной функции слюноотделения и формированию деятельности пищеварительной системы. Если к этому возрасту ребенок испытывает трудности, следует принимать меры.


Как помочь ребенку научиться жевать

Несколько полезных советов для родителей, которые переживают по поводу того, как научить ребенка есть твердую пищу:

  • Устройте небольшой спектакль для вашего малыша – скажите, что блендер сломался, а в магазине не оказалось любимого пюре. Предложите ребенку самому размять вилкой еду. Конечно, в результате пища может оказаться далеко за пределами тарелки – отнеситесь к этому совершенно спокойно. Важно заинтересовать малыша и обратить его внимание на изменения. Затем предложите ему попробовать то, что он сам приготовил.
  • Побалуйте ребенка чем-то особенно вкусным – сладкими фруктами, мармеладом, зефиром. Пригласите в гости других деток. Устройте для детей отдельный красивый стол. За компанию с другими малышами, с удовольствием уплетающими вкусности, ваш ребенок тоже захочет попробовать кусочек.
  • Перестаньте измельчать пищу – предлагайте малышу только продукты в своем естественном виде. Если ребенок отказывается – не раздражайтесь, отставьте в сторону и повторите прием пищи через полчаса.
  • Попробуйте есть с малышом в общественном месте. Объясните ему, что он уже совсем взрослый и не должен есть только «детскую» еду. Смена обстановки и присутствие других людей могут помочь ребенку.

Конечно, преодолеть стойкое нежелание ребенка будет достаточно трудно. Главное, проявить терпение и стойкость. Помните, что в первую очередь вы заботитесь о здоровье своего малыша. Если вы не будет реагировать на капризы и переживать по поводу того, что ребенок голоден, постепенно ребенок привыкнет к обычному рациону.

В короткий срок отучить ребёнка от готовых смесей и грудного молока получается далеко не у всех родителей. Малыш с подозрением относится к предложенной ему взрослой пище. Он не привык пережёвывать твёрдую еду, прикладывая для этого усилия. Новые продукты, которые нужно пережёвывать, прежде чем проглотить, оказываются выплюнутыми. Родители хватаются за голову, наблюдая за капризами своего чада. Появляется страх , что ребёнок недополучает полезные вещества и витамины, так необходимые для полноценного развития растущего организма. Как приучить ребёнка к твёрдой пище и существуют ли какие-нибудь уловки, которые помогут малышу научиться жевать?

Почему процесс жевания пищи так важен?

Помочь ребёнку овладеть жевательным навыком крайне важно. Причём заняться этим следует с раннего возраста. Регулярные развивающие мероприятия , связанные с пережёвыванием твёрдой еды обеспечивают:

Причины возникновения проблем с жеванием

Дети, которые приучены получать только жидкую еду , не сразу начнут воспринимать пищу более плотной консистенции. Чаще всего они стараются выплюнуть незнакомый продукт, отворачивают голову от ложки или начинают плакать. Выделяют несколько факторов , которые пагубно сказываются на рефлексе у малышей:

Существуют причины , связанные с состоянием здоровья, которые накладывают отпечаток на умение малыша воспринимать твёрдую еду:

  • Патологии дыхательной системы (полипы или респираторные заболевания, вызывающие заложенность носа).
  • Слабый мышечный тонус, в частности мышц языка.
  • Плохая чувствительность. Дети практически не ощущают вкус пищи во рту.
  • Врождённые патологии и дефекты в полости рта, требующие хирургического вмешательства.

Для того чтобы дети с отклонением в развитии научились жевать пищу, им требуется квалифицированная медицинская помощь.

Как приучить к твёрдой пище: этапы перехода

Переводя малыша с жидкой и полностью однородной еды на твёрдую, следует придерживаться определённой последовательности. Сперва жидкие блюда превращают в полужидкие, а после - в вязкие и густые. Вдобавок к этому пюреобразная пища сначала мелко измельчается, а затем разделяется на средние и крупные кусочки.

Под термином «жевание» подразумевают в первую очередь не сам процесс измельчения пищи зубами, а главным образом формирование жевательного рефлекса у ребёнка. Необходимо научить его сознательному проталкиванию пищевого комка по пищеводу. Однако злоупотребление готовыми детскими смесями ведёт к тому, что жевательный навык формируется с запозданием.

Питание, предназначенное для новорождённого, не совсем подходит для ребёнка, у которого вот-вот прорежутся первые молочные зубы. Это как раз тот самый период, когда закладывается механизм полноценного пережёвывания твёрдой пищи. Именно этим объясняется постоянное желание детей тянут в рот всё, что ни попадя. Главное, не проморгать этот момент.

Ребёнок должен понять, как правильно поступать с твёрдыми продуктами питания, поэтому вместо резиновой соски пускай грызёт что-нибудь наподобие бублика. Сформированный в раннем возрасте жевательный рефлекс - гарантия того, что проблемы с переходом на твёрдую пищу будут сведены к минимуму. Не должно смущать, что сухарик или корочка хлеба - отнюдь не самые полезные продукты для детского организма. Для выработки жевательного рефлекса - это незаменимые помощники.

Как помочь ребёнку развить жевательный рефлекс с помощью игры?

Нет ничего проще, чем наглядным примером показать малышу, как нужно жевать пищу. Можно попробовать положить в блюдо несколько разноцветных овощей и фруктов. Ребёнка заинтересуют яркие кусочки банана, киви, яблока, морковки, огурца и помидора. Напевая весёлую песенку, взять одну дольку и закинуть себе в рот. При этом необходимо поддерживать с ребёнком контакт: разговаривать, улыбаться, качать головой.

Малыш должен поверить, что мама в восторге от проглоченного лакомства. Ему сразу же захочется повторить те же самые действия: взять с тарелки еду, положить в рот и попытаться прожевать. Такая поведенческая модель присуща для всех детей: они часто копируют взрослых. Подобная процедура повторяется несколько раз. Ребёнок будет увлечён процессом , поскольку для него это интересная игра, позволяющая лучше познакомиться с окружающим миром, открыть для себя новые вкусы.

По мнению логопедов, дети быстрее научаться жевать, если предложить им выполнить специальное упражнение. Оно направлено на преодоление страха попадания в рот грубой пищи. В стерильную марлю заворачивают кусочек фрукта или овоща, после чего кладут в рот ребёнку. Перегоняя в ротовой полости кусочек яблока или груши, малыш подключает к этому процессу, помимо языка и дёсен, ещё и зубы. Несмотря на то что упражнение довольно элементарное , оно даёт хороший результат, так как во время жевательных движений активизируется слюноотделение и жевательный рефлекс.

Популярный педиатр Евгений Комаровский рекомендует всем семейным парам, перед которыми стоит задача научить ребёнка жевать, выполнять следующие приёмы:

Итак, чтобы приучить ребёнка жевать твёрдую пищу , родители должны продемонстрировать изрядную выдержку и настойчивость. Развивать жевательный рефлекс лучше с самого раннего возраста, как только у малыша начнут пробиваться зубы. Тем не менее не случится катастрофы, если поставленная цель будет достигнута в более позднем возрасте. Недопустимо, чтобы приём пищи регулярно сопровождался порицанием. Невзирая ни на что, всегда должен сохраняться дружелюбный настрой, ведь ребёнок не виноват, что ему не даётся всё сразу.