Меню
Бесплатно
Главная  /  Эзотерика  /  Как развить зрительную память при чтении. Зрительная память. Развитие зрительной памяти

Как развить зрительную память при чтении. Зрительная память. Развитие зрительной памяти

Как развить зрительную память, чтобы помнить все что увидел так хорошо, как это делают в передаче «Удивительные люди»? И зачем нам это нужно? Если человек работает в полиции и ему необходимо узнавать множество лиц разыскиваемых преступников, тогда еще понятно.

Иногда в жизни случается увидеть какую-то страшную картину, которую хочется стереть из воспоминаний навсегда. Может природа специально ограничивает определенным объемом образы, хранящиеся в голове, чтобы сохранить нашу психику?

Зрительная память: что это такое

Что такое зрительная память? Изучать этот вопрос детально ученые начали только в шестидесятые годы прошлого века. Оказалось, что не все закономерности, связанные с вербальной, то есть разговорной памятью, верны для визуальной. Способность удерживать образную информацию в сознании, не обращаясь к словесному обозначению, называется зрительной памятью.

Часто для лучшего запоминания человек для себя называет то, что увидел. К примеру: красный круг, зеленый квадрат, голубой треугольник. Это дает двойной код для мозга. Иногда сложно разграничить визуальный образ от вербального. То есть, человек запомнил оттенок, но не знает, как он называется точно: малиновым или лиловым.

Зрительную память условно можно разделять на кратковременную, которая работает здесь и сейчас, и долговременную. Кратковременная позволяет нам удерживать в сознании небольшое количество предметов на протяжении короткого промежутка времени. Исследователи заметили, что легче всего запоминаются 3-4 предмета. Если поменять у них цвет или форму, то они все равно сохранятся в голове. Но, когда предметов станет больше, их уже будет труднее сохранять в сознании кратковременной ячейки.

В долговременной памяти хранятся воспоминания, которые были для нас очень дороги, часто повторялись или произвели большое впечатление. Все помнят лицо своей матери, лучшего друга, первый снег, море.

Если говорить об этом по-научному, кратковременные воспоминания хранятся в одной ячейке, а долговременные воспроизводятся, когда захватывается целая цепочка ассоциаций. Долговременная память – это хранилище, в котором воспоминания находятся до поры, до времени. Мы их туда кладем и забываем о них до определенного момента. Существует гипотеза, о том, что объем долговременного хранилища неограничен.

Чем больше цепочек ассоциаций хранится в голове у человека, тем объемнее его долговременная память. Она может сохранить события, происходившие месяцы, годы, дни и часы тому назад. Объем долговременного хранилища может пополняться. Человек его не осознает, пока не переведет часть воспоминаний в рабочую, кратковременную ячейку для каких-нибудь повседневных нужд.

Как развить образную память

Как улучшить зрительную память? Этот вопрос волнует многих. Хороший объем визуальных образов облегчает любую профессиональную деятельность. Кондитер, украшая торт, старается повторить узор или форму цветов, вспоминая о том, как украшал только что или вчера другой десерт.

У взрослых

Тренировка зрительной памяти – это не самое сложное занятие. При желании можно самостоятельно выполнять специальные упражнения.

Чтобы добиться определенного результата, заниматься следует регулярно.

Ученые заметили следующую закономерность. Если в процессе запоминания принимает участие работа над образом, оно запоминается на более длительное время и точнее.

Пример. Если на экране будет написано несколько слов. Одно слово – рак. У испытуемых спросили: «Не умер ли кто-нибудь из родственников от такой болезни?» В дальнейшем, оказалось, что 85% людей запомнило это слово. Потому что над ним работали глубоко, опираясь на эмоции.

Практические опыты психологов направлены на то, чтобы уточнить разные стороны проблемы. Как быстро запоминает человек увиденное? Исследователи показывают предмет то на 2 секунды, то на 2 минуты.

Точность воспоминаний их тоже интересует. Насколько верно сохраняется предмет в голове у человека? Не добавляет ли мозг свои детали, интерпретацию?

Существует проблема изменения образа в воспоминаниях, если человеку задают заведомо сбивающие его с толку вопросы. Часто по этой причине совершаются ошибки в судебных процессах.

Замечено, когда в изображении что-то медленно меняется, человек может этого не заметить. К примеру, на экране дерево будет становиться более прозрачным и исчезнет совсем. В то же время, если предмет двигается, вы это сразу заметите, обратите на это внимание.

Лучше запоминается то, на что человек обратил внимание. Когда человек проделывает упражнение для улучшения запоминания, следует понимать. У него разовьется внимательность и запоминание именно в этом упражнении. Но бдительность и внимание на проезжей части дороги останутся такими же, какими были. То есть, если нужны более крепкие воспоминания в определенной области, в ней и надо выполнять упражнения.

Замечено, что в момент опасности для жизни человека, он может увидеть перед глазами картинки всей своей жизни, промелькнувшие за пару секунд. Это лишний раз подтверждает, что зрение дает человеку самый большой процент знаний, представлений об окружающем мире.

Память у каждого человека индивидуальная. Одни запоминают все детали, едва взглянув на предмет, другие не помнят основного. Но мы способны влиять на возможности запоминания независимо от своего возраста. Чтобы развить память у взрослого индивидуума, надо постараться, приложить больше усилий. Чтобы тренировать зрительную память зрелого человека, следует проанализировать его проблемы, выбрать индивидуальные упражнения.

Занятия позволяют увеличивать объем воспоминаний, продлевают сроки хранения образов в голове человека, раскрывают скрытые резервы мозга.

Если у человека не очень хорошее зрение, к упражнениям хорошо подключать приемы мнемотехники. Примером может служить стишок о цветах радуги, про охотника и фазана.

В процессе занятий для лучшего взрослому человеку нужна диета, богатая витаминами: С, Е, В6, В12.

В рационе должна быть рыба:

  • кета;
  • сардина;
  • лосось;
  • палтус.

Орехи грецкие и лесные, морковь и яблоки, бананы дополнят состав крови полезными микроэлементами, необходимыми для усиленной работы нейронов головного мозга.

Упражнения для лучшего запоминания человек должен повторять регулярно, постепенно усложняя их. Следует увеличивать объем приемов и количество предметов, которые вы хотите запомнить.

Для тренировки зрения можно использовать время вынужденного бездействия. Например, сидя в метро, закрыть глаза и попробовать вспомнить, какого цвета пальто у девушки, сидящей рядом. Открыть глаза, посмотреть внимательно на трех-четырех человек одновременно. Закрыть и вспоминать их одежду, цвет сумочки в руках. Постепенно можно добавлять количество людей, усложнять задачу.

Леонардо да Винчи упражнялся с игральным кубиком, запоминая одну его грань. В интернете можно найти множество примеров для тренировки зрения. Одно из них – рисование. Посмотрите на цветок, отвернитесь и нарисуйте его, представляя мысленно. Проверьте себя. Картины, возникающие в мозгу, старайтесь рисовать как можно точнее.

Зарисуйте колье своей подруги, изготовленное из камней разной формы и цвета. Вспомните, мыслительным взором, сколько тарелок поставили на стол, накрывая ужин.

У детей (школьников, дошкольников) и подростков

Для дошкольников в магазине игрушек продается множество развивающих игр. Раскладывая обычные кубики и надевая кольца пирамидки, мама может задавать вопросы, повторять с малышом, сколько он видит предметов, как они расположены на столе.

Хорошо тренированная визуализация поможет ребенку лучше учиться, запоминать уроки, приобретать профессию, быть успешным в жизни.

У младших школьников хорошо развивается наглядно-образная память, потому что им дается много конкретного образного материала, что развивает визуальное мышление. В начальных классах учителя готовят детей к развитию логической памяти, предлагая запоминать определения, доказательства и объяснения. Запоминая логически связанные значения, ребенок развивает мышление.

Память у ребенка в разном возрасте отличается. Когда мальчики вырастают на 10 сантиметров за лето, клетки их мозга не успевают за таким быстрым ростом. В 14-15 лет мальчикам учиться труднее, чем в первом классе.

Чтобы занятия тинейджера не превращались в мучение, ему надо разнообразить свои впечатления. Например, запоминать исторические сведения, дополняя их рисунками, картами, таблицами. Информацию дополнять рифмованными стишками, наподобие Пифагоровых штанов.

Запоминая множество дат, привязывать их к предметам в своей комнате. Развивающие упражнения помогут натренировать образное мышление подростку, что облегчит его учебу.

У художников

Художники обладают повышенным образным мышлением. Они учатся рисовать, лепить по своим мысленным воспоминаниям о природе, добавляя немного от себя. Чтобы помнить множество картин из окружающего его мира, художник постоянно пополняет свои воспоминания, внимательно всматриваясь в пейзаж за окном, в натюрморт.

Леонардо да Винчи часто ставил перед собой букет цветов и смотрел на него. Потом рисовал по памяти. Сверял с реальным букетом и так повторял много раз, пока не запоминал его в точности.

Упражнения для тренировки визуальной памяти

Чтобы , с ним можно играть в буквы. Две большие буквы А и М расположить рядом друг с другом. Закрыть их непрозрачным листом и предложить ребенку повторить расположение букв. Такая тренировка с малышом и другие развивающие игры увеличивает объем зрительного хранилища мозга. Если у ребенка плохая память, играйте с ним чаще.

Разложите в произвольном порядке несколько спичек на столе. Запомните их расположение, закройте непрозрачной салфеткой. Нарисуйте все, что запомните. Проверьте результат.

Найдите в картинках для теста в интернете или комиксах несколько отличий.

Запомните во что одеты ваши гости. Выходите в другую комнату. За это время пусть они поменяются шарфами, галстуками. Вы заходите и угадываете, что изменилось во внешности.

Хорошо тренирует мозг обычное чтение книг с картинками и без. Читайте не меньше сотни страниц в день и ваши воспоминания будут живыми и объемными.

Вы не понимаете, почему с вами здороваются на улице незнакомые люди? Каждый раз лезете в словарь, чтобы вспомнить написание слова «ингредиенты»? Блуждаете в переходах метро и все равно выходите совсем не с той стороны? Причиной всему - плохо развитая зрительная память.

На протяжении всей своей жизни человек получает из окружающего его мира большой объем разнообразной информации. Многие знают о том, что именно зрение дает нам более 80% всех сведений. Некоторые из них вскоре стираются из нашей памяти, другие становятся для нас интересными, что заставляет нас довольно долго держать их в своей памяти.

Благодаря зрительной памяти мы можем всегда обратиться к нашим воспоминаниям, представленным в виде ярких картинок, содержащих множество деталей, элементов, неподдающихся описанию при помощи коротких фраз. И чтобы мы могли не лишиться тех ярких образов, относящих нас к прошлым событиям, важно знать, как развить зрительную память.

Зрительная память, что это?

Зрительная память представляет собой особый вид памяти, функционирование которой обеспечивает зрительный анализатор. Именно благодаря ей в нашем сознании долго хранятся зрительные образы, к которым мы можем обратиться в любой момент. Конечно, тут многое зависит от того, знает ли человек, как развить зрительную память.

Зрительную память можно классифицировать на следующие виды:

  • Иконическая. Данная память может хранить информацию меньше секунды. Поэтому, если она нам оказалась бесполезной, мы тут же лишаемся ее.
  • Кратковременная. Эта память может хранить образы не дольше 30 секунд.
  • Долговременная. Именно благодаря данной памяти мы можем по прошествии нескольких месяцев и даже лет представить мысленно важные для нас события, произошедшие в прошлом.

Зрительная память - важный носитель информации

Учитывая, что зрительная память использует образы, каждый из нас может держать в своем сознании большое количество различных воспоминаний. Для этого нужно только запомнить, скажем, как выглядит красивый молодой человек, замеченный нами в столовой в обеденный перерыв. Когда мы хотим поднять в памяти его образ, в нашем сознании всплывает соответствующая картинка.

Вообразите себе ситуацию, что вы должны описать на словах его образ своей подруге. Сможете ли вы обойтись десятком слов? Скорее всего, вам потребуется сотня. Ведь нужно обратить внимание и на его рост, и на размах в плечах, рассказать о длине волос, сравнив с актером из определенного фильма, уделить внимание его бороде и иным внешним признакам, которых может быть великое множество.

Выходит, что для передачи на словах какого-либо изображения приходится использовать сотни слов, а они-то запоминаются на порядок сложнее, нежели картинка. Маловероятно, что подруге удастся в дальнейшем пересказать данное описание. И не исключено, что для нее образ этого молодого человека будет составлен именно на основе описаний.

Хочется обратить внимание на такой момент. Создается впечатление, что в нашем сознании сохраняется только образ. Данное мнение ошибочно. В действительности помимо картинки мы помним массу иных дополнительных сведений о событии, которые обеспечивают нам другие органы чувств.

Зрительная память очень важна для человека, но мало кто сознательно работает над ее развитием. Кому-то дано природой умение «фотографировать» образы, а у кого-то они стираются уже через пару секунд. Но не нужно расстраиваться - любой навык можно развить, и зрительная память не является исключением. Ее нужно лишь тренировать с помощью комплекса упражнений, о которых мы и рассмотрим ниже:

Разбивайте целое на детали

Мозгу проще запоминать образ по частям, нежели в целом - воспользуйтесь этим и разделите изображение на несколько отдельных фрагментов. Намного проще будет зафиксировать каждый из них, а потом сложить в единую картину. Эта методика уже давно применяется для задач, в выполнении которых необходимо участие зрительной памяти - например, если нужно запомнить карту.
Будущие переводчики с китайского языка на первых стадиях обучения часто сталкиваются с трудностями в запоминании иероглифов. Чтобы облегчить им задачу, преподаватели объясняют, что во всех иероглифах существуют одни и те же знаки, скомбинированные различными способами - выучив эти детали, будет намного проще запомнить сами иероглифы.

Таким же образом можно фиксировать в памяти образы, сложенные из однотипных компонентов. Например, как одет человек. Эту информацию можно разделить на три «зоны» - голова, туловище и ноги. На голове прическа или головной убор; туловище может быть одето в один предмет (пальто или платье), а может в два (свитер и джинсы), на ногах в любом случае что-то обуто (кроссовки, сапоги, туфли). Теперь запоминаем цветовую комбинацию всех этих деталей - и готово, вы уже не ошибетесь. Этот метод хорошо работает, когда нужно запоминать людей, с которыми вы видитесь впервые - например, в очереди в поликлинике.

Головоломки и ребусы

Кажется, что картинки-головоломки - это детские игры, но в действительности они хорошо развивают зрительную память у взрослых. Хороши в этом рисунки, где нужно находить отличия: отыскивая несходства на двух практически одинаковых изображениях, мы учимся подмечать детали.
Играйте в игры, где нужно запомнить предметы в определенном порядке - это помогает развить чувство композиции и верное восприятие пространства.

Развивайте синестетическое восприятие

Как пахнет солнечный день? А какой звук у этой высотки? Каков на вкус красный цвет? Это не просто игра - таким образом вы развиваете связь между визуальными образами и ощущениями всех остальных органов чувств. Синестезия помогает мозгу в изобретении сложных ассоциативных связок: с их участием будет проще находить в памяти нужные данные.
Благодаря синестезии зрительные образы прочно закрепляются в сознании - одна сенсорная система восприятия запускает механизмы другой. К слову, уже давно замечено и активно используется это свойство человеческого мозга, именно потому ветки метро различаются не только по пунктам назначения, но и по цветам. Большинству людей проще запомнить цвет, запах или вкус, чем название, поэтому все торговые марки имеют свою узнаваемую расцветку.
Через развитие синестезии вы включаете и свои творческие таланты - многие гениальные творцы из мира искусства обладали этим полезным свойством.

Копируйте асимметричные рисунки

Лучше всего отпечатываются в памяти визуальные образы, которые можно логически объяснить. И наоборот - чем меньше смысла в изображении, тем сложнее его воспроизвести. Из-за этого многие путешественники с легкостью ориентируются в современных городах с четкой структурой и сразу же теряются в старинных центрах с отсутствием логики в расположении улиц.
Существует отличное упражнение, которое оказывает очень сильное влияние на развитие зрительной памяти. Оно дается нелегко, поэтому лучше осваивать его еще в детстве. Для этого понадобится камень с сетью прожилок - мрамор или малахит. Конечно, не так просто добыть эти минералы, поэтому можно использовать их фотографии.
Вооружаетесь карандашами и рисуете «портрет с натуры», стараясь воспроизвести все прожилки, цветовые переходы, толщину и расположение черточек относительно друг друга. Потом возьмите новый листок и попробуйте повторить это по памяти. Скорее всего, сразу у вас ничего не получится, нужно будет пробовать еще и еще, чтобы копия хотя бы отдаленно соответствовала оригиналу.

Превращайте изображения в слова

Немало людей с плохой визуальной памятью могут компенсировать этот недостаток умением хорошо запоминать слова в определенном порядке. Наш мозг прекрасно справляется с заменой изображений символами. Разбив образ на детали, достаточно просто дать им словесное описание, желательно с большим количеством подробностей.
Например, вы всего один раз видели человека, и теперь вам предстоит снова встретиться с ним среди большого скопления людей. Чтобы не оконфузиться, нужно представить, что вы описываете его для составления фоторобота: «Рост выше среднего, худой, жилистый, волосы темные, коротко стриженные, глаза темные, брови широкие. Нос большой, с горбинкой. Щурится».
Преобразование зрительного образа в вербальные символы поможет конкретизировать детали, на которые вы не обратили бы внимание при беглом знакомстве с новым приятелем. Идя на встречу, вы будете просто проговаривать про себя его словесный портрет, а мозг сам воспроизведет визуальную картину.

Обращайте внимание на подробности

Когда перед мозгом не стоит задача по запоминанию каких-то элементов увиденной картины, то он и не напрягается. Чтобы довести умение подмечать подробности до автоматизма, необходимо упражняться.
Во что был одет встреченный на улице коллега? Как жестикулировал? Каким был фон за его спиной - улица, киоски, деревья? Сколько и чего вы заприметили? Как расположены предметы?
Тренируя таким образом свой мозг вы довольно быстро научите его запоминать обстановку и незначительные детали происходивших с вами событий. Главное, не позволять ему «халтурить», создавая выдуманные подробности - чтобы избежать этого, возвращайтесь на место и сверяйте особенности антуража с тем, что запомнили.

В статье вы найдет ответы на вопросы о том, как влияет зрительная память на способности к обучению, как можно развивать и тренировать зрительную память ребенка с раннего возраста.

  • Образная память, как способ анализа и сохранения информации, наиболее ярко проявляется в детском и подростковом возрасте. Со временем такой вид запоминания сменяет логическая память, основанная не на визуальном образе предметов, а на его функциональном назначении
  • Развитая с детства образная память может быть очень полезной при определенных профессиях и увлечениях – творческих, аналитических, технических
  • При эффективной тренировке образной памяти, можно развить способности к пространственному мышлению, запоминанию и визуальному воспроизведению большого объема информации

Зрительная память, особенности

Зрительная память является одной из форм образной памяти. Характерной особенностью зрительной памяти является определенное преобразование визуализации объекта в период удержания его в памяти.

В процессе сохранения зрительной информации происходят следующие видоизменения представления объекта:

  • упрощение (отбрасывание лишних деталей)
  • преувеличение (наиболее значимых элементов образа)
  • мысленное создание симметрии (необходимой для восприятия формы)
  • изменение цветовой окраски

Такие трансформации делают образ менее точным по сравнению с описательными характеристиками, но при этом превращают его в некоторый символ, прочно зафиксированный в памяти и ассоциативно вызывающий определенные присущие ему качества.

Запоминание ярких образов характерно для зрительной памяти ребенка

Зрительная память, запоминание

Запоминание – это функция отображения прошлого практического опыта, событий, образов с последующим их распознаванием и более или менее точным воспроизведением. Основой механизма зрительного запоминания являются устойчивые ассоциативные связи, соединяющие вещественные и общие явления.

Зафиксировав однажды предмет или образ, память затем параллельно воспроизводит другие объекты или события, связанные с ним. Ассоциации формируются непроизвольно, а могут быть специально подобраны для запоминания определенной информации и классифицируются:

  • по смежности – связывают 2 или более явлений во времени или пространстве, например, выполнение последовательности операций, усвоение словесного материала, определенная реакция на звуки, опасность
  • по сходству — связывают некоторые явления, обладающие подобными чертами. Они основываются на идентичности нервных связей, вызываемых в сознании объектами или событиями
  • по контрасту – объединяют 2 или более противоположных явлений. Чаще всего контрастные объекты или события вызывают эмоциональные всплески, затем подвергаются умственному анализу и сравнению, за счет чего происходит образование новых нервных связей

Более сложные ассоциации соединяют явления, связанные в реальности, но обладающие различными свойствами, происхождением, классификацией. Например, род и вид (птица — ласточка), целое и часть (лимон — ломтик), причина и следствие (дождь — радуга), предмет и определение (мороженое — холодное).

Набор картинок для тренировки ассоциативной зрительной памяти

Для создания устойчивых ассоциаций необходимы многократные повторения. Иногда связь может возникнуть быстро, если событие произвело сильное впечатление или вызвало эмоциональное переживание.

Тогда в коре головного мозга образуется активный очаг возбуждения, отвечающий за образование прочных связей. Чтобы развить ассоциативное запоминание, следует проводить с ребенком специальные игры в виде вопросов и поиска ответов:

  • «На что похож этот предмет?»
  • «Найди подходящий к нему по форме, цвету, запаху, вкусу и т.д.»
  • «На какие части можно разбить эту фигуру?»
  • «Найди недостающий фрагмент целого (группы предметов)»

Виды зрительной памяти

Практически каждое впечатление, эмоциональное переживание, увиденный образ оставляют в сознании человека след, который может храниться длительное время и использоваться в соответствующих ситуациях. Изучение функционирования памяти направлено на управление психологическими приемами и физиологическими механизмами, позволяющими удерживать и воспроизводить большой объем материала.

Такие навыки особенно необходимы в период обучения и активной познавательной деятельности. Виды зрительной памяти разделяются на следующие:

  • Долговременная память – сохраняет и удерживает информацию в течение достаточно долгого времени. На этом виде памяти основан весь накопленный практический опыт, кругозор, функции воспроизведения зрительных образов
  • Оперативная память – запускает процессы для выполнения актуальных действий с последующим забыванием промежуточной информации. Срок хранения данных оперативной памяти может составлять от пары секунд до нескольких суток
  • Эмоциональная память – запоминание чувств и переживаний. Сохраненные в памяти эмоциональные сигналы побуждают человека к действию или же удерживают от каких-либо поступков. Способность к эмпатии – сопереживанию другому человеку, вымышленному литературному или киноперсонажу является проявлением эмоциональной памяти

Зрительная моторная память

  • Моторная (двигательная память) – способность сохранения и воспроизведения основных и специальных двигательных функций, как собственных, так и увиденных. Этот вид памяти является основой для развития ходьбы, письма, бытовых навыков, ручного труда, творческих видов деятельности, выполнения спортивных упражнений
  • Плохая двигательная память обычно выражена «неуклюжестью» и отсутствием четких, скоординированных движений
  • Развитие такого вида памяти происходит на основе наблюдений и многократных повторений движений. Допускаемые в упражнениях ошибки формируют отработку движений и устойчивое запоминание

Развитие зрительной памяти — основной элемент обучения навыками чтения и письма

Кратковременная зрительная память

Кратковременная память – отражает не полное содержание явлений, а только их интерпретацию. Например, в памяти сохраняется несколько слов из сказанной фразы или наиболее яркий, не полный, а общий образ увиденного изображения.

Данный вид запоминания позволяет опознавать предметы, основываясь только на зрительном восприятии формы, цвета, содержания, ориентироваться в пространстве, используя зрительные образы.

Объем зрительной памяти

Объем кратковременной зрительной памяти взрослого человека составляет приблизительно 7±2 единицы. Для ребенка этот показатель примерно равен его возрасту. Для более точного определения используется специальная методика, включающая прохождение теста в виде картинки.

Картинки для проведения теста на объем зрительной памяти

Ребенку предлагается поочередно рассмотреть 2 изображения, а затем на пустом трафарете воспроизвести все запомненные линии из каждой части. В результате подсчитывается среднее количество правильно изображенных линий.

Правильной считается также та линия, длина и расположение которой незначительно отличается от оригинала. Полученный показатель считается объемом зрительной памяти в единицах и оценивается по 10-тибалльной шкале:

  • 10 баллов – если ребенок 10-12 лет имеет показатель более 8 единиц, в возрасте 6-9 лет — 7-8 единиц
  • 8 — если ребенок 10-12 лет имеет показатель 6-7 единиц, в возрасте 6-9 лет — 5-6 единиц
  • 4 — если ребенок 10-12 лет имеет показатель 4-5 единиц, в возрасте 6-9 лет — З-4 единицы
  • 0 — если ребенок 10-12 лет имеет показатель 0-1 единицы, в возрасте 6-9 лет — 0

Диагностика зрительной памяти

Диагностика зрительной памяти у дошкольников важна с точки зрения определения степени готовности ребенка к школе и формирования навыков, необходимых для процесса обучения.

Для проведения диагностики и исследования образной памяти у детей используется методика Д. Векслера. Результаты такого теста позволят родителям обратить внимание на наличие определенных проблем и вовремя скорректировать подготовительный период.

Тест на зрительную память

Ребенку предлагают посмотреть в течение 10-15 секунд на каждое из 4-х изображений. Затем его просят воспроизвести все, что он запомнил на чистом листе бумаги. В результате теста по степени точности рисунка начисляются соответствующие баллы.

Тест на зрительную память по методике Д. Векслера

1-ое изображение

  • 2 пересекающиеся линии и 2 флажка – 1 балл
  • правильная ориентация и направление флажков – 1 балл
  • схожий угол пересечения прямых линий – 1 балл

2-ое изображение — максимальная оценка составляет 5 баллов:

  • большой квадрат, пересеченный 2-мя линиями – 1 балл
  • 4 меньших квадрата в большем – 1 балл
  • 2 пересекающиеся прямые линии и 4 небольших квадрата – 1 балл
  • 4 точки в центре каждого квадрата - 1 балл
  • сохранение пропорциональности изображения - 1 балл

3-е изображение – максимальная оценка составляет З балла:

  • маленький прямоугольник внутри большого – 1 балл
  • вершины меньшего треугольника соединяются с вершинами большего – 1 балл
  • маленький прямоугольник расположен точно в центре большого – 1 балл

4-ое изображение – максимальная оценка З балла:

  • обе стороны картинки расположены правильно относительно центра – 1 балл
  • изображен открытый прямоугольник с углом по каждому краю – 1 балл
  • правильная форма фигуры – 1 балл

Общий результат теста составляет 14 баллов. Для развитой зрительной памяти характерен показатель от 10 баллов и выше, средний результат равен 6-9 баллам, низкий – 0-5 баллам.

Нарушение зрительной памяти

  • Нарушения зрительной памяти у детей может являться следствием патологий формирования психических функций, быть вызваны заболеваниями нервной системы и головного мозга вследствие перенесенных инфекций и травм
  • Ребенок со слабой зрительной памятью обычно отстает в усвоении школьной программы, отвлекается и нарушает дисциплину во время занятий. Как следствие, такие дети плохо запоминают содержание урока, объяснения педагога и суть заданий, что приводит к серьезным проблемам с успеваемостью
  • В начальной школе нарушение зрительной памяти проявляется в трудностях с восприятием последовательности символов, замедлении приобретения навыков чтения, письма, рисования. В старших классах могут возникнуть проблемы с усвоением большого объема информации, логическим мышлением и анализом

Тренировка зрительной памяти

  • Чтобы помочь ребенку, необходимо обратить внимание на его способность к запоминанию зрительных образов еще в дошкольном возрасте
  • Если вы заметили некоторые трудности, необходимо обратиться к врачу-невропатологу и неврологу для консультации и проведения обследования на возможные заболевания
  • Наряду с этим можно тренировать зрительную память малыша, начиная с самого раннего возраста

Примерный набор карточек для игр, развивающих зрительную память

Игры на зрительную память

Тренируйте зрительную память ребенка, используя игровые методы:

  1. Приготовьте парные картинки знакомых предметов. На одной должен быть изображен объект, лучше яркого цвета и простой формы, на другой – тот же самый предмет, но с отсутствием некоторых элементов. Сначала предложите малышу первое изображение и дайте время на рассмотрение (около 1 минуты), затем уберите первую картинку и дайте другую, попросив назвать отличия
  2. Разложите перед ребенком до 10-12 картинок с изображениями простых знакомых предметов или сами предметы (это могут быть кубики разных цветов, мячики, мелкие игрушки, посуда). После того, как малыш внимательно их рассмотрит, уберите все и попросите назвать те, которые он запомнил. В возрасте 5-7 лет хорошим результатом будет, если ребенок назовет 6-8 предметов
  3. Другим вариантом этой игры станет называть картинки или предметы вместе с ребенком по очереди. Проиграет тот, кто не сможет вспомнить очередной предмет
  4. Возьмите 5-8 предметов, разложите их на ровной поверхности и позвольте малышу хорошо их рассмотреть. Затем попросите его отвернуться и поменяйте 2 предмета местами, уберите или добавьте один. Предложите ребенку рассказать, что изменилось
  5. Поиграйте в суперагентов. Расскажите ребенку о секретных агентах, которые умеют запоминать все с первого раза. Теперь предложите малышу внимательно рассмотреть картинку или фотографию, например из детского журнала. Попросите ребенка рассказать подробно все, что он запомнил – кто во что одет, кто в какой позе находится, какие предметы были на заднем фоне и т.д. Если картинка была несложной, попросите ребенка нарисовать ее по памяти, используя увиденные цвета
  6. Возьмите счетные палочки и сложите из них простую фигуру (квадрат, треугольник, домик, елочку). Попросите ребенка запомнить фигуру, а затем сложить такую же. Малыш должен по возможности использовать такое же количество палочек и расположение цветов

Набор изображений для тренировки зрительной памяти

Упражнения на зрительную память

Для детей школьного возраста помимо игр полезны будут специальные упражнения для тренировки зрительной памяти. Для проведения таких занятий вам потребуется провести подготовительную работу и сформировать материал в виде специальны карточек и рисунков.

  1. Покажите ребенку лист, на котором изображены разнообразные геометрические фигуры или узоры, как симметричные, так и произвольной формы. После того, как он хорошо рассмотрит изображение, попросите воспроизвести увиденное на чистом листе. Сложность и количество фигур зависят от возраста и подготовки ребенка. Начинайте с нескольких простых форм, постепенно усложняя задачу
  2. Приготовьте карточки с цифровыми рядами, содержащие разное количество цифр. Покажите ребенку карточку, затем попросите назвать цифры подряд. Начинайте с 2-3 цифр, постепенно увеличивая их количество. Аналогичным образом можно тренировать память, запоминая последовательности букв и слов.
  3. Тренируйте ассоциативную память. Сделайте карточки, на которых на одной стороне будет написано слово, а на другой – понятное ребенку определение к этому слову
    Например, утро – туманное, друг – надежный, стол – круглый и т.д. Повторите вместе слова и определения, затем показывайте ребенку только определения и попросите восстановить по ним слова. Одновременно используйте 20-30 карточек

Видео: Тренировка зрительной памяти

4 метода, которые помогут тебе развить зрительную память. Сохрани себе.

Однажды я видела передачу о людях, которые обладали потрясающей зрительной памятью.

Им было достаточно посмотреть минуту на страницу, чтобы пересказать дословно текст, они безошибочно определяли, что изменилось в облике людей, замечая наиболее мелкие детали, воспроизводили колонку из нескольких десятков цифр.

Я была просто поражена увиденным, но удивилась еще больше после слов эксперта программы, который утверждал, что достичь подобного может любой человек.

Был среди гостей и специалист, который давал практические рекомендации, .

Я тогда записала услышанные советы, а, готовя этот материал, нашла еще одно полезное упражнение, которое поможет вам справиться с визуальной забывчивостью.

Что такое зрительная память и почему нужно ее развивать?

Психологи считают, что природой в человека заложена «дружба» с каким-то одним видом памяти.

Например, кому-то проще всего воспринимать информацию на слух, кому-то достаточно один раз посмотреть на рисунок, чтобы запомнить все, что на нем расположено, а кто-то и вовсе запоминает носом, то есть – безошибочно узнает и воссоздает унюханные один раз запахи.

Чаще всего у людей срабатывает комбинированная память, но все равно какой-то из анализаторов (зрение, слух, нюх, и т.д.) преобладает над другими.

Не так давно калифорнийские ученые провели эксперимент: группа людей, каждый из которых длительное время работал с ноутбуком Apple, должны были воспроизвести логотип этой известной компании.

Вот только не надо фыркать сейчас: «Что может быть проще?! Надкушенное яблоко!».

Ответ, конечно, правильный.

А вы помните слева или справа надкушен плод? А есть ли сверху листик? А если есть, то в какую сторону он наклонен?

Подопытные тоже были в глубоком замешательстве.

И лишь один из сотни справился с поставленной задачей.

Остальным же, явно пригодились бы советы, как развить зрительную память .

«Память - это то, что заменяет мне вид из окна.»
Молчание ягнят

Ученые были в шоке и поставили диагноз: визуальный склероз у современного общества.

В принципе, если вы не блудите по улицам собственного города, не пытаетесь ворваться в соседний подъезд, считая, что именно здесь находится ваша квартира, и не спрашиваете у своего мужа, с которым прожили не один день: «Мужик, ты кто?», то особых проблем для беспокойства нет.

Однако есть те, кому обязательно нужно улучшать свою зрительную память:

  • Дети. Ведь вы же не хотите создать своему чаду проблемы во взрослой жизни из-за того, что он даже людей плохо различает.
  • Полицейские, художники, военные – в общем, все те специалисты, которым без зрительной памяти в своей профессии никак.
  • Люди, желающие совершенствоваться ежедневно, и не собирающиеся мириться со своими недостатками.

Моя подруга и ее зрительная память


С Леной мы дружим давно, поэтому не боимся делиться друг с другом своими болями и радостями.

Еще в школе подруга мне пожаловалась, что очень страдает от того, что плохо запоминает лица, местность и многие другие важные для повседневной жизни детали.

Мы поговорили, я ее утешила, как могла, да и постепенно позабылся этот разговор.

Не так давно оказалось, что Лена всерьез занялась вопросом, как развить зрительную память , даже читала специальную литературу и выполняла какие-то упражнения.

Но больше всего ей помогло в решении проблемы – рисование.

Она по профессии дизайнер-график, поэтому рисовать любит с детства.

И вот она свой талант использовала для улучшения зрительной памяти.

Купила большой блокнот, который всегда носила с собой, и в свободное время упражнялась.

Например:

  1. Посмотрела недолго на ветку, а затем – отвернувшись, постаралась точно воспроизвести ее.
  2. Рассыпала по столу с десяток зубочисток или спичек, глянула на порядок их расположения, накрыла их чем-то непрозрачным и быстренько зарисовала все.
  3. Пришла однокурсница в красивом бисерном украшении с каким-то хитрым плетением. Лена присмотрелась к нему, а затем на паре воспроизвела на бумаге это ожерелье и т.д.

Подруга утверждает, что подобные упражнения очень улучшили ее зрительную память, правда произошло это не так уж и быстро: в течение нескольких лет.

Если вам нужен результат гораздо быстрее, то придется поднапрячься.


Очень эффективно развивают зрительную память:

    В детских журналах очень часто печатают такое задание: две картинки рядом и подпись «Найди 5/10/15 отличий».

    В интернете тоже полным-полно таких картинок.

    Хорошо помогает игра, в которую мы иногда играем с друзьями во время посиделок.

    Ведущий внимательно всматривается в окружающих, а затем выходит из комнаты.

    В это время все остальные меняют что-то в своем облике.

    Ведущий возвращается и называет произошедшие изменения.

    Напрашивайтесь почаще быть ведущим.

    Да, обычное чтение про себя.

    Поглощайте в день не менее 100 страниц и ваша память быстро улучшится.

    Даже если вы работаете в одном здании десяток лет, это вовсе не означает, что вы сможете воспроизвести, например, количество окон на этаже, четкое расположение кабинетов, цвет стен в разных офисах и т.д.

    Возьмите за привычку не просто пробегать взглядом, а замечать.

    Внимательно рассматривайте здания, мимо которых проходите, людей, с которыми ездите в общественном транспорте, одежду коллег, а затем вечером постарайтесь воспроизвести все это в своем воображении максимально точно.

    Выбирайте для похода на работу новые маршруты, путешествуйте (пусть даже это будут соседние населенные пункты), знакомьтесь с новыми людьми и т.д.

    При этом не уходите в себя, не отгораживайтесь, а постарайтесь буквально вбирать глазами все детали.

По мнению психологов наиболее эффективно развить зрительную память помогает такое упражнение.

В течение 1–5 минут концентрируйте внимание на каком-нибудь предмете.

Не позволяйте себе отвлекаться ни на что!

Затем, отвернувшись, постарайтесь мысленно, словесно или графически в точности воспроизвести этот предмет.

Постепенно усложняйте упражнение: выбирайте вещи с большим количеством деталей и сокращайте время на их рассматривание.

Предлагаю пройти элементарный тест на проверку зрительной памяти!

Жми Play и запоминай слова 🙂

Если вы постараетесь, то буквально через несколько месяцев зрительная память улучшится, а если продолжите тренироваться, то через год-два сможете попасть в передачу типа той, которая меня впечатлила и вдохновила на написание этой статьи.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Зрительная память: упражнения для тренировки

Зрительная память: упражнения для тренировки

Зрительная память развита у каждого из нас по-разному. Но иметь хорошую зрительную память очень полезно, в чем можно убедиться в самых разных жизненных ситуациях. Способность запоминать зрительные образы можно и нужно тренировать!

Когда мы смотрим на тот или иной предмет, в нашей памяти остается его зрительный образ. У каждого из нас он будет своим. Способность запоминать форму, цвет предмета и другие его особенности зависит от того, насколько человек восприимчив к зрительным впечатлениям.

По данным профессора медицины Клайва Харпера (Австралия), зрительная
память австралийских аборигенов на 50% лучше, чем у представителей белой
расы, а часть мозга, отвечающая за нее, - на 25% больше. Это результат
особенностей эволюционного развития этноса на протяжении более 80 тысяч лет.

Зрительная память и ее виды

В зависимости от того, с какими подробностями человек воспроизводит в памяти тот или иной визуальный образ, зрительная память бывает слабо развита, умеренно развита и развита в совершенстве. Большая часть людей в этом отношении находится в пределах нормы, которой хватает для обычной жизни. Но есть сферы деятельности, где этого недостаточно. Спецагентам, художникам, шоферам, искусствоведам и т. п. нужна зрительная память выше средней.
Тренировать зрительную память, которая с годами только ослабевает, желательно не только им. Если вы не хотите забывать лица знакомых, терять вещи, плохо ориентироваться на местности, регулярные тренировки зрительной памяти помогут вам сохранить ее.

Упражнение № 1: возвращаем внимание
Для этого упражнения нужно принять удобное положение, расслабиться и начать подробно разглядывать кисть руки, стараясь всмотреться в каждый ее миллиметр. Во время выполнения упражнения необходимо сосредоточиться и ни о чем не думать. Если внимание рассеивается, нужно возвращать его обратно. Общее время на упражнение: 10 минут в день (по 5-7 секунд несколько раз в день, меняя угол зрения).

Упражнение № 2: «растворяем» образ
Для этого упражнения нужно найти какой-нибудь предмет (приятный глазу или нейтральный, но не телевизор). На него нужно смотреть 3-5 секунд не отрываясь, стараясь запомнить все подробности. Затем сделать вдох, закрыть глаза на 3-5 секунд, задержать дыхание и в этот момент представить себе предмет. После этого мысленно «растворите» его образ на выдохе. Выполняя это упражнение, можно менять варианты «стирания» образа, скорость и ритм.
Общее время на упражнение: не менее 2 раз в день (постепенно можно переходить от 5-7 упражнений к 50 за один подход).

Упражнение № 3: стараемся запечатлеть предмет
Необходимо смотреть на предмет (лучше цветной) от 3 до 10 минут. После этого нужно закрыть глаза на 3 минуты и постараться воспроизвести предмет в своем воображении в как можно более четком и ярком варианте. Попытку нужно повторить несколько раз, постоянно сверяясь с оригиналом.
Если вы научились четко представлять себе предмет с закрытыми глазами, можно переходить ко второму этапу: смотрите на предмет в течение 3-10 минут. Затем развернитесь на 180 градусов и посмотрите на лист белой бумаги (приготовьте заранее). Ваша задача - увидеть образ предмета на нем. После того как вы научитесь легко воспроизводить образы предметов, можно переходить к открыткам и картинам.

Упражнение № 4: стараемся «поймать» увиденное
Для выполнения задачи нужно неожиданно остановиться и бросить взгляд на предмет перед собой. Затем закрыть глаза и постараться восстановить в своем воображении то, что вы увидели и свое состояние при этом. С помощью этого упражнения можно научиться запоминать состояния и воспроизводить их. Общее время на упражнение: 10-15 раз в день, для начала по 15-20 секунд, затем по 5 минут.

Упражнение № 5: «фотографируем» прохожих
Это упражнение легко выполнять на улице. Задача - бросить взгляд на прохожего («сфотографировать»), а затем закрыть глаза и представить, как и куда он продолжает движение. Тренироваться нужно до тех пор, пока вы с легкостью не научитесь воспроизводить «сфотографированный» образ.

Упражнение № 6: играем со спичками
Для того чтобы выполнить это упражнение, нужно попросить кого-нибудь выложить на столе фигуру из спичек и накрыть листом бумаги. Затем лист поднимается на 1-2 секунды, чтобы вы могли посмотреть на фигуру. После этого нужно закрыть глаза и мысленно подсчитать количество спичек. Потом глаза можно открыть и попробовать выложить из спичек такую же фигуру.
Заключительный этап упражнения - проверка соответствия количества спичек и схемы их размещения с оригиналом. После того как у вас будет получаться свободно выстраивать фигуру из 10 спичек, можно переходить к следующему упражнению.

Упражнение № 7: выкладываем ассоциации
Это сложное упражнение также выполняется с чужой помощью. Заранее приготовьте спички (200-300 штук). Затем нужно попросить кого-то из близких вам людей произносить слова с определенной паузой (для начала в 1 минуту), которую от упражнения к упражнению нужно сокращать вплоть до 30 секунд. Во время паузы вам нужно будет выкладывать из спичек ассоциации, которые вызывает произнесенное слово. Количество слов тоже можно постепенно увеличивать, доводя до 50.

Упражнение № 8: стараемся увидеть яркое
Во время этого упражнения нужно стараться смотреть на предмет, ни о чем не думая, стремясь запомнить его целиком (этому было посвящено первое упражнение). Необходимо охватывать взглядом весь предмет, концентрируясь на его центре. Как только у вас возникнет какая-либо (любая!) мысль, нужно закрыть глаза и представить себе этот предмет в максимально ярком цвете.

Упражнения даны в той последовательности, в которой их желательно выполнять. После того как у вас получится правильно выполнять первое, можно переходить к следующему и так далее.

Особенности зрительного восприятия и памяти зависят от внешней среды,
в которой родился и рос человек. Жители пустынь и саванн или мест, где
преобладает белый цвет (снег, лед), иначе воспринимают и запоминают
внешние объекты, чем люди, родившиеся и выросшие
в городе или в условиях высокогорья.

Ярослав Колпаков, клинический психолог, кандидат психологических наук: «Иногда недостаточно развитая зрительная память может быть обусловлена недостаточностью созревания определенных нервных структур головного мозга или зрительного анализатора в детско-подростковом возрасте. Также причиной недостаточности зрительной памяти или ее снижения могут быть расстройства или заболевания указанных структур нервной системы. Если вы заметили у себя выраженные изменения (недостаточность, снижение) зрительной памяти, рекомендуется проконсультироваться у специалистов - врача-офтальмолога, невролога, нейропсихолога».

Эксперт: Ярослав Колпаков, клинический психолог, кандидат психологических наук

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com