Меню
Бесплатно
Главная  /  Пошив одежды  /  Неонатальный период характеристика. Введение. Плацентарные факторы риска, ведущие к звур

Неонатальный период характеристика. Введение. Плацентарные факторы риска, ведущие к звур

Время от момента рождения ребенка по 28 день его жизни (включительно) называется неонатальным периодом. Этот период, в свою очередь, подразделяется на два: ранний (с момента перевязки пуповины до 7 дня жизни) и поздний (с 8 по 28 день).

Ранний неонатальный период

В раннем неонатальном периоде происходит основная адаптация к жизни ребенка в новых для него условиях. Плацентарное кислородное снабжение сменяется легочным и ребенок делает первый вдох. Начинает действовать малый круг кровообращения, настраивается выделительная система, происходят изменения в обмене веществ. В раннем неонатальном периоде кожа у ребенка гиперемирована - это, так называемый, физиологический катар. Часто бывает физиологическая желтуха, вызванная незрелостью печени новорожденного ребенка. В раннем неонатальном периоде происходит физиологическая потеря веса и-за выделения первородного кала - мекония. Все системы организма еще очень неустойчивы и поэтому уход за новорожденным ребенком должен быть внимательным и тщательным. В этом периоде могут обнаружиться такие врожденные заболевания, как гемолитическая болезнь, дыхательные расстройства, анемия и другие.

Поздний неонатальный период

В позднем неонатальном периоде идет дальнейшая физиологическая адаптация ребенка к новым условиям. Полностью заживает пупочная рана. При достаточном количестве молока у матери ребенок хорошо прибавляет в весе и росте. Формируются условные рефлексы, развиваются зрительные анализаторы, координация движений. Продолжает настраиваться пищеварительная система, стул меняется с черно-зеленого на желто-коричневый. Кожа у ребенка становится розовой и чистой. Если первые сутки после рождения ребенок почти все время спит, то в поздний неонатальный период новорожденный все больше времени проводит, бодрствуя. В это время он начинает отвечать улыбкой на обращение к нему.

Все эти принципы уменьшают влияние родового стресса, способствуют физиологической адаптации новорожденного в неонатальном периоде, его правильному психоэмоциональному развитию в дальнейшем.

Пронзительный детский крик разорвал тишину… На свет появился новый человек - мамина и папина радость, доченька или сыночек, на которого возложено много надежд. Для родителей, особенно для женщин, которые перепробовали различные средства, чтобы забеременеть, рождение ребенка - это долгожданное событие и необыкновенная радость. Чего нельзя сказать о ребёнке, для которого появление на свет - своеобразный кризис новорожденности или, другими словами, переход от жизни внутри утробы матери в большой мир, где нужно жить самому.

Этот новый недружелюбный мир

Для ребёнка, привыкшего к темному, теплому миру внутри мамы, рождение является отрывом от неё и представляет собой переход в холодный мир, полный света и шума, обязывающий самостоятельно дышать, есть и переваривать пищу. Это физиологические причины, вызывающие кризис новорожденности. Существуют и психологические причины: когда ребенок рождается, он отделяется от матери и перестает чувствовать её тепло и сердцебиение. Поэтому детские врачи настоятельно советуют, чтобы новорожденный проводил как можно больше времени у материнской груди.

Общая характеристика периода новорожденности

Период новорожденности, начинающий свой отсчет со времени физического отделения ребенка от матери - это время совершенствования рефлексов, данных ему при рождении, и привыкания к условиям окружающего мира. Безусловные рефлексы, такие как дыхательный, сосательный, защитный, хватательный и ориентировочный, помогают ему выжить в первые минуты после рождения. «Багаж» знаний и умений невелик, тем более что хватательный рефлекс - это подарок предков, который вскоре исчезает за ненадобностью, а сосательный рефлекс хоть и существует, но непосредственно процессу сосания ребенку приходится учиться.

Новорожденный ребенок беспомощен и не только потому, что он не имеет возможности удовлетворять свои потребности самостоятельно, но и по причине отсутствия отработанных поведенческих актов. Также он не приспособлен к смене температуры, так как у него отсутствует терморегуляция. Из-за этого купать ребенка в первые дни жизни нужно чрезвычайно бережно, тщательно измерив температуру воды и погружая его в ванночку постепенно. Температура воды должна практически не отличаться от температуры тела, то есть не превышать 36–37°С.

Недавно родившийся ребёнок много спит. Даже время бодрствования можно назвать условным, потому что он находится в полудреме. Время сна никак не регулируется и ни с чем не связано. Чтобы ребёнок перестал спать днем и начал отдыхать только ночью, придется подождать достаточное время, так что молодой маме нужно запастись терпением и научиться добирать часы сна, необходимые ей для полного восстановления сил, во время сна ребенка.

Вижу, слышу, улыбаюсь тебе, мама!

Главное, чему должен научиться ребёнок в период новорожденности, это слуховое и зрительное восприятие. Слуховое восприятие начинает проявляться через 2–3 недели после рождения, а зрительное - через 3–5 недель. Ребенок слышит звуки - голоса родителей, топот, хлопки. Видит лица и предметы, которые ему показывают заботливые родственники, пытаясь познакомить с миром, в котором ему предстоит жить. Сначала ребенок замирает при громких отчетливых звуках, чуть позже начинает поворачивать головку в сторону их источника. При виде ярких предметов он также останавливает на них взгляд.

Наблюдая за спящим ребенком, можно заметить, как его губки складываются в нечто подобное улыбке. Позже улыбка она возникать в ответ на голос, особенно на высокие нотки. Но проходит ещё немного времени (чуть меньше месяца), и малышу голоса становится мало, ему необходим зрительный стимул, например, человеческое лицо.

Когда слуховое и зрительное восприятие получат достаточное развитие, и малыш научится улыбаться, внешние раздражители начинают складываться в целостный образ. Например, когда перед ребёнком предстает мама (он её видит), ласково говорящая с ним (он её слышит) - он начинает улыбаться, протягивать к ней ручки и сучить ножками. Подобная реакция на появление мамы называется «комплексом оживления» и означает, что период новорожденности закончился и начался период младенчества.

Период внутриутробного развития.

1) Фаза эмбрионального развития (эмбрион).

2) Фаза плацентарного развития (плод).

Эмбриогенез начинается с 3-й недели после оплодотворения (первые 2 недели - бластогенез) и оканчивается 3-м месяцем внутриутробной жизни.

В этот период происходит основная закладка важнейших органов. Любое повреждение в этот период вызывает либо гибель эмбриона (выкидыш), либо врождённое уродство (порок развития органов или частей тела). Наиболее чувствителен эмбрион к вирусам: краснухи, гриппа, гепатита, полиомиелита, цитомегалии.

Лекарственные эмбриопатии: сульфаниламиды, антибиотики (особенно группа тетрациклина), гормоны (кортикостероиды, инсулин), цитостатики, витамины, хинин.

Диабетические энцефалопатии: 12% - атрофии кишечника, пороки сердца, пороки разви­тия конечностей, черепа, анэнцефалия.

Фетопатии - нарушение тонкой структуры и дифференцировки тканей у сформировавшегося плода. Часто возникают при Rh-несовместимости, диабете, инфицировании плода (ветрянка, герпес, вирусный гепатит, врождённый сифилис, токсоплазмоз). При этом возникают следующие заболевания плода: энцефаломиелиты, миозиты, некрозы, врождённые гепатиты с исходом в цирроз, врождённые пневмонии. Фиброэластоз, муковисцидоз, кальциноз, врождённый адреногенитальный синдром, ДЦП, гипертрофия мускулатуры пилоруса - все это ведёт к мертворождённой, недоношенности, выкидышам и болезням новорождённых.

Период новорождённости.

Период длится от момента рождения до 1месяца. С первым вдохом у ребёнка начинается:

1) лёгочное дыхание (расправляются лёгкие);

2) изменение условий кровообращения (малый круг кровообращения);

3) функционирование почек, пищеварительного тракта;

4) самостоятельная терморегуляция.

Характеристика новорождённого ребёнка

Пропорции тела новорождённого ребёнка значительно отличаются от взрослого. Голова составляет 1/4 длины тела (у взрослого 1/8). Преобладает мозговая часть черепа над лицевой. Открыт большой родничок между лобной и теменными костями. Ноги короткие, туловище относительно длинное. Грудная клетка - короткая, бочкообразная, малоподвижная. Середина тела находится над пупком (у взрослого на высоте вертела бедренной кости).

Нервная система.К моменту рождения самым развитым у ребёнка оказывается спинной мозг, о чём свидетельствуют простейшие рефлекторные движения.

Что касается головного мозга, то его относительная масса достаточно велика: 1/8 от общего веса тела. В первый год жизни происходит формирование нервных клеток внутри каждого слоя коры обоих полушарий. Кора больших полушарий не работает (палидарный период). Движения новорождённого хаотичные, случайные, непроизвольные. Легко вызываются безусловные рефлексы сосательный, глотательный, поисковый, хоботковый.

Новорождённый ребёнок очень мало бодрствует, в основном он спит (20-22 часа в сутки).

Одним из основных органов чувств является зрение. У новорождённого ребёнка под действием яркого света суживается зрачок; реагируя на прикосновения, он мигает или жмурится. Но мигательные движения глаз ещё очень слабы и редки. У некоторых новорождённых наблюдается косоглазие, которое обычно проходит через 3-4 недели.

Новорождённый ребёнок слышит только громкие звуки. Но постепенно его слух обостряется, и он начинает слышать тихие звуки.

Вкусовые рецепторы у новорождённых детей развиты хорошо. С самого начала он отказывается от кислого или горького, предпочитая сладкое.

Обоняние у младенцев развито слабее, чем вкус, но, тем не менее, уже с первых месяцев жизни они реагируют на запахи.

Чувство осязания имеется уже у новорождённого, наиболее ярко оно проявляется при прикосновении к его ладоням, подошвам стоп и лицу.

Особенно сильно у детей первого года жизни выражена болевая и кожная чувствительность на изменения температуры.

Кожа - нежная, легко ранимая, богата кровеносными сосудами, несколько отёчная. У здорового ребёнка кожа мягкая, эластичная, упругая, розоватого цвета.

Многочисленные сальные железы имеются уже у новорождённого, но полного своего развития они достигают только к 4-5 месяцам. Потовые железы развиты плохо и на протяжении 3-4 месяцев вообще не функционируют.

Слизистая оболочка носового прохода и полости рта очень богата кровеносными сосудами и легко ранима. Набухшая слизистая при простудных заболеваниях препятствует нормальному дыханию.

У новорождённого подкожная жировая прослойка развита слабо, но в течение первых шести месяцев она начинает быстро увеличиваться сначала на лице, конечностях, потом на туловище и в последнюю очередь на животе.

Защитная функция кожи значительно снижена, так как роговой слой кожи развит слабо и легко слущивается, на коже легко образуются трещины и ссадины, которые могут стать причиной возникновения инфекции и кожных заболеваний.

Поскольку кожа ребёнка богата кровеносными сосудами, а её роговой слой очень тонкий, она обладает повышенной способностью к впитыванию. Это особенно важно учитывать при применении различных кремов и мазей. Дыхательная функция кожи у ребёнка развита гораздо сильнее, чем у взрослого: она интенсивнее выделяет углекислый газ и воду. Теплорегулирующая функция, наоборот, развита слабее, поэтому ребёнок, чаще чем взрослый, подвергается переохлаждению и перегреванию.

Мышечная система - развита слабо. У новорождённого мышечная масса составляет 1/4 от общего веса, тогда как у взрослого она значительно больше - около 40%. Мышечные волокна очень тонкие, сокращения мышц слабые. В первый год жизни развитие мышц идёт главным образом за счёт утолщения мышечных волокон сначала шеи и туловища, а затем конечностей. Степень развития мускулатуры у маленьких детей можно определить ощупыванием. Мышечный тонус тоже очень слабый. Характерен гипертонус мышц сгибателей конечностей, за счёт этого новорождённый находится в определённой позе: руки прижаты к туловищу, согнуты в локтях, кисти сжаты в кулачки, большой палец над остальными; ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, несколько разведены.

Скелет новорождённого в основном состоит из хрящевой ткани (позвоночник, запястья и др.), а костная ткань, имеющая волокнистое строение, низкое содержание соли и большое количество кровеносных сосудов, напоминает хрящевую. При слишком тугом пеленании или неправильном положении кости младенца быстро приобретают неправильную форму.

Голова новорождённого имеет правильную форму, на ней при ощупывании легко определяются расхождения между отдельными костями черепа. На голове новорождённого ребёнка прощупываются два родничка, затянутые перепонкой: большой и малый. Большой родничок находится в месте схождения теменных и лобной костей и имеет ромбовидную форму. Малый родничок расположен в месте схождения теменных и затылочной костей и имеет форму треугольника. Малый родничок зарастает к 3 месяцам, а большой - к 12-15.

Позвоночник новорождённого почти прямой. У новорождённого грудная клетка имеет коническую или цилиндрическую форму с приподнятыми рёбрами, как бы на высоте вдоха. Рёбра расположены почти под прямым углом к позвоночнику, поэтому подвижность грудной клетки у младенца ограничена. Форма таза у новорождённых мальчиков и девочек практически одинаковая.

Органы дыхания маленького ребёнка очень отличаются от органов дыхания взрослого человека. Мы уже говорили о том, что слизистая оболочка носоглотки и ротовой полости богата кровеносными и лимфатическими сосудами, что создает благоприятные условия для развития набухания и разного рода воспалений. Ребёнок первого года жизни не умеет дышать ртом, поэтому при насморке он задыхается во время сосания.

Полости носа новорождённого недоразвиты, носовые ходы узки, но с ростом лицевых костей длина и ширина носовых ходов увеличивается.

Евстахиева труба, соединяющая носоглотку и барабанную полость уха, у маленьких детей короткая и широкая, она расположена более горизонтально, чем у взрослого.

Инфекция легко переносится из носоглотки в полость среднего уха, поэтому у детей инфекционные заболевания верхних дыхательных путей часто сопровождаются воспалением среднего уха.

Относительная длина гортани невелика, форма воронкообразная, и только с возрастом она становится цилиндрической. Просвет гортани узкий, хрящи мягкие, слизистая очень нежная и пронизана множеством кровеносных сосудов. Голосовая щель между голосовыми связками узкая и короткая. Поэтому даже незначительные воспаления в гортани ведут к её сужению, проявляющемуся в удушье или затруднённом дыхании. Менее эластичные, чем у взрослого, трахея и бронхи имеют узкий просвет. Слизистая оболочка при воспалениях легко набухает, вызывая его сужение.

Лёгкие грудного ребёнка развиты слабо, их эластическая ткань хорошо наполняется кровью, но недостаточно - воздухом. Из-за плохой вентиляции у маленьких детей часто наблюдается спадание лёгочной ткани в нижнезадних отделах лёгких.

Обмен веществ у ребёнка происходит гораздо быстрее, чем у взрослого, поэтому он больше, чем взрослый, нуждается в кислороде. Повышенная потребность в кислороде компенсируется у ребёнка более частым дыханием.

С момента рождения у ребёнка устанавливается правильное и равномерное дыхание: 40-60 дыханий в минуту.

Органы выделения (почки, мочеточники и мочевой пузырь) у ребёнка начинают функционировать сразу с момента рождения и работают намного интенсивнее, чем у взрослого.

Почки, выводящие из организма воду и продукты обмена, особенно быстро растут на первом году жизни ребёнка. Расположены они ниже, чем у взрослого, и имеют более высокий относительный вес. К моменту рождения они дольчатые, но на втором году жизни эта дольчатость исчезает. Корковый слой и извитые канальцы почек развиты слабо.

Мышечная ткань широких и извилистых мочеточников слабо развита и выстлана эластическими волокнами.

Мочевой пузырь у ребёнка находится выше, чем у взрослых. Его передняя стенка расположена в непосредственной близости от брюшной стенки, но постепенно мочевой пузырь перемещается в полость малого таза. Слизистая мочевого пузыря хорошо развита, но мышечные и эластические волокна развиты недостаточно. Объём мочевого пузыря у новорождённого составляет около 50 мл, к 3 месяцам он увеличивается до 100 мл, к году - до 200 мл.

Из-за слабого развития центральной нервной системы в первые 6 месяцев жизни у ребёнка 20-25 раз в сутки происходит непроизвольное мочеиспускание. Но по мере роста ребёнка число мочеиспусканий сокращается - к году их становится всего 15-16. Количество выделяемой мочи у детей гораздо больше, чем у взрослых.

Это объясняется ускоренным обменом веществ, происходящим в их организме. При усиленном потоотделении количество мочи уменьшается. Если же ребёнок мёрзнет, мочеиспускание учащается.

Правильное развитие желёз внутренней секреции очень важно для нормального роста и развития организма ребёнка. Сразу после рождения на развитие ребёнка оказывают влияние в основном гормоны вилочковой железы, с 3-4 месяцев - гормон щитовидной железы, а ещё через небольшой промежуток времени - гормоны передней доли гипофиза. Функционирование желёз внутренней секреции тесно связано с работой центральной нервной системы. Нарушение деятельности хотя бы одного звена этой цепи может привести к серьёзным нарушениям физического и психического развития ребёнка. Так, отсутствие щитовидной железы или сбои в её работе, вызывают задержку в формировании скелета, нарушение роста зубов, отставание в психическом развитии.

Относительный вес сердца у ребёнка почти в 1,5 раза больше, чем у взрослого. К 8-12 месяцам масса сердца удваивается. Расположено сердце выше, так как в первый год жизни ребёнок, как правило, находится в горизонтальном положении, и диафрагма у него находится выше.

Кровеносные сосуды у новорождённого шире, чем у взрослого. Их просвет постепенно увеличивается, но медленнее, чем объём сердца. Процесс кровообращения у детей происходит интенсивнее, чем у взрослых.

Пульс у ребёнка учащённый: 120-140 ударов в минуту. На один цикл «вдох-выдох» приходится 3-4 сердечных удара. Но через полгода пульс становится реже - 100-130 ударов. Подсчитывать количество сердечных ударов у ребёнка лучше во время сна, когда он находится в спокойном состоянии, нажав пальцем на лучевую артерию.

Кровяное давление у детей первого года жизни низкое. С возрастом оно повышается, но у разных детей по-разному, в зависимости от веса, темперамента и т.д.

У новорождённого в крови содержится большое количество эритроцитов и лейкоцитов, гемоглобин повышен. Но постепенно в течение года их число снижается до нормы. Поскольку кроветворная система младенцев очень чувствительна к разного рода внешним и внутренним вредным воздействиям, дети первого года жизни чаще, чем дети более старшего возраста, подвержены заболеванию анемией.

К моменту рождения ребёнка развитие лимфатических узлов практически завершено, но их клеточная и тканевая структуры развиты недостаточно. Защитная функция лимфоузлов становится ярко выраженной в конце первого года жизни. У ребёнка хорошо прощупываются шейные, паховые, а иногда подмышечные и затылочные лимфатические узлы.

Период новорождённости - это период приспособления организма ребёнка к новым условиям существования. В этот период проявляются ряд пограничных с патологией состояний: физиологическая желтуха, физиологическая убыль веса, транзиторная гипертермия, физиологическая эритема и т.д.

В период новорождённости могут быть выявлены пороки внутриутробного развития (уродства, пороки сердца), а также последствия родовой травмы: внутричерепная травма, перелом ключицы, родовой паралич верхних конечностей, повреждение спинного мозга.

Заболевания , встречающиеся в период новорождённости :

· Инфицирования пупочной ранки: омфалит.

· Заболевания кожи: пиодермии, пузырчатка, флегмона новорождённых, гнойный мастит, сепсис, желтуха, пневмопатии (ателектазы лёгких, аспирационные пневмонии).

· Врождённые деформации ОДА:

1) врождённый вывих бедра

2) врождённая косолапость

3) кривошея.

· Хромосомные болезни:

1) болезнь Дауна

2) синдром Шерешевского-Тернера.

· Генные болезни:

1) фенилкетонурия.

Грудной возраст

От 1месяца до 1 года.

Характеризуется интенсивным увеличением веса и роста. Вес утраивается. Рост увеличивается на 25 см. Никогда больше ребёнок так не растёт. Но самое главное, на первом году жизни происходит становление его двигательного и нервно-психического развития. От рефлекторных движений новорождённого, лишённых контроля коры, до важнейшего итога общего двигательного развития - самостоятельной ходьбы. Важность этого периода невозможно переоценить. Мы не рождаемся людьми, мы ими становимся. К моменту рождения ребёнка его нервная система, по сравнению с другими органами и системами наименее развита и зрелая. Животное рождается более зрелым и быстрее приспосабливается к жизни. Чем ниже ступень раз­вития животного, тем оно с рождения более приспособлено к жизни.

Влиять можно только на те системы, которые находятся в процессе развития, когда же мозг сформировался, догнать то, что упущено ранее, невозможно. Пример: брошенные дети, «маугли».

В этом огромный смысл именно для человека. Нервная система созревает медленно, здесь необходимо влияние человека.

В основе поведения каждого человека лежат условные и безусловные (врождённые) рефлексы. Новорождённый обладает только безусловными рефлексами (сосательным, оборонительным и др.), а условные начинают формироваться с конца первого месяца жизни по мере развития спинного мозга и подкорковых отделов мозга.

В выработке положительных или отрицательных условных рефлексов у маленьких детей важное место занимают и органы чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Как известно, они представляют собой периферические отделы анализаторов, передающих в центральную нервную систему раздражения из внешней среды.

Со второго месяца ребёнок в состоянии удерживать взгляд на ярких предметах и наблюдать за их движением. С пяти месяцев у него появляться способность рассматривать предметы обоими глазами на близком расстоянии. В шесть месяцев ребёнок начинает различать цвета.

С третьего месяца ребёнок поворачивает голову, ища глазами источник звука.

Начиная с пятого месяца жизни, в формировании естественного поведения ребёнка участвуют все анализаторы.

В первый год происходит самый интенсивный рост костей черепа: к 2-3 месяцам швы уже затягиваются. Но окончательное сращение костей черепа происходит к 3-4 годам.

Как только ребёнок начинает держать голову, у него образуется шейная кривизна выпуклостью вперёд - лордоз.

В 6-7 месяцев, когда ребёнок начинает сидеть, появляется изгиб грудного отдела позвоночника выпуклостью назад - кифоз, а когда ребёнок начинает ходить (9 - 12 месяцев), у него образуется поясничный изгиб выпуклостью вперёд.

Когда ребёнок начинает ходить, форма грудной клетки у него меняется: в месте соединения хряща ребра с костной тканью образуется угол, опущенный книзу. На вдохе нижние концы рёбер приподнимаются кверху, рёбра из косого положения переходят в более горизонтальное, при этом грудина приподнимается вперёд и кверху.

Лобная и гайморовы пазухи в основном развиваются к 2 годам, но окончательное их формирование происходит гораздо позже.

Особенно быстро увеличение объёма лёгких происходит в первые три месяца жизни. Постепенно меняется их структура: соединительнотканные прослойки заменяются эластической тканью, увеличивается количество альвеол.

Подвижность грудной клетки у детей первого года жизни ограничена, поэтому сначала лёгкие растут в сторону мягкой диафрагмы, обуславливая диафрагмальный тип дыхания. После того как дети начинают ходить, дыхание у них становится грудным или грудобрюшным.

К 6 месяцам дыхание становиться более редким (35-40), а к году оно составляет 30-35 дыханий в минуту.

В раннем возрасте частые простудные заболевания, особенно пневмония, могут вызвать у детей серьёзные осложнения.

Для правильного развития ребёнка и приобретения им стойкого иммунитета к различным заболеваниям с ним необходимо заниматься гимнастическими и дыхательными упражнениями, а также проводить регулярные сеансы гигиенического массажа.

Дефицит тактильных, зрительных, слуховых раздражителей приводит к задержке нервно-психических функций ребёнка (лишить слуховых и зрительных раздражителей - будет глух и слеп). У новорождённого вес головного мозга относительно велик – 1/8 веса тела, а у взрослого 1/40 веса. В течение первых 6 месяцев вес мозга увеличивается на 85% (важно, чтобы не закрылся родничок). После 7 лет мозг вообще не растёт.

У новорождённого борозды и извилины выражены слабо. Серое вещество мозга пока плохо дифференцировано от белого. Нервных клеток в больших полушариях у новорождённых столько же, сколько у взрослого, но они ещё незрелые и созревают не одинаково.

Заболевания периода:

I. Желудочно-кишечный тракт:

1) диспепсия (простая, токсическая);

2) хроническое расстройство питания (гипотрофия).

II. Заболевание органов дыхания:

1) пневмония, ОРЗ;

2) острый ларингит (круп).

III. Диатезы:

1) экссудативно-катаральный;

2) лимфатико-гипопластический;

3) нервно-артрический.

IV. Рахит. (Спазмофилия).

V. Инфекционные заболевания:

2)ветряная оспа;

3)дифтерия.

VI. Заболевания нервной системы:

1) энцефалопатии;

3) акушерские параличи.

VII. Заболевания О.Д.С.:

1) кривошея,

2) косолапость,

3) дисплазия тазобедренного сустава.

Пред дошкольный период

От 1 года до 4 лет.

Характеризуется дальнейшим ростом и развитием ребёнка (но энергия роста меньше). Происходит совершенствование центральной нервной системы. Познание окружающей среды. Развиваются двигательные навыки (учится бегать, прыгать). Формируется речь. Вообще, возраст 2-4 года является первым критическим периодом для развития психики. В этот период очень важна педагогическая коррекция. Ребёнку надо много читать, рассказывать, объяснять, иначе будет наблюдаться задержка нервно-психического развития.

В этот период дети очень любознательны, задают много вопросов и задача взрослого - не подавить любознательность. Это возраст "почемучек". На все вопросы необходим ответ, нельзя отмахиваться: "Отстань!". Ребёнок набирает знания.

Заболевания периода:

I. Болезни пищеварительного аппарата.

II. О.Р.З. инфекции: корь, ветряная оспа, скарлатина, пневмония, обструктивные бронхиты, круп.

III. Отравления лекарствами.

IV. Заболевания нервной системы: Д.Ц.П.

V. Заболевания опорно-двигательной системы: косолапость, дисплазия, кривошея.

VI. Инородные тела в носу, ухе, лёгких, желудке и кишечнике.

Дошкольный период

От 4 до 7 лет.

1. Продолжается совершенствование функций организма и нервно-психической деятельности.

2. Укрепляется мускулатура, костный скелет.

3. Начинается смена молочных зубов.

Особо выделяется возраст 6-8 лет - это второй критический период и очень важный. Это самый способный возраст к обучению (языки, музыка, некоторые виды спорта). В этот период необходимо вызвать интерес к учёбе, иногда заставить, выработать усидчивость и ответственность к учёбе, приучать помогать дома и т.д. Если этот момент будет упущен, ребёнок не будет приучен к труду, самообслуживанию, дисциплине, то дальнейшее воспитание также будет затруднено. Это самый важный возраст для обучения и воспитания.

Заболевания периода:

I. Инфекции: ветрянка, инфекционный гепатит, скарлатина, краснуха (т.к. увеличивается контакт с окружающей средой и детьми).

II. Травматизм (отсутствие опыта, недостаток контроля со стороны взрослых).

III. Заболевания нервной системы (энурез).

Младший школьный период

Период отрочества, от 7 до 12 лет.

1. Происходит дальнейшее развитие мышечной системы, аппарата движений (но это период замедленного роста).

2. Заканчивается смена молочных зубов.

3. Дальнейшее формирование характера и интеллектуальное развитие.

Заболевания периода:

I. Травматизм (25-45% составляют травмы черепа).

II. Заболевания сердца (ревматизм, хорея).

III. Заболевания нервной системы (неврозы, энурез).

IV. Сколиозы, остеохондропатии.

Старший школьный период

Пубертатный или период полового созревания, от 12 до 18 лет.

1. Завершается физическое и психическое развитие ребёнка.

2. Бурно развивается эндокринная система. Изменяется внешний облик ребёнка. Появляются вторичные половые признаки (усиливается функция половых желёз, щитовидной железы, гипофиза).

3. Это период второго вытягивания в длину, особенно заметно вытягиваются ноги. Отмечается рост лицевого черепа. Появляется угловатость. Теряется грация.

4. Эмоциональная жизнь отличается неустойчивостью, частыми сменами настроения и установок. Выражено своё «я».

С детьми этого возраста всегда много проблем.

Заболевания периода:

I. Эндокринные нарушения (эндокринопатии).

II. Вегетососудистые дистонии. Неврозы.

III. Сколиозы, остеохондропатии.

Период новорожденности - наиболее критический возрастной период у детей. Его патология сложна и разнообразна. Неправильное ведение родов, недостаточный уход, несоблюдение санитарно-противоэпидемического режима и пр. способствуют повышению заболеваемости и смертности среди новорожденных. Наибольшая смертность наблюдается на первой неделе жизни и, особенно, в первые три дня после родов. Естественно, большое значение имеет переход от внутриутробных условий жизни к внеутробным и приспособление новорожденного к факторам внешней среды. Организм новорожденного впервые принимает на себя такие жизненно важные функции, как дыхание, терморегуляцию, кровообращение, пищеварение и др. Поэтому знание особенностей течения раннего неонатального периода, правильный уход за новорожденным ребенком исключительно важен для его дальнейшего развития и здоровья.

Периоды детского возраста

I. Период внутриутробного развития - длитсяот зачатия до родов.

Подразделяется на 2 фазы:

а) фазу эмбрионального развития - ее продолжительность - от зачатия до 11–12 недель беременности;

б) фазу плацентарного развития - с 11–12 недель гестации до конца беременности.

II . Период новорожденности (неонатальный) - длится от рождения ребенка до 28 дней жизни. Включает в себя:

а) ранний неонатальный период - от рождения до 7-го дня жизни ребенка;

б) поздний неонатальный период - от 7 до 28 дня жизни.

Выделяют также перинатальный период - с 22-х недель внутриутробного развития до 7-го дня жизни ребенка. Он подразделяется:

а) на антенатальный период - с 22-х недель внутриутробного развития до начала родов;

б) интранатальный период - от начала родовой деятельности до рождения ребенка;

в) на ранний неонатальный период - с рождения до 7-го дня жизни новорожденного.

III . Грудной возраст (или младший ясельный) - от 28 дней до 1 года жизни ребенка.

IV . Период молочных зубов - с 1 года до 6 лет. Подразделяется:

а) на преддошкольный или старший ясельный - от 1 года до 3-х лет жизни ребенка;

б) на дошкольный возраст - от 3-х до 6 лет.

V . Младший школьный возраст (период отрочества) - от 6–7 лет до 12 лет.

VI . Старший школьный возраст (период полового созревания) - от 12 до 15 лет.

Неонатология

Это достаточно молодая наука. Как самостоятельный раздел медицины (раздел педиатрии) возникла в XX в. Она изучает возрастные особенности и заболевания детей первых 4-х недель жизни.

Термины «неонатология» и «неонатолог» были предложены американским педиатром Александром Шаффером в 1960 г. Неонатология состоит из трех слов: греческого «neos » - новый, латинского«natus » - рожденный и греческого «logos » - учение.

ОсновнЫе направления неонатологии

    Исследование влияния отклонения в состоянии здоровья беременной женщины на развитие плода и новорожденного.

    Изучение функциональной и метаболической адаптации новорожденного к внеутробному существованию.

    Реанимация и интенсивная терапия новорожденных.

    Исследования становления иммунного статуса.

    Изучение наследственных и врожденных заболеваний.

    Разработка специальных методов диагностики заболеваний, лечения с учетом особенностей фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств в этом периоде.

    Реабилитация больных новорожденных детей.

    Вопросы вскармливания и питания как здоровых, так и больных детей.

Одним из важных показателей развития здравоохранения является показатель младенческой смертности , который характеризует количество умерших детей от 0 до 1 года жизни и рассчитывается по формуле:

В свою очередь, младенческая смертность включает в себя неонатальную смертность от 0 до 28 дней, которая рассчитывается по формуле:

Неонатальная смертность может быть ранняя и поздняя.

Ранняя неонатальная смертность - от 0 до 7-го дня жизни. Рассчитывается по формуле:

Поздняя неонатальная смертность - с 7-го до 28-го дня.

Всегда необходимо анализировать еще один показатель - перинатальной смертности , который рассчитывается по формуле:

Для снижения перинатальной, неонатальной и младенческой смертности необходима интеграция служб акушер-гинекологов, педиатров, генетиков и реаниматологов. Важную роль в решении этих вопросов играет перинатальный центр с хорошей материальной оснащенностью.

Отклонения в состоянии здоровья женщины до беременности, осложнения течения беременности и родов, социальные и бытовые проблемы могут представлять угрозу для здоровья плода, т. е. являются факторами риска развития патологии плода и новорожденного. По времени воздействия на плод и ребенка выделяют следующие факторы риска:

    пренатальные (возникающие до и во время беременности);

    интранатальные (возникающие во время родов);

    постнатальные (действующие после рождения ребенка).

Врачу необходимо своевременно выявить факторы риска для прогнозирования и профилактики развития патологических состояний у плода и новорожденного.

Оценка факторов риска развития патологии у плода и новорожденного проводится во время беременности, по меньшей мере, три раза:

    в ранние сроки беременности (при первичном посещении врача, т. е. при постановке беременной на диспансерный учет);

    в середине беременности;

    в процессе родов.

Для своевременного выявления факторов риска необходимо проанализировать:

1. Генеалогический анамнез (с составлением родословной): выяснить, есть ли у родителей и родственников наследственные и обменные заболевания, наличие наследственной предрасположенности к аллергии, другим болезням.

2. Социально-биологический анамнез: оценить возраст матери и отца, уточнить, имеются ли профессиональные вредности, вредные привычки, наличие других социальных факторов риска (например, одинокие мамы, многодетные семьи, плохие бытовые условия и т. д.).

3. Акушерско-гинекологический анамнез : были ли аборты, мертворождения, другие нарушения в половой сфере беременной (например, пороки развития или опухоли матки, бесплодие, рубцы на матке после операций).

4. Сведения об экстрагенитальных заболеваниях матери: например, сердечно-сосудистых (пороки сердца, гипертоническая болезнь, вегетососудистая дистония), эндокринных (диабет, заболевания щитовидной железы, надпочечников) и других, а также какие медикаменты и в какие сроки беременности принимались.

5. Особенности течения настоящей беременности: наблюдались ли токсикозы I и II половины, нефропатия, преэклампсия, угроза выкидыша, многоплодие, многоводие, маловодие, резус- и АВО-сенсибилизация, инфекционные заболевания, аномальное положение плода и др.

6. Особенности течения родов, а именно: затяжные, стремительные роды, длительный безводный промежуток, кесарево сечение, преждевременная отслойка плаценты и т. д.

Врач оценивает возможное влияние неблагоприятного фактора с учетом сроков беременности, во время которых отмечалось действие данного фактора.

Например, краснуха , перенесенная матерью в I триместре беременности, сопровождается высоким риском формирования врожденных пороков развития плода (риск 23 %). Но, если заболевание развилось во II триместре беременности, - риск пороков у плода составит только 1 %. Сахарный диабет I типа у беременной, который сопровождается периодами гипергликемии и кетоацидоза, гипогликемией, в I триместре беременности может приводить к развитию диабетической эмбриопатии с высоким риском формирования врожденных пороков (каудальная дисгенезия, пороки мозга, сердца, почек), во II триместре - к диабетической фетопатии (риск макросомии, гипогликемии, кардиомегалии, полицитемии, гипербилирубинемии и др.). В последующем дети, родившиеся от матерей с сахарным диабетом, относятся к группе риска по развитию ювенильного сахарного диабета (риск 2 %).

Неблагоприятные факторы , действующие на плод во время беременности, прежде всего нарушают маточно-плацентарное кровообращение и могут приводить к развитию хронической внутриутробной гипоксии плода. Патологическое течение родов может приводить к развитию острой асфиксии в родах, родовым травмам, синдрому аспирации мекония и др.

У новорожденных в зависимости от факторов риска принято выделять следующие основные группы риска развития патологических состояний (см. приложение):

    по нарушению функции ЦНС;

    развитию гипербилирубинемии;

    развитию ГБН;

    внутриутробному инфицированию;

    развитию СДР;

    развитию гипогликемии;

    развитию геморрагических расстройств;

    по развитию острого анемического синдрома.

При выписке ребенка из родильного дома, врач должен определить его группу здоровья .

В периоде новорожденности выделяют III основные группы здоровья :

I группа (15–20 % всех новорожденных) - здоровые дети, которые родились от здоровых родителей, нормально протекавших беременности и родов, с оценкой при рождении по шкале Апгар 8–9 баллов и которые не болели в роддоме. У детей этой группы в раннем неонатальном периоде могли наблюдаться пограничные состояния, которые не повлияли на состояние их здоровья.

II группа (70–80 % всех новорожденных) - практически здоровые дети, которые имеют факторы риска возникновения какого-либо заболевания (например, поражения ЦНС, инфицирования, эндокринных или трофических расстройств и др.). По степени выраженности риска II группа здоровья подразделяется на 2 подгруппы: II A и II Б.

Группа IIA (минимальный риск развития патологических состояний) - практически здоровые новорожденные, не болевшие в роддоме, с малой степенью риска возникновения патологических процессов. К ним относятся:

    дети, родившиеся от матерей с отягощенным биологическим и клиническим анамнезом (например, нетяжелые соматические заболевания у матери, возраст матери до 18 или после 35 лет, производственные и профессиональные вредности, группа социального риска: неполные семьи, многодетные семьи, наличие вредных привычек у родителей и др.);

    дети, родившиеся от матерей с умеренно выраженными отклонениями в течении беременности и родов (например, легкие и среднетяжелые токсикозы беременных, дородовое излитие околоплодных вод, быстрые или затяжные роды), которые не вызвали у ребенка заболеваний;

    недоношенные I степени, при удовлетворительном течении раннего периода адаптации;

    дети от многоплодной беременности при удовлетворительном состоянии и средних показателях физического развития.

Группа IIБ (высокий риск развития патологических состояний и заболеваний) - практически здоровые младенцы, но имеющие в анамнезе несколько факторов риска, а также те дети, которые перенесли какие-либо заболевания в раннем неонатальном периоде, закончившиеся выздоровлением. К ним относятся:

    новорожденные, родившиеся от матерей, страдающих тяжелыми заболеваниями или сочетанием нескольких неблагоприятных факторов риска (например, сахарный диабет и тяжелый токсикоз беременных);

    недоношенные II–IV степеней;

    переношенные новорожденные;

    дети с задержкой внутриутробного развития;

    новорожденные с признаками выраженной морфофункциональной незрелости;

    новорожденные, перенесшие ГБН, асфиксию в родах, родовую травму, болезни легких, инфекции или другую патологию.

III группа - больные дети с хроническими заболеваниями (например, врожденная краснуха, генерализованная цитомегаловирусная инфекция, бронхолегочная дисплазия), тяжелыми пороками развития (например, ВПС, врожденная гидроцефалия и др.).

Новорожденные I группы здоровья наблюдаются участковым педиатром и осматриваются специалистами в обычные сроки: первый патронаж проводится в первые три дня после выписки из роддома, затем ребенок осматривается каждые 7–10 дней и в возрасте одного месяца дети приглашаются на прием к врачу в поликлинику (в день приема здоровых детей). Далее в течение первого года жизни врач должен осматривать здорового ребенка 1 раз в месяц.

Дети группы IIА, осматриваются участковым педиатром не менее 4-х раз на первом месяце жизни, а группы IIБ - 5 и более раз с обязательным осмотром зав. отделением. Если дети IIА группы на 1 месяце жизни не болели, то они могут быть в 1 месяц приглашены на осмотр в поликлинику и переведены в I группу здоровья. Дети из IIБ группы до 3-х месяцев жизни осматриваются на дому. В группе здоровья IIБ они остаются до года. При необходимости проводятся лабораторные исследования: общие анализы крови и мочи, бактериологическое исследование, УЗИ и др.

Новорожденные III группы здоровья находятся на диспансерном наблюдении участкового педиатра и узкого специалиста в зависимости от профиля патологии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Период новорожденности

ВВЕДЕНИЕ

1. Период новорожденности.

2. Организм новорожденного ребенка и условия его питания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Период новорожденности является ответственным в жизни ребенка. В этот период происходит приспособление всех органов и систем, в том числе и пищеварительного тракта, к условиям внеутробного существования. Одним из важнейших факторов внешней среды, требующих постоянного приспособления, является питание.

Период грудного возраста характеризуется интенсивным нарастанием массы тела и ростом, что обеспечивается высоким уровнем обмена веществ, который требует поступления в организм достаточного количества пищевых и биологически активных веществ. Масса тела увеличивается вдвое к 4-4, 5 месяца жизни, утраивается к 10-11 месяцам. Ежемесячная прибавка массы тела составляет: до 3-4 месяцев в среднем 800 г, от 4 до 6 месяцев 600 г, во втором полугодии - 400 г.

Растет ребенок наиболее энергично в первые месяцы жизни: до 3 месяцев он прибавляет в росте по 3 см в месяц, от 3 до 6 месяцев по 2-2,5 см, от 6 до 9 месяцев по 2 см, до конца года по 1,5 см. Таким образом, за первое полугодие ребенок вырастает на 15-16 см, а за весь первый год жизни - на 25-27 см.

К десятому дню жизни ребенка количество получаемого ребенком молока достигает приблизительно 1/5 массы тела (600-900 мл), от 1 до 4 месяцев оно составляет 1/6 массы тела (800-1000 мл), от 4 до 6 месяцев - 1/7 массы тела (900-1100 мл).

Но это лишь ориентировочные показатели. При их определении необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

В период новорожденности могут появляться заболевания, характерные только для детей этого возраста, так как связаны с особенностями развития различных систем их организма. Несмотря на постоянный медицинский надзор, здоровье младенца во многом в руках родителей.

1. Период новорожденности

Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи говорят о кризисе новорожденности. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы - безусловные рефлексы. Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением». Ряд других безусловных рефлексов приведен в таблице 1 Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2002. .

Таблица 1

Бузусловные рефлексы новорожденного

Следует также назвать в качестве безусловных группу рефлексов, способствующих самосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляцией пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных, процессов и т. п. Несомненно врожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов; все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2002. .

Итак, новорожденный - это ребенок с момента рождения до 4 недель. Различают доношенных (родившихся в сроки от 38-й до 42-й недели беременности), недоношенных (родившихся между 28-й и 38-й неделями беременности) и переношенных (родившихся в 42 недели и позже). Как правило, доношенные дети морфологически и физиологически подготовлены к внеутробной жизни - активны, хорошо берут грудь, активно сосут, крик громкий, вес - от 2600 до 5000 г, рост - от 48 до 57 см. Период новорожденности - это период приспособления ребенка к новым условиям жизни. Начинается он после родов с момента перевязки пуповины и длится 18-24 дня.

С момента рождения в организме ребенка происходит целый ряд изменений: возникает легочное дыхание, происходит перестройка кровообращения, начинаются процессы сосания и пищеварения, изменяется обмен энергии, повышается основной обмен. В этот период жизни значительного полового различия между женским и мужским организмом нет. Период детства характеризуется относительным покоем женской и мужской половых систем.

Рассмотрение периода новорожденности как переходного выявляет процессы перестройки индивидной организации ребенка на разных ее уровнях. На соматическом уровне происходят разного рода адаптивные сдвиги в жизненно важных функциях и системах. Общим показателем адаптационных процессов: является потеря веса, составляющая 5-6% от первоначального, В нормальных условиях процесс снижения и последующего восстановления веса происходит в течение первых трех недель жизни.

Слабость процессов возбуждения и торможения в первое время после рождения определяет своеобразное переходное состояние от сна к бодрствованию, выраженное в том, что 80% времени ребенок проводит во сне, который не сконцентрирован в определенное время суток. У новорожденных с низкой и неустойчивой возбудимостью увеличение реобазы и хронаксии при действии посторонних раздражений указывает на быструю истощаемость нервных клеток Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. - 256 с. .

Все основные функции организма ребенка находятся в положении неустойчивого равновесия, и даже незначительные изменения состояния окружающей среды могут привести к тяжелым нарушениям важных процессов жизнедеятельности. Организм новорожденного очень восприимчив к гноеродным микробам, в частности, к стафилококкам, стрепотококкам, к некоторым штаммам кишечной палочки. Эти возбудители нередко вызывают у новорожденных тяжелые токсикозы. К ним можно отнести сепсис, пемфигус и другие гнойные заболевания кожи, заболевания пупочного канатика, пупочной ранки и пупочных сосудов. Новорожденные могут заболеть коклюшем, который протекает у них очень тяжело.

Наряду с этим новорожденные невосприимчивы к целому ряду болезней. Они почти не болеют корью, скарлатиной, краснухой. Пониженная или полная невосприимчивость новорожденных к некоторым инфекциям объясняется пассивной передачей ребенку материнских антител через плаценту во время внутриутробного развития и через молоко при вскармливании грудью.

2. Организм новорожденного ребенка и условия его питания

Период новорожденности есть период приспособления всех органов ребенка, в том числе и пищеварительного тракта, к условиям внеутробного существования. Все функции организма, в частности процессы обмена веществ, претерпевают в первые дни жизни ребенка своеобразные, но вполне постоянные у всех новорожденных и, следовательно, закономерные изменения. Макроскопическое и микроскопическое строение центральной и периферической нервной системы еще не закончено; у новорожденного имеются только некоторые безусловные рефлексы, и нет условных рефлексов, приобретаемых в процессе жизни и имеющих большое значение для питания детей грудного возраста.

Большие изменения претерпевает характер питания. Если в период внутриутробного развития ребенок получал все пищевые вещества с кровью матери, то после рождения он получает пищу извне и у него начинают формироваться процессы пищеварения. Доношенный ребенок рождается с массой тела в среднем 3200-3400 г. В первые дни жизни отмечается так называемая физиологическая потеря массы тела составляющая 8-10% (200-300 г). К 8-10-му дню жизни ребенка его масса тела восстанавливается.
В период новорожденности все органы и ткани ребенка еще несовершенны, легко ранимы, все основные функции организма находятся как бы в состоянии неустойчивого равновесия.

Кожа новорожденного ребенка очень нежная, тонкая, легко травмируется и подвержена различным заболеваниям. Костная ткань по своему строению несовершенна, содержит мало солей извести, вместо некоторых костей имеются хрящи. Мускулатура развита слабо. Температура тела новорожденного неустойчива и может изменяться в зависимости от температуры окружающей среды.

Дыхание и кровообращение у новорожденного находится в состоянии большого напряжения. Ему требуется много кислорода. Пищеварительная система у новорожденного еще незрелая. Полость рта сравнительно невелика, слюнные железы выделяют мало слюны. Пищевод относительно широк. Желудок расположен почти вертикально, мышечный слой входа в желудок развит слабо, что предрасполагает к срыгиванию и рвотам. Емкость желудка 30-35 мл. Пищеварительные железы желудка развиты недостаточно, кислотность желудочного сока низкая. Кишечник новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого человека. Стенки его тонкие, проходимы для микробов и токсических веществ, легко растягиваются газами, которые в избытке образуются при нарушении питания, что часто является причиной болей в животе.

Опорожнение кишечника у новорожденных обычно происходит до 4--5 раз в сутки.

Наряду с недостаточной зрелостью и несовершенством многих функций организм новорожденного обладает определенным «запасом прочности». Так, известно, что новорожденные редко болеют инфекционными заболеваниями, что связано с передачей ребенку от матери особых защитных факторов - через плаценту во время внутриутробного развития и через молоко при кормлении грудью. Для новорожденного единственно физиологическим питанием является естественное вскармливание грудью матери. Из сказанного выше видно, что выделяемое в первые дни по рождении ребенка молозиво представляет собой концентрированную, богатую калориями пищу, с которой ребенок получает не только необходимое ему количество пластического и энергетического материала, но и большое количество защитных тел.

Количество пищи, получаемой, новорожденным, должно постепенно увеличиваться соответственно возрастающим у него потребностям и функциональным возможностям его организма. Неправильное вскармливание ребенка с первых дней его жизни нередко является причиной рано возникающих расстройств питания и пищеварения, сильно нарушающих и надолго задерживающих все последующее его физическое, психическое и моторное развитие.

Только естественное вскармливание материнской грудью обеспечивает полноценное развитие ребенка и открывает возможности для максимального снижения ранней детской заболеваемости и смертности.

Маленький организм новорожденного ребенка - очень сложный. Каждый день из 28 дней неонатального периода - это целый этап. Происходит адаптация ребенка к новым условиям жизни, что отражается в изменении многих органов и систем организма. В этот период жизни ребенок как никогда нуждается во внимательном и тщательном наблюдении сначала врачей и медсестер родильного дома, а затем личного педиатра на дому.

новорожденность перестройка организм ребенок

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Период новорожденности охватывает первый месяц жизни ребенка. Человеческое дитя принадлежит к числу незрело рождающихся существ. К моменту рождения ребенка ни один из его органов и систем не заканчивает своего развития. Появившись на свет, младенец продолжает быстро расти и развиваться.

В период новорожденности идет интенсивная перестройка всех жизнеобеспечивающих систем на их деятельность в условиях вне утробы матери. Благополучное течение периода зависит от степени развития ребенка, наличия или отсутствия воздействия различных вредоносных факторов во время беременности, от течения родов.

Ребенок от рождения обладает потребностью не только в физиологическом комфорте (в пище, тепле, продолжительном сне, сухих пеленках и пр.), но и в психологическом (в ощущении близости и внимания матери или другого взрослого). Ни одну из своих потребностей новорожденный не в состоянии удовлетворить самостоятельно, но природа наделила его способностью сигнализировать о своих нуждах криком. Мать устраняет причины дискомфорта, и малыш успокаивается, чаще всего засыпает. Внимательная, чуткая мать быстро научается распознавать причину плача малыша, предвосхищать ее, тем самым, налаживая гармоничные взаимоотношения с самых первых дней жизни.

Итак, к концу периода новорожденности нормально развивающийся ребенок характеризуется умением сосредоточивать внимание на воздействиях взрослого и предметов, смотреть в глаза взрослому и улыбаться ему. Новорожденность выступает как подготовительный этап в развитии общения ребенка и взрослого Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога/ Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова, А.О. Дробинская, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. - М.: АРКТИ, 2004. - 160 с. .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога/ Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова, А.О. Дробинская, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. - М.: АРКТИ, 2004. - 160 с.

2. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2002.

3. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. - 256 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Физиологические особенности новорожденного: правила ухода, причины плача ребенка, возникновение метеоризма и запоров. Пути предотвращения опрелостей. Основные этапы развития ребенка от новорожденности до 1 года, требования к основным умениям и навыкам.

    реферат , добавлен 16.01.2011

    Факторы риска рождения недоношенных детей. Анализ особенностей течения адаптации недоношенного новорожденного ребенка к внеутробным условиям жизни в неонатальном периоде. Особенности течения транзиторных (пограничных) состояний периода новорожденности.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2016

    Уход как важная часть организации лечения, воспитания ребенка. Описание ухода за ребенком в период новорожденности, пребывание дома. Материнский уход: правила пеленания, обработки пеленок, туалет малыша. О вскармливании. Декларация прав новорожденного.

    статья , добавлен 27.11.2009

    Этапы развития ребенка по месяцам до года. Плач ребенка и его причины. Заболевания желудочно-кишечного тракта младенца. Кормление ребенка грудью. Обработка пупочной ранки новорожденного. Особенности ухода за кожей и разными частями тела новорожденного.

    реферат , добавлен 12.11.2011

    Характеристика периода новорожденности, особенности процессов адаптации. Классификация заболеваний кожи новорожденных, их лечение и профилактика. Медикиментозная терапия десквамативной эритродермии, стафилококковых пиодермитов, эпидемической пузырчатки.

    презентация , добавлен 02.05.2016

    Нервная система ребенка. Периоды развития вилочковой железы. Морфологические и физиологические особенности кожи новорожденного и грудного ребенка. Перестройка деятельности организма ребенка при его рождении. Показатели умственного развития ребенка.

    реферат , добавлен 23.06.2010

    Адаптация ребенка к внеутробной жизни. Основные шаги ухода за новорожденными. Универсальные меры предосторожности. Оснащение, необходимое для каждых родов. Пути потери тепла новорожденным. Оценка состояния ребенка, шкала Апгар. Профилактика инфекций.

    презентация , добавлен 22.09.2013

    Взгляды на перинатальное развитие ребенка. Особенности возникновения психики в дородовой период. Сущность проблемы психоэмоциональной уязвимости плода и влияние перинатального опыта на жизнь ребенка. Психоэмоциональные переживания ребенка в родах.

    реферат , добавлен 16.01.2012

    Закономерности физического развития детского организма. Особенности совершенствования функций различных органов организма ребенка. Закономерности психического развития детей дошкольного возраста. Онтогенез моторики в различные возрастные периоды.

    реферат , добавлен 26.12.2009

    Изучение особенностей детского организма, классификация периодов жизни ребенка в зависимости от закономерных изменений в его организме. Основные нормы и правила ухода за новорожденным, характеристика физиологических переходных состояний его организма.