Меню
Бесплатно
Главная  /  Пошив одежды  /  Дети и деньги: сколько давать на карманные расходы. Карманные деньги – детям: давать или не давать

Дети и деньги: сколько давать на карманные расходы. Карманные деньги – детям: давать или не давать

Многие родители регулярно выдают детям средства на карманные расходы. Они являются сторонниками такого метода и считают, что можно научить ребенка грамотно тратить и ценить каждую копеечку. Однако есть родители с противоположным мнением.

Нужны ли карманные деньги детям – изучаем все плюсы и минусы

Никто специально не будет обучать вашего ребенка правильно тратить и экономить . Этим навыкам его смогут . Но вот стоит ли учить ваше чадо экономии карманных денег спорный вопрос. Давайте попробуем разобраться, взвесив все плюсы и минусы.

Преимущества:

  1. Развивают самостоятельность . При наличии карманных денег ребенок будет самостоятельно принимать решения: на что и как их тратить. Он сам будет подсчитывать свой скромный капитал, сам будет совершать покупки, возможно даже копить.
  2. Придают уверенность в себе . Когда вы еженедельно или ежемесячно выдаете наличные средства, он может распоряжаться ими самостоятельно. Доверие взрослых способствует повышению самооценки.
  3. Формируют ответственность . С появлением денежных средств у ребенка возникает чувство ответственности. Он старается сохранить денежные средства, анализирует купленные вещи, наблюдает за реакцией родителей на покупку.
  4. Вырабатывают умение обращаться с деньгами . Ребенок на собственном опыте научится обращаться с финансами. Он поймет, что нужно планировать покупки, попробует копить определенные суммы и правильно расходовать.
  5. Карманные деньги могут пригодиться . В незапланированных ситуациях, например, нужно срочно поехать куда-то или купить лекарства они могут пригодиться.

Однако есть мнение родителей о том что, детям незачем покупать что-то самим, ведь для них и так все предоставляют.

Недостатки:

  1. Дети могут неправильно распоряжаться выделенными средствами и покупать алкоголь, сигареты, вредные продукты питания.
  2. Они быстро привыкают к постоянному финансированию и вскоре могут перестать ценить их.
  3. Карманные деньги могут отобрать сверстники, либо старшеклассники.
  4. Постоянная выдача денег может избаловать отпрыска . Он будет получать их просто так, поэтому через какое-то время его желания возрастают, и он может потребовать больше.

Я считаю, что ребенку нужны карманные деньги. Для него это станет шагом во взрослую жизнь . К тому же, как научить обращаться с ними, если не давать их.

Сколько карманных денег нужно давать детям и как часто?

Возраст

Важно определиться с какого возраста нужно давать деньги на карманные расходы. Обычно родители дают их детям с первого класса. Посещая школу, детям нужна определенная сумма денег для покупки еды , оплаты проезда, канцелярских принадлежностей.

Психологи также считают, что ребенок нуждается в них с момента поступления в школу.

Сумма

Теперь попробуем выяснить какую сумму выдавать на эти потребности, и с какой периодичностью это делать. Подумайте, на что он будет тратить выделенную сумму. Учтите обязательные расходы (проезд, еда, оплата сотовой связи) и добавьте немного денег дополнительно . Поинтересуйтесь у родителей одноклассников о том, сколько денег они дают.

Материальное положение в каждой семье различно. Размер выдаваемых карманных денег должен быть сформирован с учетом семейного бюджета , необходимых затрат и возраста. Мудрое и ответственное решение должны принять родители в присутствии ребенка.

Также не забывайте, что с увеличением возраста его потребности возрастают, поэтому количество выдаваемых денег нужно будет увеличивать примерно раз в год.

Семьи со средним и высоким уровнем достатка могут позволить давать детям больше денег. Но родителям следует учесть, что это сумма должна быть на одном уровнем с одноклассниками .

Периодичность

После того как вы подсчитали сумму предназначенную для карманных денег, нужно определить периодичность .

Для детей время бежит гораздо медленнее, чем для взрослых, поэтому месяц для них может показаться довольно большим сроком. Первоклассник вряд ли сможет грамотно распределить свои расходы на месяц, скорее он потратит все в первую неделю, а то и раньше. Начинать нужно с малого. Чем меньше возраст школьника, тем чаще давайте ему денежные средства . Поэтому ученикам начальных классов лучше выдавать их один раз в неделю.

Детям же старшего школьного возраста – один раз в месяц. Выберите определенный день для выдачи «зарплаты» . Лучше, если это будет середина недели, тогда не будет ассоциации с окончанием недели и поощрением за учебу.

Не давайте денежные средства раньше положенного срока. Не идите на уступки, иначе ребенок не научится рационально и ответственно тратить их.

Как ребенка научить правильно распоряжаться карманными деньгами?


Я решилась выдавать своему ребенку карманные деньги и не жалею об этом. Мне удалось научить его обращению с ними и азам экономии. Доверяю своей дочери, поэтому лишь иногда интересуюсь о ее покупках и напоминаю, что деньги нужно тратить с умом .

С возрастом у детей появляются всё новые и новые интересы, и это неудивительно: то, что привлекает внимание трехлетнего малыша, вряд ли заинтересует подростка. И однажды наступает время, когда ребенок приходит к осознанию своей потребности в карманных деньгах.

О том, так ли уж необходимы подросткам деньги на карманные расходы, а также о плюсах и минусах карманных денег вы узнаете из данной статьи.

Для чего нужны карманные деньги?

Дети постепенно становятся более независимыми от родителей. В школе у них появляется собственный круг общения, свои занятия и привычки. Ребенок школьного возраста – это уже почти сформировавшаяся личность. Но при этом он еще не определился со своими жизненными целями и продолжает экспериментировать, учась на своих ошибках и приобретая такой важный жизненный опыт. И нередко этот опыт требует финансовых вложений.

Кроме того, находясь в социуме, в школьном коллективе, ребенок хочет обладать своими деньгами как минимум для того, чтобы не выглядеть белой вороной среди более «продвинутых» одноклассников или, наоборот, чтобы выделиться из толпы и «пустить пыль в глаза» товарищам.

Зачем еще нужны карманные деньги? Чтобы иметь возможность перекусить на переменке, а также на проезд в метро или маршрутном такси, на покупку сладостей и удовлетворение прочих детских желаний и потребностей.

Многих беспокоит вопрос, сколько денег давать детям. Единого ответа на него дать невозможно, поскольку это зависит от финансового благополучия каждой отдельной семьи. С количеством средств, выделяемых ребенку, можно определиться, собрав «семейный совет», на котором обязательно должен присутствовать и сам ребенок. Пусть он расскажет, на какие нужды ему нужны деньги, и в зависимости от этого будет определен его недельный бюджет.

Карманные деньги: за и против

Среди родителей не утихают споры, нужны ли детям карманные деньги, или лучше выдавать их дозировано, на конкретные цели. Давайте разберемся, чего в вопросе карманных денег больше – плюсов или минусов?

Преимущества карманных денег для детей следующие:

  1. Ребенок с детства учится распоряжаться деньгами, планировать свои расходы, а порой и экономить. Этот полезный навык обязательно пригодится ему в будущем.
  2. Карманные деньги помогут в экстренной ситуации, когда нужно срочно вызвать такси, купить лекарство и т.п.
  3. Ребенок может купить то, что сам считает нужным, а не убеждать родителей в том, что ему это необходимо, и не выпрашивать деньги.
  4. Для подростков от 14 лет карманные деньги вдвойне важны: они позволяют чувствовать себя увереннее. Имея свои сбережения, можно не просить у родителей деньги всякий раз, когда парню нужно, к примеру, пригласить девушку в кино и купить цветы. Да и для самих девушек определенная финансовая независимость не менее дорога.

Обратной же стороной «денежной» медали являются следующие недостатки :

  1. Ребенок быстро привыкает к тому, что в кармане всегда «водятся» деньги, и перестает ценить их.
  2. Дети могут тратить деньги, которые дают им родители, не на еду и транспорт, а на сигареты и слабоалкогольные напитки. Это случается не так уж редко, особенно в старшем школьном возрасте. Бороться с этим, лишая ребенка карманных расходов, бесполезно. Эту проблему следует решать профилактическими беседами о вреде этих привычек.
  3. Подросток получает деньги, не прикладывая к этому никаких усилий. Исправить эту ситуацию можно, предложив ему попробовать найти подработку.

Как заработать карманные деньги?

Чтобы ребенок на собственном опыте понял, что такое заработок, и впредь ценил свой труд и труд родителей, дайте ему возможность заработать себе на карманные расходы. Для этого можно:

Чапская Кристина

Исследовательский проект по обществознанию "Роль карманных денег в жизни современного подростка"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

номинация «Исследовательский проект»

Р ОЛЬ КАРМАННЫХ ДЕНЕГ

В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА>>

Ученица 7 б класса

Адрес: п. Пионерский

улица Коммунистическая

Руководитель: Гудукас И.М.,

Учитель истории и обществознания,

I квалификационной категории

2011г

  1. Введение
  2. Что такое деньги?
  3. История появления денег.
  4. Афоризмы о деньгах.
  5. Исследование проблемы карманных денег современных родителей и подростков.
  6. Выводы.

Приложение 1 (социологическое исследование в графиках и таблицах)

Приложение 2 (памятка для учащихся «Как управлять своими деньгами»)

Введение.

Интерес к деньгам - естественный этап развития современного ребенка, который уже в три-четыре года понимает значение денег, как мерила стоимости товаров и услуг.

В наш век рыночных отношений, деньги стали занимать главное место в жизни не только взрослых людей, но и детей. А как же иначе, если мама с папой целый день только и делают, что говорят о том, что сколько стоит, где подорожало и как заработать.

Если ребенок никогда не видел и не держал денег в руках, то в будущем он может вырасти расточительными, совершенно не умеющим распоряжаться своими деньгами и не способным делать сбережения. Приучать ребенка к разумной трате денег задача родителей. По сути, постоянное требование покупок или денег является свидетельством недостаточной социализации ребенка. Он пребывает в заблуждении, что тратить деньги надо исключительно на развлечения и его личные удовольствия. Обычно такое поведение свойственно малышам двух-трех лет, но может закрепиться и до более старшего возраста, если родители вовремя не приучат своих детей грамотно распоряжаться деньгами.

Опасно и потакание желания ребенка, удовлетворение всех его прихотей и отгораживание от финансовых проблем семьи. Когда детям серьезно, без скидок на возраст объясняют, почему не может быть сделано то или иное приобретение, они редко капризничают и изводят родных своими требованиями.

Поэтому, нам показалось очень интересным посмотреть отношение к деньгам современных подростков, их родителей, а также узнать, как распоряжаются своими финансами современные дети.

Для работы над исследованием мы выдвинули следующую гипотезу : «Современные подростки, обладающие карманными деньгами, не умеют разумно управлять своими финансами».

Исходя из этого, мы поставили следующую цель нашего исследования:

«Изучить проблему карманных денег современных подростков и помочь им научиться грамотно распоряжаться своими финансами».

Данная цель будет реализована через решение следующих задач :

  1. изучить историю появления денег;
  2. изучить примеры народной мудрости, через подбор различных афоризмов и мнений известных людей о деньгах и их роли в жизни людей;
  3. исследовать отношение к карманным деньгам современных подростков и их родителей;
  4. разработать памятку для учащихся «Как научиться управлять своими деньгами».

Для проведения исследования мы используем следующие методы :

  1. работа с литературой и интернетом;
  2. социологическое исследование в форме анкетирования и опроса;
  3. анализ и обобщение материала;
  4. работа в программе « Microsoft Word » и « Power Point ».

Что такое «Деньги»?

Слово «деньги» происходит от латинского «moneta», что было одним из имен Юноны, римской богини, храмы которой использовались для чеканки монет.

Деньги являются важнейшим атрибутом рыночной экономики. От того, как работает денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития любой страны.

Обычно выделяют четыре основные функции денег: мера стоимости, средство накопления, средство обращения, средство платежа. Часто выделяют и пятую функцию денег - функцию мировых денег, проявляющуюся в обслуживании международного товарообмена.

Основная функция денег – это мера стоимости, т.е. измерение стоимости различных товаров и услуг - автомобилей, компьютеров, одежды и пр.

В каждой стране установлена собственная денежная единица, которая является мерой стоимости всех товаров и услуг, присутствующих на рынке. В России мерой стоимости, например, является рубль, в США - доллар, в Японии – иена, в Германии – немецкая марка. Деньги могут выступать и как международный эквивалент, например, в странах Евросоюза - это евро.

История появления денег.

История денег начинается с тех давних времен, когда людям, приходилось менять одну вещь на другую, чтобы получить то, что им было нужно. Если человеку нужен был топор, шкура или продукты питания он находил тех, у кого были указанные предметы, и обменивал их на что-нибудь необходимое уже для обладателей топора или шкуры. С течением времени, основные занятия людей - охота и собирательство, были заменены более эффективными – выращиванием растений и разведением скота: в результате стали появляться излишки одного или другого товара. Племя, обладающее излишками шкур животных, но испытывающее нехватку зерна могло обмениваться с другим племенем, имевшим его избыток. Так появилось понятие бартера.

Однако подобный способ обмена товарами был весьма затруднительным, так как предполагал нахождение в одно и то же время и в одном и том же месте двух предметов мена, что не всегда представлялось возможным, особенно в периоды несовпадения урожаев фруктов и пшеницы. Выход был найден – появились промежуточные предметы обмена, по сути, прототипы денег – раковины, природные драгоценные металлы, меха, соль. Из самых удивительных и непривычных для современного человека стоит назвать, каменные деньги Исландии, слоновая кость на острове Фиджи, брикеты чая в Сибири, шкурки куниц, соболей, белок, лисиц в Древней Руси. Также у древних славян роль денег выполняли лен и изготовленная из него ткань - полотно. От слова «полотно» произошло всем нам известное слово – платить.

К слову сказать, в Древнем Риме с солдатами часто расплачивались мешками с солью (слово жалование пришло оттуда) потому, что соли было мало и она была необходима для консервации продуктов, а в Европе, в XII в. за фунт имбиря можно было приобрести корабль.

Приблизительно в 2500 г. до н.э. в Египте и на территории Малой Азии, при оплате товаров и услуг начали использовать различные металлы – золото, серебро и медь. Сначала они обращались в виде слитков, впоследствии, слитки стали клеймить, удостоверяя тем самым качество металла, – так появились монеты, наличие которых существенно упростило товарообмен.

Слово «монета» обязана своим появлением древним римлянам, использовавшим Храм богини Джуно Монета в качестве мастерской для чеканки монет. Спустя некоторое время, все места, где изготавливались монеты, стали называть «монета». Английский вариант этого слова «минт», французский - «моне»; от этого слова и произошло английское слово «money»– деньги.

Сами монеты впервые появились в Лидии и Древней Греции в VIII-VII веке до нашей эры. Появляясь в развитых государствах, монеты быстро распространялись и в соседних варварских племенах, потом все далее и далее.

Уже в VII-VI веках до нашей эры большинство городов Греции чеканили монеты. В основу денежно-монетных единиц легли общие почти для всех греков весовые единицы и их названия: талант, мина, статер, драхма, обол. Талант и мина играли роль весовых единиц, а средством обращения (монетами) стали статер, драхма, оболи кратные им монеты не выше 10 драхм.

Следует различать два типа греческих монетных систем: основанные на статере - системы, для которых основным металлом было золото, и на драхме - “серебряные” монетные системы. Вышеупомянутые монетные системы были основными в Греции и эллинских странах. Кроме них, существовал ряд других систем: Финикийская, Абдерская, Хоисская, Родосская и др. Кроме золотых и серебряных монет в Древней Греции чеканились медные монеты халк и лепта.

Первые римские монеты, которые выглядели как большие литые кружочки из меди и бронзы, были изготовлены около 338 г. до нашей эры на основе принятой в Риме и средней Италии торговой системы веса. Она весила полный римский фунт - 272,88 грамм (английский фунт - 453,59 грамм) и носила название асс. После начала чеканки в 269 году до нашей эры асс “похудел” до 54,59 г. С тех пор все римское монетное дело базировалось на единой основе - солид, весом 4,55г, который стал основной счетной единицей государства.

Самыми удобными и распространенными были китайские монеты “ушу” - с квадратным отверстием, чтобы их можно было нанизать на шнурок и носить в виде связки. В ходу были золотые, серебряные и платиновые монеты из Рима, Византии, Арабского халифата, Индии и Монголии. Они послужили образцами

для денег, которые позже начали чеканить в Таразе, Баласагуне, Отраре и Сауране. На монетах изображали знак родового племени - тамгe. Это могла быть фигурка животного, птицы, рыбы, то есть того, что символизировало землю, небо и воду.

Одним из важнейших моментов в истории развития денег является возникновение бумажных денег. Несмотря на то, что древнейшими бумажными деньгами признаны расписки вавилонцев, датированные 2500г. до н.э., древнейшие банкноты, как утверждают историки, могли быть отпечатаны в Китае. В 1273 до н.э. Хубылай Хан (1215-1294 гг., основатель монгольской династии в Китае, потомок Чингисхана) выпустил бумажные записки, сделанные из темно-красной коры и отмеченные его печатью и подписью казначея.

Первая европейская банковская записка - банкнота была отпечатана в Швеции в 1661 году. Первые бумажные деньги в Британской империи возникли в форме обещательных записок, выдаваемых массачусетским солдатам в 1690 г., при неудачном осаждении г. Квебек, когда не было добыто трофеев для оплаты.

Самыми удобными и распространенными были китайские монеты “ушу” - с квадратным отверстием, чтобы их можно было нанизать на шнурок и носить в виде связки. В ходу были золотые, серебряные и платиновые монеты из Рима, Византии, Арабского халифата, Индии и Монголии. Они послужили образцами для денег, которые позже начали чеканить в Таразе, Баласагуне, Отраре и Сауране. На монетах изображали знак родового племени - тамгe. Это могла быть фигурка животного, птицы, рыбы, то есть того, что символизировало землю, небо и воду.

* http://nominalis.ru17 Мой первый капитал

* Воронов Ю. П. Страницы истории денег. - Н. 1999.

Афоризмы о деньгах.

  • Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство. (Б. Ауэрбах)
  • Деньги для людей умных – составляют средства, для глупцов – цель. (Э. Бомен)
  • Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть их. (М. Монтень)
  • Там, где сорят деньгами – очень сложно блюсти чистоту. (Э. Севрус)
  • Деньги – это некое шестое чувство, без которого остальные пять – неполноценны. (С. Моэги)
  • Большие деньги редко делают кого-либо добрым малым. (Э. Севрус)
  • Деньги никого не сделали дураком, они только выставляют дураков напоказ. (К. Хаббард)
  • Считается, что любовь к деньгам – корень всех бед, тоже можно и сказать про отсутствие денег. (С. Батлер)
  • Те, кто считают, что деньги – это все, без всякого сомнения, готовы на все ради денег. (Э. Бомен)
  • Можно без ущерба бросать деньги на ветер, когда он дует в вашу сторону. (Э. Севрус)
  • Человеку, у которого нет денег – трудно остаться порядочным. (Б. Франклин)
  • Деньги могут быть и добрыми и злыми, в зависимости от того, в чей карман они попадают. (В. Швебель)
  • Щедрость состоит не столько в том, чтобы давать много, сколько в том, чтобы давать своевременно. (Ж. Лабрюйер)
  • Наличные - не единственная связь человека с человеком. (Т. Карлейль)
  • За деньги мы вынуждены платить свободой. (Р. Стивенсон)
  • Деньги - как навоз: если их не разбрасывать, от них будет мало толку. (Ф. Бэкон)
  • Жизнь слишком коротка, чтобы делать для себя то, что могут для тебя сделать за деньги другие. (С. Моэм)
  • Когда человек говорит, что деньги могут все, знайте: у него их нет, и никогда не было. (Э. Хоу)
  • Деньги - общее достояние. Каждому позволено брать столько, сколько он хочет, - при условии, что он это может. (В. Швебель)
  • Всеобщее уважение к деньгам - это единственное в нашей цивилизации, что дает надежду, единственное здоровое место в нашем общественном сознании. Деньги важнее всего, что есть в мире. Они являются столь же ярким и бесспорным отражением здоровья, силы, чести, щедрости и красоты, сколь бесспорно болезни, слабость, бесчестие, низость и уродство отражают их недостаток. Не последним из их достоинств является то, что они сокрушают людей низких с той же неизменностью, с какой укрепляют и возвышают людей благородных. И только когда они удешевляются до степени обесценения в глазах одних людей и удорожаются до степени недосягаемости в глазах других, только тогда они становятся проклятьем. (Б. Шоу)
  • Деньги все могут сделать: они срывают скалы, высушивают реки; нет такой вершины, на которую не мог бы взобраться нагруженный золотом осёл. (Ф. Рохас)
  • Деньги - одно из величайших орудий обретения свободы, придуманных человеком. (Ф. Хайек)
  • Самый безопасный способ удвоить свои деньги - это сложить их вдвое и положить в собственный карман. (К. Хаббард)
  • Деньги - это свобода, выкованная из золота. (Э. Ремарк)
  • Везучие живут с деньгами, невезучие - без, а негодяи - для. (Ж. Элгози)
  • Хорошо, когда у тебя есть деньги и все, что можно купить за деньги, но неплохо также время от времени проверять, не потерял ли ты то, что нельзя купить за деньги. (Д. Лоример)
  • В финансах наказание следует тотчас за оплошностью. (П.Лакретель)
  • Деньги - последний друг, верный до конца. (С. Батлер)
  • Деньги - вещь хорошая и приятная, вот только люди их портят. (Т.Герцль)

Исследование проблемы карманных денег подростков.

Понятно, что деньги – это необходимая в современном мире вещь, но при этом мы сталкиваемся с проблемой Карманных денег. В чем заключается эта проблема? Аспектов данной проблемы несколько:

Во-первых, как к карманным расходам детей относятся их родители;

Во-вторых, как и на что тратят карманные деньги дети.

Как карманные деньги зависят от ситуации внутри той или иной семьи?

Вот, например, по данным социологического исследования английского журнала «Youth Culture» (№5, 2007 г.), в котором приняли участие родители подростков в Англии, Германии, Франции, Швейцарии и Дании, были сделаны следующие выводы.

Как ни странно, дети, которых растит один родитель, получают денег больше, чем их сверстники из обычных, особенно «традиционных», семей, где работает только отец.

Если же школьник недоволен слишком маленьким «пособием» от родителей, ему лучше просить прибавки у матери, а не у отца. Оказывается, матери легче идут на финансовые уступки детям.

В общем случае, европейские родители одобряют, когда дети копят деньги, и не приветствуют, когда их отпрыски берут деньги взаймы или сами дают их в долг другим детям.

Родители, принадлежащие к среднему классу, лучше относятся к понятию «карманные деньги», чем родители из рабочего класса, и начинают приучать детей к управлению личными финансами в более раннем возрасте. Интересно, что в рабочих семьях чаще считается, что мальчикам надо давать больше карманных денег, чем девочкам.

Примерно 3/4 европейцев считают, что деньги следует выдавать еженедельно, и что следует поощрять детей копить на какие-то покупки, а также начинать работать за деньги в свободное от учебы время. Интересно, что жители Германии рассчитывают на то, что их дети начнут подрабатывать с восьми лет. В то же время британцы полагают, что 10 лет - более подходящий для этого возраст.

Меньше половины родителей поощряют у своих детей денежные пожертвования на благотворительность. Около половины взрослых считают, что за успехи в учебе детям полагаются денежные премии по внутрисемейному тарифу. Эта группа родителей начинает выдавать подобные премии школьникам еще в начальных классах.

Прекращать выдачу карманных денег детям европейцы планируют не раньше, чем их отпрыски закончат получение образования и начнут работать полную рабочую неделю.

Для того чтобы выяснить, как решается и решалась эта проблема в нашей стране, мы обратились с вопросами к нашим родителям. Итак, мы опросили 34 человека и задали следующие вопросы:

1) Нужны ли подростку карманные деньги?

2) На что, по их мнению, подростки тратят карманные деньги?

3) Сколько денег необходимо подростку (в неделю)?

Вообще, 28% опрошенных считают, что у подростков совсем не должно быть свободных денег (по их мнению, подростки не умеют распоряжаться деньгами; деньги их развращают, подталкивают к употреблению табака, алкоголя и наркотиков).

Не согласны с этим 66% - с их точки зрения, у подростка обязательно должны быть деньги, которыми он мог бы распоряжаться самостоятельно (они чаще всего объясняют свою позицию тем, что удовлетворение потребностей и интересов подростка требует денег, а также тем, что опыт обращения с деньгами способствует воспитанию, взрослению).

Остальные 6% не задавались подобным вопросом и ответить затрудняются.

Впрочем, даже среди участников опроса, считающих, что у подростка должны быть деньги, которые он мог бы тратить по своему усмотрению, большинство имеют в виду весьма скромные суммы: 52% из них полагают, что подростку можно позволить иметь в своем распоряжении не более 200 рублей в неделю, 18% - от 300 до 500 рублей, и лишь 30% называют более значительные суммы. В то же время респонденты, полагающие, что в идеале у подростка денег быть

не должно, не связывают эту установку с деньги, зарабатываемые самими подростками: то, есть, что заработали сами – сами пусть и тратят.

Как на эти проблемы смотрят подростки нашей школы?

Для изучения данного вопроса мы составили следующую анкету:

  1. Знаете ли Вы что такое «карманные деньги»? (да, нет)
  2. Как часто бывают у вас карманные деньги? (всегда, редко, никогда)
  3. Где вы берете карманные деньги? (выдают родители, зарабатываю, свой вариант)
  4. Какое количество карманных денег у вас бывает за неделю? (до 100 рублей, от 100 до 500, более 500рублей)
  5. На что Вы обычно тратите карманные деньги? _______________
  6. Удовлетворены ли Вы своими расходами? (да, нет, не всегда)

Нами было опрошено 89 учащихся 6, 7, 8, 9 классов и мы получили следующие результаты:

  1. Все опрошенные знают, что такое карманные деньги – 100%
  2. Всегда имеют карманные деньги 40%; редко имеют карманные деньги 50%; никогда – 10%.
  3. Карманные деньги выдают родители - 78%; зарабатывают 22% опрошенных.
  4. Сумма до 100 рублей – 39% опрошенных; от 100 до 500 рублей в неделю имеют 47% учащихся; свыше 500 рублей в неделю имеют 14% учащихся.

На сладости- 23%

На покупку школьных принадлежностей – 2%

На покупку игрушек – 4%

На покупку одежды и аксессуаров –0

На телефон – 30%

На спиртное и сигареты – 12%

На компьютерные игры или различные диски -12%

На поездку в бассейн или коньки (лыжи)- 2%

На дискотеку – 15%

  1. Полностью удовлетворены своими расходами только 15%; абсолютно не довольны своими расходами 45% и не всегда довольны – 40% опрошенных.

Таким образом, мы увидели, что о карманных деньгах знают все, но имеют их только 90%, и то, из них только 40% постоянно, а половина опрошенных время от времени. Основным источником доходов, конечно, являются родители или родственники, зарабатывают с пометкой «иногда» только- 22%. Большинство средств тратится на телефон, сладости и развлечения, кроме того, как и предполагают родители значительный процент опрошенных-15%, карманные деньги тратят вредные привычки и только 2% на спорт. Только 15% опрошенных подростков довольны своими расходами, остальные 85% не всегда или категорически не довольны.

Вывод

Наша работа позволила нам сделать следующие выводы:

Ни одно цивилизованное общество не может существовать без денег.

Проблема денег и отношения людей к деньгам волновала умы великих людей во все времена, и большинство философов считают, что деньги только средство счастливой жизни, а не сама цель, но деньги имеют очень важное значение в жизни человека и особенно выделяют проблему «грамотного» обращения с деньгами.

Проблема карманных денег действительно актуальна для большинства современных подростков, но наши европейские ровесники более «продвинутые» в финансовых вопросах, чем мы и более обеспеченные деньгами.

У большинства подростков наблюдается низкий уровень финансовой грамотности, что не дает им возможности как зарабатывать, так и свободно и рационально использовать те денежные средства, которые у них есть.

Для повышения уровня финансовой грамотности подростков, на основе специальной литературы и собственных проб и ошибок, а так же, посмотрев на данную проблему «со стороны», мы решили разработать полезные советы «Как научиться управлять своими деньгами». Данный материал может быть использован как наглядность на уроках обществознания, так и на классных часах, и на наш взгляд поможет в просвещении современной молодежи.

Список источников

  1. http://moneyinweb.h14.ru/ ,«Честные способы заработка»
  2. Воронов Ю. П. Страницы истории денег. - Н. 1999
  3. Английский журнал «Youth Culture», 2007 г №5.

Приложение 1

Результаты социологического исследования.

  • 28% опрошенных родителей считают, что у подростков совсем не должно быть свободных денег.
  • 66% родителей - считают, что у подростка обязательно должны быть деньги.
  • 6% не задавались подобным вопросом.
  • 52% полагают, что подростку можно позволить иметь не более 200 рублей в неделю,
  • 18% - от 300 до 500 рублей,
  • 30% называют более значительные суммы.
  • 100% опрошенных родителей считают, что самостоятельно заработанные деньги должны тратить сами дети.

Всегда имеют карманные деньги 40%;

редко имеют карманные деньги 50%;

никогда – 10%.

Источники карманных денег

Карманные деньги выдают родители - 78%;

Зарабатывают 22%

Сумма наличных в месяц:

  • Сумма до 100 рублей – 39% опрошенных;
  • от 100 до 500 рублей в неделю имеют - 47% учащихся;
  • свыше 500 рублей в неделю имеют 14% учащихся.

Деньги, опрошенные обычно тратят следующим образом:

Степень удовлетворенности своими расходами

  • Полностью удовлетворены своими расходами только 15%;
  • Абсолютно не довольны своими расходами 45%
  • Не всегда довольны – 40% опрошенных.

Приложение 2

Полезные советы «Как научиться управлять деньгами»

Причем совершенно не важно, какими средствами вы обладаете. Это может быть и 100, и 500 рублей. Выполняя эти простые правила, вы не только осознаете настоящую ценность денег, но и научитесь управлять ими.

Для начала подсчитайте, сколько денег у вас есть. Но не считайте деньги, которые вы ожидаете скоро получить. Ожидаемые деньги, это еще не ваши деньги.

Затем следует точно выяснить, сколько денег вы должны. Учитывать необходимо все, даже деньги, занятые у одноклассника на мороженное.

Подсчитайте свой личный капитал. То есть от суммы наличных вычтите сумму долгов. Это и будет вашим чистым капиталом. Если оно положительное, значит, вы делаете что-то правильно, и «транжирами» вас не назовешь. В случае если это число отрицательное – у вас проблемы, которые нужно решать как можно быстрее.

Сколько денег у вас появляется каждый месяц. Звучит странно, но здесь есть разграничения: кто-то получает в месяц только карманные деньги от родителей, причем, эта сумма бывает и четко оговоренной, одинаковой, а бывает, что родители выделяют деньги в зависимости от потребностей и запросов. Среди вас наверняка есть и те, кто подрабатывает сам. В любом случае, точно необходимо знать, эту сумму.

Определите слабые места своих расходов. Например, кто-то тратит свои деньги в основном на бижутерию, а другой человек пополняет коллекцию новыми CD. Третий проигрывает деньги на игровых автоматах, а четвертый тратит в Интернет-клубах. Опасность таких слабостей заключается в том, что мы сами не замечаем, как начинаем привыкать тратить определенные суммы, порой на ненужные вещи. По мере взросления, от этой привычки труднее избавиться. Большую часть времени наши деньги попадают в такие «черные дыры» на подсознательном уровне, мы даже этого не замечаем. Выведите все подобные расходы на поверхность и разберитесь с каждым из них, ведь не все траты одинаково вредны. Например, покупка нового диска вряд ли можно назвать пагубной привычкой, а «просаживание» денег на игровых автоматах может превратиться в настоящую болезнь. Теперь, когда вы осознали эти проблемы, работайте над тем, чтобы контролировать их.

Попробуйте не тратить деньги на протяжении одного дня. Выберите хотя бы один день и постарайтесь в этот день не потратить ни копейки. Посмотрите насколько приятно чувствовать, что можно управлять своими желаниями, сберегая при этом деньги. Постарайтесь добавить больше таких дней в свою жизнь.

Начните сохранять чеки за покупки. Многие не думая, выбрасывают чек как мусор, даже не думая, каким образом он может пригодиться. Между тем, собирать и выписывать траты может стать полезной привычкой.

Во-первых, это поможет систематизировать расходы, у вас перед глазами будут все потраченные деньги.

Во-вторых, с сохраненным чеком можно обменять товар или вовсе сдать его.

Проверьте, что вы не платите больше, чем возможно. Это может касаться таких простых вещей как тариф сотовой связи. Очень часто старые тарифы, с возможностями новых предложений устаревают и кажутся более дорогими и невыгодными. Проверяйте время от времени и другие возможности, будьте в курсе происходящего в сферах, где у вас задействованы какие-либо средства.

Перед походом в магазин составляйте список покупок. Да этот старый «бабушкин» способ экономить, очень может пригодиться! Уделите время тому, чтобы определить, сколько и чего вам нужно. Покупайте только то, что находится в списке, и избегайте незаписанных искушений.

Считайте свои расходы. Записывайте каждую потраченную копейку за день. Это покажет вам, куда деваются ваши деньги. Продолжайте вести записи ежедневно. Очень скоро перед вами будет ясная картина того, на какие расходы необходимо обратить особое внимание.

Составьте бюджет. Как только Вы определили сумму, которая приходит и уходит каждый месяц, составьте бюджет, чтобы лучше управлять этим потоком. Этот бюджет должен быть достаточно реалистичным, чтобы служить вам руководством на пути через различные финансовые трудности и проблемы.

Прочтите о финансах. Образование – это верное орудие, когда речь идет о деньгах. Прочтите сегодня одну статью, или часть книги по личным финансам на интересующую тематику. Повторите это снова в другой день и продолжайте самообразование.

Начните сберегать деньги на крупные покупки. Даже не имя собственного заработка, накопить деньги на ноутбук или новый велосипед вполне возможно. Откройте сберегательный счет и выделяйте какую-то сумму на него каждый месяц, или каждый раз, когда получаете деньги. Даже небольшая сумма лучше, чем ничего. По возможности увеличивайте сумму, откладываемую на этот счет.

Заботьтесь о других. Будьте чуткими к своей семье, родителям. Иногда возможны трудности и у взрослых. Если родные временно нуждаются в деньгах, помогайте им! И вы увидите, как изменится отношение к вам в семье. Ведь это поступок по - настоящему взрослого и ответственного человека.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Зачем ребёнку карманные деньги? Давать или не давать карманные деньги ребенку? В каком возрасте можно их доверить и сколько? Контролировать траты или нет? Над этими вопросами рано или поздно начинают задумываться многие родители.

Как утверждают психологи, чтобы ощутить себя личностью, которая чувствует себя уверенно в мире самодостаточных взрослых, карманные деньги ребенку нужны.

Карманные деньги – это мощный материальный стимулятор психологического воспитания детей, это их самостоятельность и независимость от родителей, умение подсчитывать и рассчитывать, сберегать и накапливать денежные средства.

Основной целью выделения карманных денег детям является:

Чтобы ребёнок почувствовал себя полноценной личностью, как мама, папа, одноклассники;

Предоставление возможности им самим распоряжаться материальными средствами для осознания своих потребностей;

Научился самостоятельно и ответственно планировать и осуществлять контроль за своими расходами, рассчитывать свой бюджет. Наделает ошибок – так под присмотром родителей и с малыми потерями, научиться предвидеть последствия своих поступков, - не станет рисковать во взрослой жизни.

Научился ценить и понимать ценность человеческого труда;

Чтобы, когда родители решат ребёнку не выдавать карманных денег,у него не возникали отрицательные эмоции, жадность, зависть к другим детям, переоценивание власти денег, исключение мелких, а затем и крупных краж...

С какого возраста стоит давать ребёнку карманные деньги?

Существуют две точки зрения:

2.с момента поступления в школу.

А если эти два момента совпадают – тогда ещё лучше.

Родители могут определить, можно ли уже дать какую-то сумму ребёнку, чтобы он тратил по своему усмотрению? Попросите дошкольника сходить в магазин. Если он не забывает взять сдачу, и рассчитывает выданные деньги, чтобы хватило на покупку, скорее всего уже пора выдавать карманные деньги.

Если считаете, что ещё не готов к самостоятельным тратам, обязательно объясните, почему отказываете. Подскажите, чему нужно научиться, чтобы получить желаемое.

С началом выплат, у ребёнка появятся и усложнятся, естественно, домашние обязанности. Каждый год в день рождения, можно увеличивать сумму выплат и, соответственно, договариваться с ребёнком об увеличении его вклада работы по дому. Решение лучше принимать на семейном совете, в присутствии ребенка.

Сколько давать карманных денег?

Ваш здравый смысл и финансовые возможности Вам подскажут. Не переживайте, если другие родители дают больше своим детям. Твёрдо скажите: «Извини, это то, что мы можем дать тебе на данный момент».

Если ребёнок просит больше – обсудите семейный бюджет с цифрами в руках. Возможно, через какое-то время, Вы сможете выполнить просьбу. Договоритесь о сроках, и выполните обещание.

Если Вы не стеснены в средствах, сколько давать карманных денег – подскажет здравый смысл.

Специалисты утверждают, выдавать карманные деньги нужно РЕГУЛЯРНО. Тем кто помладше – РАЗ ВНЕДЕЛЮ, более взрослым - ЕЖЕМЕСЯЧНО.

Лучше давать карманные средства ребенку среди недели, чтобы получение денег не ассоциировалась с подведением итогов учебы, поведением за неделю и т.п.

Как выдавать?

Американские специалисты утверждают, что существуют 4 «системы выдачи» карманных денег:

В любое время по желанию ребёнка. Даже если есть договорённость о регулярных выплатах;

Регулярно, в определённом количестве, безо всяких условий и оговорок;

Исключительно, как поощрение за какие-то заслуги или работу по дому;

- регулярно, но с условием ответственно тратить деньги – самое оптимальное решение.

Что значит «с условием»?

1)оговаривается, на какие расходы предназначаются эти деньги (школьные принадлежности, сдоба,развлечение,…), а какие расходы полностью исключаются (сигареты, алкоголь,…).

2)родители договариваются с детьми, что не будут лишать выплаты из-за проступков, но всегда будут требовать выполнения определённых домашних обязанностей.

Контролировать ли самостоятельные траты сына или дочери?

Требовать финансовых отчётов не нужно, особенно от подростка. При строгом контроле за тратами теряется смысл обладания карманными деньгами. Ребёнок должен научиться самостоятельно и ответственно распоряжаться деньгами, получать от этого удовольствие.

Внимательные родители ненавязчиво увидят, куда именно уходят выданные деньги.

Вмешиваться нужно только тогда, когда Вы уверенны, что деньги тратятся на недостойные цели.

Что делать, если подросток просит дополнительную сумму, но не говорит на что?

Возможно всякое, но зачем заранее подозревать плохое. Вспомните себя в этом возрасте. Для подростков, с их максимализмом и преданностью друзьям, это может быть вопросом «жизни и смерти». Многие психологи считают, что лучше дать, а затем разбираться в ситуации, чем отказать, а затем мучиться, что не поддержали сына или дочь. Настораживать должны«неуловимые» траты, когда нет материальных расходов- отговорки: на дискотеки, неизвестно где съеденные сладости,..

Можно поощрять или наказывать деньгами?

Постоянные обязанности по дому выполняются БЕСКОРЫСТНО. Каждый член семьи вносит свой вклад в домашнее хозяйство. Если же ребёнок иногда выполняет значительную и трудную работу – по строительству дома, ремонту машин или дачи,… - уместны «премиальные» выплаты. При этом главное – не денежные выплаты, а то, что он освоил новую и сложную работу.

Наказывать ребёнка лишением карманных денег не рекомендуется. Допустимо, если очень серьёзный проступок, уменьшить обычную сумму.

Как научить ребёнка обращаться с деньгами?

Если деньги потрачены на ерунду или потеряны, не возмещать ему потерю – пусть ответит за последствие легкомыслия.

Постепенно в сумму на развлечения и мороженное добавлять денег на необходимое. При этом, ребёнок будет рассчитывать на свой бюджет. Например, покупка канцтоваров в начале четверти, проездного билета,…

Может случится, что деньги ребёнком потрачены не по назначению. Придётся добавить сумму на неотложную покупку как бы в «долг». А затем вычесть её из карманных денег.

Если ребёнок потратил всё сразу, то попробуйте разделить общую сумму на мелкие части и выдавать их ребёнку два, три раза в неделю. Постепенно желательно увеличивать эти части.

Если ребёнок хочет совершить «крупную» покупку, то помогите выбрать, подскажите, где можно получить скидку.

Давайте ребёнку возможность высказываться по по поводу семейных трат, высказываться по поводупланирования поездок, покупок.

Если в семье затруднительное положение со средствами, возможно привлечение личных сбережений ребёнка. Это поможет ему ощутить свою сопричастность к решению общей проблемы, свою необходимость. Естественно, потом карманные деньги должны быть возвращены ребёнку.

В европейских странах, некоторые родители открывают ребёнку счёт в банке. Чтобы он научился самостоятельно совершать банковские операции. Ребёнок может снимать деньги на покупку одежды, канцтоваров, оплату спортивного клуба,…

Ребёнок зарабатывает деньги. Как к этому относиться?

Для ребёнка старше 14 лет, без вреда учёбе и здоровью, – это вполне нормально. И если Вы уверены, что у него добросовестные работодатели, ему не грозит попасть в неприятности.

Стоит поощрять подростка к самостоятельному заработку к относительной финансовой независимости. Но не нужно возводить это в принцип. Лучше всего таких ребят стимулирует пример сверстников.

Как научить ребенка азам финансовой грамотности:

1. Не советуйте навязчиво и не распоряжайтесь карманными деньгами ребенка. Дайте почувствовать ему самостоятельность, и самому преодолеть последствия бездумных трат. Если малыш в первый же день потратил все личные деньги на конфеты, дайте ему осознать его поведение до следующей «зарплаты».

2. Когда первая эйфория пройдет и несколько первых «зарплат» будут потрачены бездумно, научите ребенка записывать расходы в блокнот, чтобы он знал, куда уходят деньги.

3. Поручите ребенку оплачивать из карманных денег что-то важное, но не дорогое, например, самому (например, канцелярские принадлежности и т.п.).

4. Постепенно увеличивая сумму (каждый раз оговаривая причину увеличения) и время между выдачами, вы научите ребенка разумно распоряжаться деньгами, тратить их не только на развлечения, сладости и игрушки, но и оплачивать транспортные расходы, школьные завтраки, билеты в кинотеатр и на концерты, обеспечивать себя канцелярией и книгами, покупать подарки друзьям и т.п.

Ребёнок и карманные деньги: правила безопасности

Дав ребенку деньги, объясните, что это не только возможность покупать, но и некоторая опасность, связанная с их ношением и хранением. Деньги можно потерять, их могут украсть или отнять. Чтобы избежать подобного, ребенок должен усвоить простые правила безопасности.

1. Нельзя показывать деньги посторонним (детям или взрослым), хвалиться карманными средствами.

2. Лучше хранить деньги дома в определенном месте (копилке), не стоит носить все свои сбережения с собой, деньги на текущие расходы не нужно носить или оставлять в карманах верхней одежды (купите ребенку кошелек).

3. Если ребенку угрожают насилием незнакомые дети или взрослые, требуют деньги, пусть отдает без сопротивления. Жизнь и здоровье ребенка бесценны.

4. Еще напомните ребенку, что категорически нельзя брать деньги в долг у незнакомых взрослых или давать свои в обмен на обещание скоро отдать.

Губанова С.Г.

Библиография:

1.Байярд Р.Т., Байярд Дж. «Ваш беспокойный подросток» ,М. 1991

2.Анисимова Г.Е. «Как помочь вашему ребёнку», Екатеринбург, 2006

3.Волков Б.С. «Психология подростка» ,М.,2001


Альбер Камю: «Только тот богат, у кого есть карманные деньги».

Современные дети живут в мире ценников, они знают, что за все нужно платить, и что требуется много денег, чтобы ни в чем себе не отказывать. И время, когда была актуальна поговорка «Не в деньгах счастье», давно прошло, теперь главенствует совершенно иная – «Не в деньгах счастье, а в их количестве». Поэтому неудивительно, что дети, независимо от их возраста, стремятся иметь собственные средства. И прежде чем принять решение о том, выделять ли некую сумму ребенку, нужно все тщательно взвесить. И здесь перед родителями встает очень серьезная задача – правильно подготовить ребенка к длительным отношениям с деньгами.

Итак, карманные деньги: «за» и «против».

Рано или поздно в каждой семье возникает вопрос о том, давать ли ребенку карманные деньги и в каком размере? Безусловно, возможности у каждой семьи разные, но даже при условии стабильного дохода этот вопрос остается сложным и достаточно спорным.

Мнения психологов по этому вопросу расходятся. Некоторые убеждены в том, что давать деньги детям нужно, другие придерживаются противоположной точки зрения. Почему настолько разнятся мнения о том, нужны ли детям деньги и сколько нужно их давать?

Нужны ли карманные деньги детям?

Бертольд Авербах: «Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство».

Некоторые психологи считают, что подросткам нужно давать средства, другие, наоборот, выступают против выдачи карманных денег, приводя множество доводов, которые объясняют их точку зрения. Так что же такое карманные деньги: зло или возможность для детей повысить самооценку? На самом деле оба мнения имеют право на существование однако, и в той, и в другой интерпретации есть и обратная сторона.

Почему нужно давать детям карманные деньги:

Развивают самостоятельность

Карманные деньги предполагают, что ваш отпрыск своими силами будет составлять бюджет, в котором учтет все свои расходы. Лишив ребенка карманных денег, вы делаете его зависимым от своих решений и выбора покупок.

Повышают самооценку и придают уверенность в себе

Ребенок должен, прежде всего, комфортно чувствовать себя в мире взрослых. Регулярная выдача наличных средств даст ему возможность тратить их на необходимые вещи. Ведь отсутствие минимальных возможностей может развить у школьника комплекс неполноценности. А у большинства его сверстников наверняка имеются средства для покупки нужных вещей.

Вырабатывают ответственность

Регулярная выдача наличных средств будет формировать у ребенка чувство ответственности. Он будет планировать свои траты, а может даже начнет экономить и копить.

Почему карманные деньги не стоит давать детям:

В то же время специалисты, которые выступают против такого проявления самостоятельности, говорят о том, что пока ребенок маленький, все приобретения должны делать взрослые, поскольку ему будет сложно сделать правильный выбор. Кроме того, некоторые считают, что наличие денег у ребенка с малых лет может его испортить.

Дети быстро привыкают к постоянному финансированию

Регулярное получение карманных денег может стать привычкой. Если вначале ребенок будет рад даже незначительной сумме, то со временем она его уже не устроит. Кроме того, выдачу средств на личные расходы он будет принимать как должное.

Подросток должен сам себе зарабатывать средства на личные расходы

Стоит отметить, что многие противники карманных денег любят приводить в пример подростков из американских семей, в которых богатые родители вместо того, чтобы полностью всем обеспечить своих детей, учат, как заработать карманные деньги. Они отправляют своих отпрысков на работу, причем не престижную: посыльными, мойщиками машин. Американцы считают, что только таким образом они смогут привить своим детям понятие о том, что деньги нужно зарабатывать трудом.

Поскольку существует много «за» и «против» карманных денег, каждой семье придется искать золотую середину самостоятельно.

Светлана, мама Лизы 10 лет: «Лично я поддерживаю тех, кто говорит, что детям нужно давать карманные деньги. Еженедельно я выдаю дочери определенную сумму на расходы, они включают в себя: оплату за проезд в школу и обратно, покупку булочки, компота, а также приобретение сладостей. Кроме того, она получает столько же денег на свои потребности. Да, конечно, первоначально сложно было объяснить ребенку, что если деньги закончились раньше срока, я больше не выдам. Но каково было мое удивление, когда через некоторое время дочь не только стала следить за тратами, но и откладывать часть денег. И через некоторое время спросила, можно ли ей купить куклу на собственные средства, на что получила, конечно, положительный ответ».

Однако есть некоторые нюансы, которые нужно учитывать во время принятия решения о том, давать деньги или нет.

В каком возрасте можно давать средства на личные расходы?

Ребенку карманные деньги не нужны до тех пор, пока он не начнет ходить в школу. В детсадовском возрасте малыш должен думать об игрушках, а не подсчитывать доходы и прикидывать, на что можно потратить свои карманные деньги. Однако, если все же решение было принято в пользу выдачи наличных в дошкольном возрасте, нужно сделать так, чтобы финансы не были чем-то вроде уступки на шантаж малыша. В противном случае в подростковом возрасте ребенок будет пользоваться различными ухищрениями, чтобы заполучить желаемое.


Идеальный возраст для карманных денег - это 7-8 лет. В это время малыш уже начинает понимать, что за деньги можно приобрести все необходимое, он ими дорожит и бережет их. В то же время ребенок должен понимать, что деньги родителям не сыплются с неба, а достаются трудом. Иначе ваше желание привить малышу самостоятельность и повысить его самооценку приведет к потребительскому отношению.

Наталья, мама Сережи 9 лет: «Своему сыну я стала выдавать карманные деньги с 8 лет. С этого возраста он стала самостоятельно добираться до школы. По дороге он может купить что-то необходимое, например, на 8 Марта он приобрел красивую ручку своему учителю».

От чего должна зависеть сумма?

Прежде всего, сумма средств, выдаваемых школьнику, должна зависеть от возможностей семьи. Однако все же нужно учитывать некоторые факторы:

  • Каков возраст ребенка;
  • На что он может потратить деньги;
  • Сколько средств выдают сверстникам, одноклассникам;
  • Существует ли договоренность между ребенком и родителями.

Ирина, мама 6-летнего сына: «Мы живем возле школы и я каждый день наблюдаю, как дети, возвращающиеся из школы едят чипсы, пьют колу и прочие вредные продукты. Наверняка родители им это запрещают, иначе бы они не сидели тайком на нашей лавочке, а шли сразу домой. Я склоняюсь к мнению, что со своим сыном у нас будут строгие правила о том, на что категорически нельзя тратить деньги».

От чего сумма не должна зависеть?

По мнению многих психологов, очень важную роль играет договоренность между ребенком и родителями. Лучше всего, если выдача средств является обговоренным мероприятием. Однако сумма не должна зависеть от следующих факторов:

  • Полученных в школе оценок;
  • Помощи в домашних делах;
  • Настроения родителей.

Ни в коем случае нельзя советовать ребенку, как заслужить деньги. Он должен четко понимать, что это личные средства, которые он получит независимо от успеваемости в школе или поведения.

Сколько нужно давать денег?

Б. Франклин: «Человеку, у которого нет денег, трудно остаться порядочным».

Безусловно, многих родителей волнует вопрос о том, сколько давать денег? Сразу стоит сказать, что однозначного мнения здесь нет, поскольку это сугубо личное дело каждого. Цифра полностью зависит от расходов семьи и достатка. Но даже если возможности не ограничены, не нужно баловать чадо. Изначально необходимо выдавать незначительную сумму и увеличивать ее по мере взросления ребенка.

Сколько денег давать младшим школьникам

Итак, сколько нужно давать денег ребенку? Безусловно, отпрыску-семилетке ни к чему давать сумму с двумя нулями – что он будет покупать? Конечно, если это подарок – другое дело, но если такая сумма будет выделена ребенку на карманные расходы, он может купить что-то совсем ненужное, и, в конечном итоге, родители будут его ругать.

В случае, если ребенок ходит в школу (1-3 класс), размер суммы может высчитываться исходя из потребностей:

  • Средства, которые потребуются на проезд в общественном транспорте;
  • Деньги на покупку вкусностей, сока, компота в буфете;
  • Покупка необходимой канцелярии: ручек, линеек, карандашей;
  • Покупка мелких вещей или игрушек.

Как правило, сумма еженедельных карманных денег для младших школьников не превышает 300-500 руб. Конечно, она может варьироваться в зависимости от потребностей ребенка.


Карманные деньги для подростков

Когда ребенок взрослеет, соответственно, увеличиваются его потребности. Здесь уже нужно учитывать не только размер его каждодневных трат, но и запросы. И когда сумма выдаваемых наличных вырастает, желательно контролировать траты, если все в порядке, и бюджет позволяет выделить большие деньги, то размер карманных средств можно увеличить. Как правило, он может составлять в среднем до 800 руб.

Со временем, если ребенка не устраивает сумма, он может изъявить желание заработать. И здесь уже нужно объяснить ему, как это сделать. Очень хорошо, если отпрыск проявляет желание найти работу на каникулах.

Таким образом, ребенок научится не только правильно распоряжаться деньгами, но и планировать свои расходы. Все это зависит от родителей: не нужно потакать всем капризам ребенка, возмещать средства, если он их неправильно потратил или потерял.

Насколько часто нужно выдавать деньги?

Школьникам не стоит выдавать деньги раз в месяц, поскольку этот срок для них слишком большой. Лучше всего, если наличные будут выдаваться еженедельно, сумма должна быть достаточной, чтобы ее хватало на дорогу, покупку булочек и других продуктов в школьной столовой, а также разных сладостей и прочего.

Подросткам можно выдавать карманные деньги один раз в месяц. Такая периодичность будет приучать их к правильному распределению средств. Однако, сразу делать этого не стоит, лучше увеличивать период между выдачами постепенно.

Как проводить контроль выданных карманных средств?

Безусловно, контролировать средства необходимо, но это нужно делать с самого начала, когда дети еще не обладают навыками денежных отношений. Безусловно, с возрастом ребенку нужно объяснять, что такое карманные деньги и куда их можно тратить. Но нельзя в жесткой форме говорить о том, на что тратить деньги, иначе сам инструмент развития навыка распределения средств и ведения самостоятельного бюджета теряется.

Если все же ребенок был замечен в нерациональном расходовании средств, его необходимо наказать, но нельзя лишать карманных денег. Лучше будет, если отпрыску будет популярно разъяснено, в чем состояли его ошибки и как их избежать в будущем. Однако не нужно сильно заострять внимание на этом и постоянно упрекать его, ведь негативный опыт – это тоже опыт.

Важно научить подростка или школьника советоваться при покупке дорогой вещи. И даже если ребенок желает сделать серьезную покупку, но при этом вы понимаете, что это неправильно, нельзя запрещать, лучше найти аргументы, чтобы переубедить его. Голос родителей в этом вопросе должен быть исключительно советующим. Ведь финансовые потери – это часть науки о том, как правильно распоряжаться деньгами.

Правила, которых нужно придерживаться при выдаче карманных денег

Каждая семья должна самостоятельно корректировать их в зависимости от характера ребенка, его трат и потребностей. Однако есть ряд правил, которых стоит придерживаться:

Не меняйте правила

Если вы с ребенком оговорили, сколько будете выдавать карманных денег и к какие сроки, ни в коем случае не нужно менять эти правила. Игнорирование или отсрочка могут привить ребенку финансовую необязательность.

Карманные деньги принадлежат ребенку

Ребенку нужно доходчиво объяснить, по какой причине вы выделяете ему финансы и какие траты он должен возмещать ими. Однако не нужно давать подростку деньги и обязывать его приобретать себе продукты, одежду. Это все-таки карманные деньги, а не средства для проживания.

Нельзя уменьшать сумму

Если же по каким-либо причинам необходимо сократить размер карманных средств, нужно объяснить подростку, почему это происходит. Но ни в коем случае нельзя говорить что-то вроде этого: «Ты себя плохо вел и не заслужил!». Никогда нельзя наказывать ребенка сокращением количества карманных денег.

Нельзя увеличивать сумму

Если выданные деньги ребенок потратил раньше оговоренного срока, нужно объяснить ему всю ситуацию и указать на его ошибки. Если ситуация повторяется неоднократно, ни в коем случае нельзя выдавать никаких дотаций, иначе отпрыск будет воспринимать вас как банк с безграничным лимитом, и весь инструмент контроля финансовой независимости будет утерян.

Финансовое воспитание должно проводиться с самых малых лет. Только тогда ребенок поймет ценность денег и принципы их расходования. Если детей приучать к самостоятельности, они станут более практичными.