Меню
Бесплатно
Главная  /  Пошив одежды  /  Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе « Мамины помощники – бытовые электроприборы. О. В. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе « Мамины помощники – бытовые электроприборы. О. В. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий

Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром (развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с социальным миром, ознакомление с миром природы) в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром

(развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с социальным миром, ознакомление с миром природы)

в средней группе

№ п/п

Месяц

Название темы ОД

Программное содержание

Источник методической литературы

Сентябрь

«Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь».

Уточнить знания детей о детском саде. Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.

Стр. 27

Сентябрь

«Мой город»

Продолжать закреплять названия родного города, знакомить с его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за родной город.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 46

Сентябрь

«Что нам осень принесла?»

Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе для здоровья человека природных витаминов.

Стр. 28.

Сентябрь

«Петрушка идет трудиться»

Учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 21

Октябрь

«У медведя во бору грибы, ягоды беру…»

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 30

Октябрь

«Узнай все о себе, воздушный шарик»

Учить выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности, сравнивать резину с тканью.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 33

Октябрь

«Прохождение экологической тропы».

Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 33

Октябрь

«Что такое улица»

Расширять представления детей об улице (дома на улице имеют разное назначение: в одних живут люди, в других находятся учреждения – магазины, школа, почта и т.д.); машины двигаются по проезжей части улицы; движение машин может быть односторонним и двусторонним; проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией). Познакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями: «пешеход», «переход».

Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. – М.: Мозаика-Синтез, 2017.

Стр. 17

Октябрь – ноябрь

«Родной край»

Формировать элементарные представления об улице, на которой живут; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут. Объяснить, как важно каждому ребенку знать свой адрес.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 31

Ноябрь

«Замечательный врач»

Формировать понятия о значимости труда врача и медсестры, их деловых и личностных качествах. Развивать эмоциональное доброжелательное отношение к ним.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 34

Ноябрь

«Мои друзья»

Формировать понятие «друг», «дружба», воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, побуждая их к добрым поступкам.

Учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 24

Ноябрь

«Расту здоровым!»

Формировать у детей общее представление о здоровье; познакомить с органами чувств человека, их назначением; дать знания о способах сохранения здоровья органов чувств.

Стр. 158

Ноябрь

«Моя семья»

Внести понятие «семья». Дать детям первоначальное представления о родственных отношениях в семье. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 19

Декабрь

«Осенние посиделки. Беседа о домашних животных».

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 38

Декабрь

«Беседа о жизни диких животных в лесу»

Дать детям представление о диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 41

Декабрь

«Почему Снегурочка растаяла?»

Расширить представление детей о свойствах воды, снега, льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи:снег в тепле тает,на морозе вода замерзает.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 45

Декабрь

«Петрушка идет рисовать»

Продолжать учить детей группировать предметы по назначению; развивать любознательность.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 26

Январь

«Стайка снегирей на ветвях рябины»

Расширить представление детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 48

Январь

«В гости к деду природоведу»

Расширять представления детей о зимних явлениях природы. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 50

Январь

Петрушка-физультурник

Совершенствовать умение группировать предметы по назначению. Уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования. Развивать наблюдательность.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 28

Январь

«В мире стекла»

Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое).

Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 36

Февраль

«Наша армия»

Дать представление о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие « защитники Отечества». Познакомить с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники)

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 37

Февраль

«Посадка лука»

Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 54

Февраль

«В мире пластмассы»

Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 40

Февраль

«Расскажем о маме»

Воспитывать любовь и уважение к женщинам, готовность помогать им; учить рассказывать о празднике.

Комплексные занятия по программе «Детство».

Стр. 189

Март

«Путешествие в прошлое одежды»

Знакомить детей с значением и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 48

Март

«Народная игрушка»

Ознакомить с разнообразием русских народных игрушек, народными промыслами, элементами дымковской росписи; приобщать к истокам русской народной культуры.

Комплексные занятия по программе «Детство».

Стр. 222

Март

«Расскажи о любимых предметах»

Закреплять знание детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; формировать умение описывать предмет, называя его название, детали, функции, материал.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Стр. 18

Март

«Экологическая тропа весной»

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать представления о взаимосвязи человека и природы.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 66

Апрель

«Птицы – наши друзья»

Обогащать представления детей о перелетных и зимующих птицах, об образе жизни птиц, особенностях из строения и поведения; воспитывать бережное отношение к птицам.

Комплексные занятия по программе «Детство».

Стр. 69

Апрель

«Полет на ракете»

Формировать начальные представления о космосе, космонавтах, звездах; развивать мышление, память, интерес к познанию окружающего мира; воспитывать бережное отношение к планете Земля.

Комплексные занятия по программе «Детство».

Стр. 226

Апрель

«В гости к хозяйке луга»

Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 59

Апрель

«Труд весной»

Формировать навыки и умения в простейших процессах хозяйственно-бытового труда – от постановки цели до получения результата труда и уборки рабочего места; развивать умение контролировать качество результатов своего труда (не осталось ли грязи, насухо ли вытерто).

Комплексные занятия по программе «Детство».

Стр. 201

Май

«День Победы»

Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы; воспитывать любовь к Родине; воспитывать уважение к ветеранам войны.

См. Приложение конспекта

Май

Диагностические задания 1,2

Выявить представления об овощах и фруктах; выявить представления о растениях.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр. 69, 70

Май

Диагностические задания 3, 4

Выявить представления о домашних и диких животных; выявить представления о свойствах песка, воды и льда

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Стр.72

Литература:

  1. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96 с.
  2. Комплексные занятия по программе «Детство». Средняя группа / авт.-сост. З.А.Ефанова, А.В.Елоева, О.В.Богданова. – Изд. 3-е, перераб. – Волгоград: Учитель,2017. – 274 с.
  3. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
  4. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.
  5. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 112 с.: цв. вкл.
  6. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 96 с.

Цель: Формировать представления о насекомых.

Задачи:

Образовательные:

Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых.

Уточнение и расширение словаря по теме.

Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде и числе, учить договаривать слова с соответствующими окончаниями во фразах) , учить находить предложения - небылицы.

Закреплять умения отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Развивающие:

Развитие связной речи, слухового внимания, тонкой и общей моторики, воспитание правильной воздушной струи.

Воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

Демонстрационный материал: модуль с бабочками, предметные картинки по теме, мелкие игрушки изображающие насекомых.

Раздаточный материал: кусочки пластилина, лист-раскраска, цветные карандаши.

Предварительная работа: Рассматривание насекомых на территории детского сада, знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» , А. Бианки «Как муравьишка домой спешил» , «Паучок – пилот» , Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики» , С. Михалков «Академия наук» , Г. Скребицкий «Счастливый жучок» , В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка» , «Кузнечик» , «Майский жук» ) , К. Ушинский «Пчёлки на разведках» , К. Чуковский «Муха-Цокотуха» ;

прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля» , А. Чайковского «Вальс цветов» ; просмотр мультфильмов «Лунтик» , «Пчёлка Майя» , «Винни-Пух» , «Под грибом» .

Продуктивная художественная деятельность (рисование, аппликация, лепка с использованием природного материала насекомых) в вечернее время.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1. Организационный момент. Создание эмоционально положительного фона

Воспитатель приглашает детей,
Встали, встали дети в круг
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель предлагает встать в круг вокруг вращающегося модуля, на котором закреплены бумажные бабочки.

Воспитатель: Весна в разгаре. Цветет черемуха. Проснулись насекомые. Сегодня мы с вами будем говорить о насекомых, выясним, что вам известно об их внешнем виде и образе жизни. Посмотрите, какие красивые бабочки прилетели к нам. Подуйте на них, чтобы они закружились в воздухе. Как вы будете дуть?

Дети. Нужно набрать воздуха через нос и подуть на бабочку, не надувая щек, вытянув губы трубочкой.

Воспитатель: Правильно. Выполняйте упражнение.

2. Отгадывание загадок и рассматривание предметных картинок с изображениями насекомых.

Всех обитателей этой полянки, заколдовала злая волшебница и они теперь в опасности. Чтобы их спасти, надо отгадать загадки.

На ромашку у ворот
Опустился самолёт.
Золотистые глаза,
Кто же это? (Стрекоза.)

А вот малюсенький малыш,
На плечах – соломинка.
Его в очках не разглядишь,
А он сильнее слоника. (Муравей.)

Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо. (Оса) .

Кто на них руками машет-
Нос и лоб зелёнкой мажет.
А кто к ним не пристаёт-
С мёдом ест и с мёдом пьёт. (Пчёлы.)

Расту червяком,
Питаюсь листком,
Потом засыпаю,
Себя обмотаю.

Не ем, не гляжу,
Неподвижно лежу.
Весной оживаю,
Свой дом покидаю,

На лугу порхаю. (Бабочка)
Я - пятнистая букашка,
Если в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко,

В обморок я упаду. (Божья коровка)
Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки

Наш зелёненький … (кузнечик)
Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я – ж- ж – не ж - железный, я ж - же – ж – …

(жук)

Воспитатель помещает на магнитную доску предметные картинки с изображением насекомых.

Прилетела к нам вчера полосатая пчела, (1)
А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек, (2, 3)
Два жука и стрекоза, как фонарики глаза. (4, 5)
Приходили муравьи и травинку принесли, (6)

И паук на всех смотрел, сети плел и песни пел. (7)
О скольких насекомых говорится в стихотворении?

Дети: О пчеле, шмеле, мотыльке, жуках, стрекозе, муравьях, пауке. 7насекомых.

Воспитатель: Еще говорится о пауке. Но вы должны запомнить, что паук - не насекомое, хотя и похож на насекомых. Многие насекомые считаются полезными. Пчелы и шмели опыляют цветы плодовых деревьев, поэтому в наших садах бывает много яблок и груш. Муравьи уничтожают вредных насекомых. А вот большая часть бабочек приносит вред, потому что откладывают яйца, из которых выводятся гусеницы. Эти гусеницы поедают листья растений и наносят им вред. Но вы должны помнить, что уничтожать насекомых не следует. Не надо ловить бабочек и стрекоз, жуков и муравьев. Насекомые маленькие и беззащитные. (Воспитатель показывает изображение двух насекомых бабочки и муравья) . Обратите внимание на эти две картинки. Кто здесь изображен? А что особенного вы можете заметить? Давайте попробуем составить сравнительный рассказ. Сначала вы расскажете, как называются насекомые. Сравните, как они выглядят, перечислите части тела насекомого, какую пользу или вред приносят.

1-й Р. Это бабочка и муравей. Бабочка очень красивая, желтая, а муравей маленький коричневый.

2-й Р. У бабочки шесть лапок и усики у муравья тоже шесть лапок и усики.

3-й Р. Бабочка откладывает яйца, из них выводятся гусеницы, которые приносят вред растениям. А муравьи уничтожают вредных насекомых, они приносят пользу.

Воспитатель: Молодцы! Вы составили хороший рассказ и сравнили двух насекомых.

Предлагаю вам разминку для пальчиков. (дети делятся на 3группы)

(Дети выбирают лист-раскраску с насекомым и любое задание из 3-хпредложенных 1.раскрасить. 2.скатать из пластилина шарики для божьей коровки и прикрепить, 3.скатать жгутики-лапки для паука и выложить на шаблон.)

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

3. Игра «Найди насекомое»

Воспитатель: Вот опять мы на полянке.

Как можно определить, что вокруг нас есть живой мир?, (звучит аудиозапись шума леса) слышится пение птиц, шум листьев деревьев.

Дети: можно услышать и увидеть птиц.

Воспитатель: А как можно обнаружить насекомых?

Дети: В лесу нужно внимательно смотреть под ноги и ходить аккуратно.

Воспитатель: Предлагаю вам побыть исследователями и на полянке обнаружить насекомых.. Кто кого найдёт сразу называйте. (на коврике разложены мелкие игрушки-насекомые)

Маленькие жители благодарны вам за спасение и хотят с вами поиграть в прятки. Они любят прятаться. Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. А вы должны мне сказать, кого же я спрятала?

Воспитатель: Ведь каждое насекомое имеет свою необычную окраску. Почему кузнечик зелёного цвета? (ответ)

Воспитатель: А у жуков спинки коричневые или чёрные? (ответ)

Воспитатель: А от кого они прячутся? (ответ)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре дерева. Ее любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которая очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка, дает молочко, то ее и назвали «божья коровка» . Она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее опасно!

Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых? (ответ)

Воспитатель:. Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться и наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать, как они жужжат. Ребята, а кто мне скажет, какие же жители этой маленькой полянки здесь обитают? (перечисляют)

Воспитатель: А как можно их назвать одним словом? (насекомые) А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

4. Презентация: «Насекомые»

5. Игра " Назови ласково". (Договаривание слова с соответствующими окончаниями во фразах, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе) . Л. Я буду произносить фразы, а вы их договаривать. Только одно условие, называем насекомых ласково.

Бабочки желтень:, муравей чернень:, божья коровка краснень:, кузнечики зеленень:, жук синень:, бабочка белень... Молодцы!

6. Дидактическая игра "Исправь ошибку" (Развитие слухового внимания, учить находить предложения- небылицы.)

Воспитатель: Показывает картинку с насекомым.

Воспитатель: Бабушка летает около цветка?

Реб. Нет. Это бабочка

Воспитатель:. Пила летит и жужжит.

Реб. Это Пчела.

Воспитатель: Лук ползет по веточке.

Реб. Это жук.

Воспитатель: Мура села на сыр.

Реб. Нет. Это муха села на сыр.

7. Итог деятельности. (оценка работы детей) .

Воспитатель: Предлагает вспомнить о ком они говорили на занятии, какие игры и упражнения им понравились.

Воспитатель: Вы очень хорошо работали. Молодцы! Похлопайте себе.

Татьяна Громова
Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром в средней группе

Перспективное планирование

по ознакомлению с окружающим миром

в средней группе .

Воспитатель : Громова Т. В.

№ Тема занятия Программные задачи

Сентябрь

1 Целевая прогулка «Мы по улице идем» Формировать представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания о названии улицы, на которой стоит детский сад; поощрять детей, которые знают названия своей улицы. Объяснить, как важно знать свой адрес.

2 «Собираем урожай» Расширять представления детей об овощах, ягодах и фруктах.

Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

3 «Когда мои друзья со мной» Формировать понятия «друг» , «дружба» . Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

4 «Добрый доктор Айболит» Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать полезной, содержащей витамины пищей – овощами и фруктами. Уточнять и расширять представления об отличительных особенностях овощей, о том, что их можно есть в сыром и вареном виде, из них можно готовить суп, салат; в сыром виде они полезнее – в них много витаминов, которые нудны для здоровья.

1 «Осень золото роняет» Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе . Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

2 «Не мешайте нам трудиться» Учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым.

3 «У медведя во бору грибы, ягоды беру» . Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса : грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

4 «Путешествие в прошлое одежды» Знакомить детей с назначением и функциями одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы для облегчения жизнедеятельности. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.

1 «Осенние посиделки» Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.

2 «Моя семья» Ввести понятие (семья) . Дать детям первоначальное представление о родственных отношениях в семье. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям - членам семьи.

3 «Гости из леса» Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе . Воспитывать заботливое отношение к животным.

4 «Наше село» Продолжать закреплять знания детей о названии родного села, знакомить с его достопримечательностями. Подвести к пониманию того, что люди, которые строили село, очень старались и хорошо выполнили свою работу. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свое село.

1 «Вот зима, кругом бело» Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

2 «Почему растаяла Снегурочка?» Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи.

3 «Стайка снегирей на ветках рябины» Расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок и подкармливать их.

4 «Добрый праздник Новый год» Познакомить с традициями праздника; учить описывать елочные игрушки; развивать внимание и мышление.

1 «Зимний лес» Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся; развивать игровые умения.

2 «Красота России» . Закрепить знания детей о природе России, о русском национальном костюме, о русских народных сказках, потешках. Воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызвать чувство восхищения красотой русской природы, талантом русского народа.

3 «В мире комнатных растений» Расширять представления детей о комнатных растениях : их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду.

1 «Мы едем, едем, едем…» Познакомить детей с обобщающим понятием «транспорт» . Учить детей выделять различные признаки предметов, сравнивать их, находить существенные признаки и по существенным признакам обобщать предметы в одно родовое понятие.

2 «На холодном Севере» Продолжать закреплять знания детей о природе Крайнего Севера; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран. Воспитывать любовь к родной природе.

3 «День защитника Отечества» Дать детям представление о воинах, которые охраняют нашу Родину, уточнить понятие «защитники Отечества» , у каждого народа, в каждой стране есть армия. Познакомить детей с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники) . Воспитывать гордость за наших воинов.

4 «На бабушкином дворе» Познакомить детей с коровой , свиньей и козой как домашними животными, формировать представления о том , чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнять представления о взрослых животных и детенышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать.

1 «Моя мама лучше всех» Помочь детям понять как много сил и времени отнимает у матерей работа по дому. Воспитывать у них доброе, внимательное отношение к своей маме, стремление помогать ей.

2 «Весна в лесу» Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период. Формировать представления о жизни лесных животных. Учить поддерживать воображаемую ситуацию.

3 «Предметы, которые нас окружают » Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке ; учить описывать предмет, называя его название, детали, функции, материал.

4 «Жить нельзя нам без воды» Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек.

1 «Если очень захотеть, можно в космос полететь» Дать детям представление о космосе. Познакомить с первым космонавтом – Ю. А. Гагариным. Расширять словарь за счёт имён существительных (космос, планета , звезда, космический корабль, ракета, космонавт, имён прилагательных (звёздное, солнечная, космическая) ; глаголов (лететь, приземляться, стартовать) .

2 «Экскурсия по зоопарку» Формировать представления о диких экзотических животных : льве, тигре, слоне, обезьянах, крокодиле; дать элементарные сведения о том, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу.

3 «Наши друзья - книги» Воспитывать у детей понимание того, что о ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказывать, их можно красиво отображать в рисунках; уточнить представления о Е. И. Чарушине как писателе и художнике; воспитывать желание участвовать в общем деле – создании интересной книги о природе.

4 «Расскажи нам деревце» Уточнить представления детей о деревьях, растущих на участке (2-3 вида) . Дать представление о том, что деревья служат материалом для появления различных деревянных предметов, что необработанная древесина имеет светло – желтую окраску, приятно пахнет, она теплая на ощупь, легкая, твердая, но мягче камня; ее можно пилить, строгать, сверлить, в нее можно забивать гвозди; из древесины делают мебель, оконные рамы и двери, пол; все предметы из дерева надо беречь, вовремя их чинить, чтобы меньше живых деревьев спиливалось на древесину.

1 «Славный день Победы» . Дать представление о празднике - день Победы; воспитывать уважение к ветеранам Великой отечественной войны.

2 «Мы на луг ходили» Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе . Учить отгадывать загадки о насекомых.

3 «Детский сад у нас хорош – лучше сада не найдешь»

Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп , есть зал, просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабинет, где оказывают помощь детям. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге). Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.

4 «Как выращивают овощи на огороде» . Расширять представления детей об овощных культурах. Показать труд человека по выращиванию овощей.

Программное содержание:

Закреплять основные понятия: «здоровье», «чистота», «предметы гигиены», «доброта», «правильное питание»;

Учить детей правилам безопасного поведения;

Развивать внимание, память, мышление, воображение;

Материалы используемые на занятии:

Зеркало, муляжи продуктов питания, картинки «предметов гигиены», модули, картинки «смешариков», воздушные шарики, корзины (3 шт.), картинка солнышка, ленточки по количеству детей, мультимедиа, магнитофон.

Ход открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня я пришла к вам в гости, чтобы отправиться в волшебное путешествие. Посмотрите, сколько у нас гостей. А давайте мы с ними поздороваемся. «Здравствуйте!»

Воспитатель: Ребята, а мы ведь не просто с вами поздоровались, а пожелали друг другу и гостям здоровья, а гости пожелали нам здоровья.

Ребята, а что нужно делать, чтобы быть здоровым? (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в царство «Здоровье». (играет музыка)

Чтоб в путь со мной оправиться, не нужен транспорт нам.

Зеркальце волшебное нас не подведёт

В царство Здоровье нас быстро донесёт.

Для того, чтобы попасть в волшебное царство надо посмотреть в волшебное зеркало и ему улыбнуться. (дети смотрят в зеркало и улыбаются)

Воспитатель:

Вот мы и попали в царство «Здоровье» и очутились на первой полянке «Здоровое питание».

Тридцать два весёлых зуба,

Уцепившись друг за друга

Вверх и вниз несутся в спешке,

Хлеб грызут, грызут орешки.

Ребята, улыбнитесь друг другу и посмотрите, много у вас зубов? Какие вы красивые, когда улыбаетесь.

Воспитатель: Посмотрите, на этой полянке два зуба. Какой это зуб? (показывает веселый зуб)

Дети: Веселый.

Воспитатель: Почему он веселый?

Дети: Он белый, здоровый.

Воспитатель: Какой это зуб? А почему он грустный? (показывает грустный зуб)

Дети: У него дырочка, он болеет, у него кариес.

Воспитатель: для того, чтобы быть здоровым нужно правильно питаться. Я думаю, что вы знаете какие продукты полезные, а какие вредные для здоровья. Назовите полезные для здоровья продукты, назовите вредные для здоровья продукты. Сейчас предлагаю вам поиграть в игру: «Полезные и вредные продукты » (дети раскладывают муляжи продуктов питания в две корзины).

Молодцы, я вижу, вы много знаете о здоровом питании.

Воспитатель: А сейчас послушайте волшебные загадки, которые перенесут нас на следующую поляну «Правила безопасного поведения ».

Загадки об опасных предметах:

Если хорошо заточен,

Всё легко он режет очень-

Хлеб, картошку, свёклу, мясо,

Рыбу, яблоко и масло.

Это тесный – тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нём.

И любая из сестёр

Может вспыхнуть, как костёр.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

У него полно забот:

Инструмент бывалый –

Не большой, не малый,

Он и режет и стрижёт.

(ножницы)

В Полотняной стране по реке Простыне

Плывёт пароход то назад, то вперёд,

А за ним такая гладь – ни морщинки не видать.

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и на поляне «Правила безопасного поведения». А на этой поляне живут Смешарики, грустный и весёлый, которые хотят поиграть с вами в игру «Полезные и вредные советы». Я буду задавать вам вопросы, и если вы согласны, то поднимаете Смешарика, который улыбается, а если не согласны, то Смешарика, который грустит.

Игра Полезные и вредные советы

Сидя за столом размахивать ножом и вилкой;

Разговаривать, не прожевав пищу;

Пользоваться салфеткой во время еды;

Брать в рот кнопки, скрепки, иголки;

Играть со спичками;

Закаляться;

Открывать дверь незнакомому человеку;

Брать лекарства без разрешения взрослых;

Выполнять режим дня;

Включать электроприборы без разрешения взрослых;

Становиться на подоконник и высовываться из окна.

Молодцы, не ошибались и правильно отвечали. Ну что ж пора отправляться на следующую полянку.

Воспитатель:

Мы зарядку очень любим –

Каждый хочет быть здоров!

Нам зарядка помогает

Реже видеть докторов.

А сейчас мы с вами очутились на спортивной полянке, где сделаем физминутку.

Делаем физминутка (под музыку)

Воспитатель: А эта полянка волшебная и живёт на ней фея «Доброты», которая превращает маленьких детей в волшебников. Станьте в круг, дайте друг другу ручки, закройте глазки. Сейчас вы станете маленькими волшебниками (звучит волшебная музыка). Откройте глазки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Подарите друг другу тепло ваших рук. Почувствуйте, как вместе с теплом ладошек к вам приходят самые добрые чувства. А сейчас станьте парами и возьмитесь за руки.

Улыбнитесь друг другу доброй улыбкой;

Подарите друг другу добрый взгляд;

Подарите друг другу доброе рукопожатие;

Давайте согреем свои ладошки тёплым дыханием и подарим наше тепло друг другу.

От вашего добра, вашей теплоты на полянке засветило яркое солнышко. Каждый из вас – это лучик солнышка. Давайте сядем, возьмём лучик и согреем друг друга тёплыми словами. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее. (дети сидят на коленках, в руках лучики, сказав ласковое слово прикладывают лучик к солнышку)

Воспитатель: А сейчас послушайте сказку, которая перенесёт нас на полянку, где живёт фея «Чистоты».

Сказка про чистоту.

Воспитатель: Я думаю, что все вы любите мыться, купаться, а сейчас давайте построим дворец для Солнцелученьки, чтобы она к нам иногда прилетала и проверяла все ли любят чистоту.

Игра «Замок для Солнцелученьки»

(дети из модулей, на которых изображены предметы гигиены, строят домик, беря модуль, объясняют для чего нужен, тот или иной предмет гигиены).

Какой красивый получился замок, и я, думаю, что Солнцелученьке он очень понравится.

Воспитатель: На этом наше путешествие по царству «Здоровье» закончилось.

Мы научились быть здоровыми,

А советы дадим вам не новые:

Не делайте вреда никогда никому.

Кушайте полезную только еду.

Мойте с мылом руки и ноги.

Забудьте об игре на дороге!

Делайте зарядку, тепло одевайтесь,

Холодной водой по утрам обливайтесь.

Будьте осторожны ночью и днём.

Никогда не играйте с огнём!

Дороже здоровья нет ничего.

Все дети и взрослые знают про то.

Так пусть же здоровье все берегут

Дома, на улице, в детском саду.

Воспитатель: А теперь попрощаемся с царством «Здоровье», а нам пора возвращаться в детский сад.

Чтоб в детский сад вернуться, не нужен транспорт нам.

За светлую улыбку я зеркальце вам дам.

Зеркальце волшебное нас не подведет.

В детский сад нас быстро донесёт.

(дети смотрят в зеркало и улыбаются)

Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись в детский сад. Скажите, ребята, а вам понравилось путешествие в царство «Здоровье»? А что вам больше всего запомнилось из нашего путешествия? (ответы детей)

И мне очень понравилось путешествовать с вами. Я приготовила вам сюрприз. Это воздушные шарики. (раздаю шарики).

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий

Издательство: Мозаика-Синтез, 2014 г.

Подробнее: http://www.labirint.ru/books/443208/
Введение
Примерное тематическое планирование работы с
детьми
Методика работы с детьми 4-5 лет
Примерное содержание работы с детьми

Сентябрь
Тема 1. Расскажи о любимых предметах
Тема 2. Моя семья

Октябрь
Тема 3. Петрушка идет трудиться
Тема 4. Мои друзья

Ноябрь
Тема 5. Петрушка идет рисовать
Тема 6. Детский сад наш так хорош - лучше сада не
найдешь

Декабрь
Тема 7. Петрушка - физкультурник
Тема 8. Целевая прогулка "Что такое улица"

Январь
Тема 9. Узнай все о себе, воздушный шарик
Тема 10. Замечательный врач

Февраль
Тема 11. В мире стекла
Тема 12. Наша армия

Март

Тема 14. В гостях у музыкального руководителя

Апрель
Тема 15. Путешествие в прошлое кресла
Тема 16. Мой город
Май

Тема 17. Путешествие в прошлое одежды

Тема 18. Наш любимый плотник
Дополнительный материал

Введение

Данное пособие поможет педагогам дошкольных учреждений успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром – предметным окружением и явлениями окружающей жизни. Пособие включает в себя планирование работы, занятия, игры-занятия, дидактические игры.

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы обучения и воспитания дошкольников , содержание работы представлено темами. Для раскрытия каждой темы предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Это дает педагогу возможность проявить при планировании занятий творчество, включить в них вариативные игровые, проблемные ситуации, сделав воспитательную работу еще более успешной, значимой для него и детей.

Изучение каждой темы может завершаться итоговым заданием , в качестве которого можно использовать ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д. Подобные игровые задания представлены в рабочей тетради Дыбиной О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 4–5 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.

Педагогам следует обратить особое внимание на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности: необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване; надеть одежду и походить в ней; пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– использовать в работе только форму познавательных занятий.

Работу по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их психологическими особенностями , выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с дошкольниками и стремясь сделать данный процесс более доступным и результативным.

В средней группе детского сада ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме дидактической игры, в которой игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач обеспечивает достижение цели игры. При организации и проведении игр-занятий , дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.

В пособии представлен дополнительный материал: варианты занятий, игр-занятий, игр, которые можно использовать в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей средней возрастной группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится два занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада № 179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства “Лада”» г. Тольятти, заведующая – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.