Меню
Бесплатно
Главная  /  Пошив одежды  /  Венеция карнавал как феномен культуры. Венецианский карнавал – грандиозное событие в Италии! Маски, стирающие сословные границы

Венеция карнавал как феномен культуры. Венецианский карнавал – грандиозное событие в Италии! Маски, стирающие сословные границы

Главное европейское гуляние зимы - Венецианский карнавал - ежегодно собирает сотни тысяч гостей. Это торжество предваряет Великий пост подобно славянской Масленице . А одновременно является памятью про самую яркую, веселую и удивительную победу над социальными (и любыми другими!) стереотипами, которая когда-либо могла произойти в средневековой Европе.

Карнавал ошибочно считать «торжеством простолюдинов». Он от начала считался временем равенства и открытости, отвержением правил и условностей. Была в карнавале также опасность - недаром таинственные любовные истории, как и кровавые итальянские детективные сюжеты, часто скрыты под изысканной карнавальной маской… Карнавальные торжества в Италии покорили не только Венецию: и Сардиния, Эмилия-Романья, Апулия, Марке, Базиликата, Лацио и Пьемонт также известны своими шествиями, весельем и балами.

История карнавала

Было время, когда Венецианский карнавал начинался уже на второй день Рождества - то есть в день святого Стефана по Григорианскому календарю (26 декабря). Длился карнавал до вторника перед Великим постом, всегда начинающимся в Католической Церкви в среду. Этот день иногда называют «жирным вторником». Хотя есть и иные версии хронологии карнавала: например, из утверждений многих историков и современников эпохи Барокко видно, что он фактически не заканчивался. Перерывы наступали только во время постов и, собственно, сбора урожая. Уже в октябре карнавальное веселье начиналось снова !

Происхождение современного карнавала имеет несколько источников. Древнеримский связывает карнавал с зимними языческими празднествами, посвященными богу Сатурну (сатурналиями) и торжествами сбора урожая. Дальнейшее развитие венецианской культуры и христианизация позволили переосмыслить народные гуляния как забаву перед Великим Постом. Так и возникло слово «карнавал», что в буквальном смысле означает «прощай, мясо» (carne-vale ).

Источник фото: offerteshopping.it.

Документы впервые фиксируют проведение карнавала в Венеции в далеком 1094 году. С тех пор карнавал веками оставался самым ярким феноменом венецианский культуры . В 19 веке карнавал покорил весь мир - веселое празднество в масках стало «фирменным знаком» Венеции, а любители карнавалов уже говорили на самых разных языках и наречиях. Художественное искусство, литература, театр, а потом и кино вовсю использовали карнавальные образы - как с удовольствием продолжают использовать их и сейчас.

Пережил Венецианский карнавал и своего рода «эпоху забвения»: в 19 веке, когда о торжестве заговорил мир, сама Венеция его отвергла. Но в 1980 году венецианские карнавальные традиции начали возрождаться. Правда, с тех пор веселые торжества длятся намного меньше - от недели до трех. В последние годы карнавал в Венеции длится чуть более двух недель.

Традиции Венецианского карнавала

Карнавал всегда сопровождался как безудержной радостью, так и случаями неоправданной жестокости. Еще в Древнем Риме сатурналии были периодом, который фактически уравнивал раба и его господина . Чтобы еще более подчеркнуть это, в 13 веке венецианцы повсеместно стали использовать карнавальные маски - не столько затем, чтобы скрыть лицо, но больше для свободных контактов с представителями иных классов и общественных слоев.

Источник фото: blog.pelatelli.com.

Сокрытие одновременно множества лиц под масками, так или иначе, имело самые разные социальные последствия. Романтические и трагические, веселые и преступные, запретные и скандальные… В этот период любые правила практически не действовали : у карнавала всегда было множество как детей, так и жертв. Самыми свободными, пожалуй, были традиции карнавала во времена Венецианской республики.

Современный карнавал - уже не такое буйное и необузданное зрелище. В то же время, в нем соединилось множество традиций и символов Венеции. Происходит действо одновременно во многих , и охватывает различные достопримечательности Венеции. Древние и современные вариации веселых событий сейчас сочетаются здесь в одно яркое торжество. Одним из таких событий является старинный праздник Марий (Festa delle Marie ). Это напоминание о спасении венецианских девушек, которых когда-то украли пираты Истрии.

Также Венецианский карнавал в наши дни - это карнавальная свобода, дни театра, музыки и уличной еды. В это время происходят парады гондол на , конкурсы традиционных одежд и масок, костюмированные балы, исторические реконструкции и «Шествие Марий» (двенадцати красавиц Венеции). Одна из них, победительница конкурса, становится в следующем году главной героиней «Полета Ангела» и летит над толпой с колокольни прямо на Венеции. Закрытие карнавала знаменует еще одно «летящее» шоу - это «Полет Льва», крылатого символа Венеции и символа главного христианского покровителя города, евангелиста Марка.

Венецианская маска

Маски снимали запреты и стирали различия . За это их даже запрещали носить не во время карнавала. Традиционные венецианские маски часто делят на два вида. В первую очередь, это маски итальянской «Комедии масок». Они представляют Арлекина и Коломбину, Пульчинеллу и Пьеро, Педролино, Дзанни, Бригеллу и прочих персонажей.

Источник фото: analivingston.wordpress.com.

Есть и другие маски: они сформировались за всю историю карнавала и во многом отображают венецианскую культуру и традиции. Это Баутта (наиболее простая и популярная), Моретта («Немая служанка»), Ларва, Венецианская дама, Джокер, Кот, Доктор Чумы и Вольто (нейтральная маска «Гражданина»). Кроме них, конечно, каждый год появляются новые маски - современные типажи можно перечислять бесконечно.

Изготовляют маски из особых типов гипса, папье-маше, красок, тканей, фольги, различных декоративных материалов. Украшение и раскрашивание настоящей венецианской маски - это кропотливая ручная работа . Мастера используют для этого как простые, так и весьма ценные компоненты - грунт, сусальное золото, натуральные перья птиц и драгоценные камни.

  • Автором гимна Венецианского карнавала является модельер Пьер Карден, уроженец области Венеция.
  • Возникновение маски Кота имеет достаточно простую причину: котов в Венеции было крайне мало, и жители города на воде испытывали к ним большой интерес и уважение.
  • Маска и специальный костюм Доктора Чумы происходят от реального костюма, который был трагической необходимостью во время эпидемий. Потом эта маска считалась карнавальным напоминанием о смерти.
  • Во время карнавала работа не поощрялась . Если же кого-то ловили на этом, то могли связать и потащить к церкви. Там «провинившийся» пил вино до упаду. За это его даже могли объявить карнавальным королем.
  • В те времена, когда карнавал длился по полгода, в масках происходило и выполнялось все : венецианцы наряжались соответствующим образом даже в церковь и в суд.

Знают все, а на зрелищное мероприятие приезжает около миллиона туристов. Удивительная атмосфера праздника заражает тех, кто принимает участие в грандиозном шествии по узеньким улочкам древнего города. Праздничная эйфория самого знаменитого карнавала в мире продолжается около двух недель, и не случайно туристы, мечтающие посетить Италию, приурочивают свою поездку именно к этому невероятному шоу.

История проведения карнавалов

Яркие костюмированные праздники, распространенные в католических странах, берут свои истоки из языческих традиций Римской империи. Ежегодно проводимые Сатурналии - яркие действа в честь уборки урожая - всегда проходили с массовыми гуляниями радостных хозяев и их рабов. Считается, что началом истории популярного народного праздника является 1094 год, только масок в те времена не надевали.

Маски, стирающие сословные границы

Через два века ставшие ежегодными карнавалы в Венеции под открытым небом превратились в настоящий маскарад по прихоти богатых итальянцев. Удивительно, но аристократы, презрительно относившиеся к своим рабам, во время праздничных мероприятий позволяли им сидеть с собой за одним столом и вкушать самые вкусные блюда.

Чтобы внести нотку таинственности и оставить в покое на несколько недель сословные предрассудки, было решено надевать маски из кожи или папье-маше, под которыми и богатые, и бедные прятали свои лица. Надо отметить, что до сих пор их производство является одной из самых прибыльных статей венецианских мастеров. Так, пряча под раскрашенными вручную масками лица, аристократы без стеснения общались с теми, кто стоит ниже их по социальной лестнице.

Веселый образ жизни

Поначалу красочные карнавалы в Венеции длились всего две недели. Со временем сроки проведения театрализованных зрелищ увеличились почти до шести месяцев, и веселый праздник стал образом жизни итальянцев. В конце XV века в городе даже создается специальный фонд, средства которого шли на проведение масштабного шоу, а каждый житель копил деньги на новый красочный костюм и маску. Даже бедняки, откладывавшие монеты по полгода, представали на празднике в богатых нарядах.

Указ о запрете масок вне проведения зрелищ

Под масками, стирающими социальное неравенство, совершались страшные преступления. Свобода действий приводила к постыдному распутству и даже убийствам. Многие, посчитав ношение маски весьма удобным для себя, не снимали ее и после проведения карнавалов. Церковь, обеспокоенная ухудшившейся ситуацией в городе, в начале XVII века издает указ, по которому всех мужчин, прячущих лицо в обычной жизни, сажали в тюрьму, а женщин жестоко

Упадок и подъем праздничного шоу

Постепенно веселые и беззаботные карнавалы в Венеции приходят в упадок, ворвавшаяся в страну промышленная революция не лучшим образом отразилась на увеселительных мероприятиях. Современные жизненные реалии вытесняют все красочные зрелища, и даже накладывается вето на проведение праздника, чтобы сохранить городскую казну. Однако отстающий от технического процесса и помнящий вековую историю существования карнавалов, неожиданно возрождает красочные действа в 1979 году, популяризируя культуру прославленного города.

Свою огромную лепту в возвращение шумных увеселительных мероприятий на улицы Венеции внес маститый итальянский режиссер Ф. Феллини с благословения Папы Римского. Великий мэтр модной индустрии К. Диор долгое время создавал удивительные карнавальные наряды для знаменитостей, поражающие изысканным кроем и яркими деталями. Он настолько был впечатлен особой праздничной атмосферой, что даже написал гимн для ежегодного массового шоу, который звучит уже 20 лет в на свете.

Венеция, карнавал: даты проведения

Костюмированный карнавал, ставший всенародный праздником, начинается за десять - двенадцать дней до начала Великого поста. Даже перевод названия фантастического парада масок с латинского языка (carnevale) уходит корнями в ожидание великой Пасхи - «до свидания, мясо». За многовековую историю проведения масштабных мероприятий по старинным улицам прошло огромное количество людей, веселящихся в преддверии строгого поста и прощающихся с сытными яствами.

Чаще всего запоминающиеся на всю жизнь мероприятия проходят в последнем месяце зимы. Волшебный карнавал в Венеции, даты проведения которого зависят от начала Великого поста и меняются из года в год, в 2016 году проходил с 23 января по 9 февраля. Хотя ранее феерия начиналась на неделю раньше и длилась 18 дней. Интересно, что темы фантастически прекрасных шествий также меняются, в этом году они были приурочены к открытию мировой выставки Milan Expo 2015.

Символ праздника - маска

Все, кто был на сказочном шоу, знают, насколько в те дни прекрасна построенная на воде Венеция. Карнавал, маски которого являются настоящим культурным явлением, привлекает невероятное количество приезжих, желающих запечатлеть неповторимое представление.

Изготовленные и разукрашенные вручную маски уникальны, в природе не существует двух одинаковых. Аксессуар с древней историей делится на несколько видов, о которых интересно узнать.

Разновидности скрывающего лицо аксессуара

Маска с вытянутой нижней частью, напоминающей клюв, и выглядящая очень зловеще, носит название «Баута». Носящий ее человек мог употреблять пищу и пить воду, а при разговоре не боялся быть узнанным, так как аксессуар изменял тембр голоса. Популярная на карнавале маска часто скрывала лица особ королевских кровей, ее часто выбирали те, кто хотел прогуляться по старинному городу инкогнито. Кстати, известный всем Казанова предпочитал носить именно «Бауту».

«Джокер» - мужская маска со звенящими бубенцами - напоминала внешним видом средневековые времена. «Жоли» - женский вариант предыдущего аксессуара.

«Моретта» - простая овальная маска, не закрывающая полностью лицо. Ее украшали специально для карнавала и добавляли некоторые элементы. Дополненная темной вуалью, она идеально подходила для посещения святых мест. На карнавалы в Венеции такую маску надевали красавицы, не пряча выразительные черты лица.

«Дама» - самый роскошный вариант для веселого шествия. Оригинальный аксессуар, сделанный из самых лучших материалов, дополнялся высокими прическами и роскошными украшениями. Дама в такой маска всегда привлекала мужское внимание, оставаясь неузнанной.

Еще один уникальный аксессуар, не закрывающий половину лица, называется «Гатто». Надо сказать, что страдающая от нашествия мышей Венеция всегда относилась с особым почтением к кошкам. Эта маска стала данью уважения к домашним животным, и выглядит она как мордочка кота.

Венеция, карнавал: костюмы

Конечно, король карнавалов всего мира славится роскошью и красотой костюмов, которые можно поделить на несколько видов.

Чаще всего участники карнавала облачаются в исторические наряды, соответствующие определенной эпохе. Некоторые, желая выделиться и показать принадлежность к субкультуре, удивляют прохожих готическими и косплей-костюмами. Часто итальянцы и туристы, приехавшие не просто посмотреть на яркое шоу, но и принять в нем непосредственное участие, выбирают ослепительно-белоснежные наряды Пьеро, пользовавшиеся особой популярностью больше 20 лет назад.

Кто-то заранее шьет себе роскошный костюм в предвкушении феерии, а кто-то пользуется услугами магазинов, предлагающих приезжим прокат изысканных масок, плащей и потрясающих карнавальных одеяний.

Ожидание нового чуда

Буйство красок, шумное веселье, потрясающая феерия - это все отличает знаменитый карнавал в Венеции. Отзывы туристов о знаменательном событии всегда полны восхищения, ведь не зря сюда стремятся те, кто уже не единожды принял участие в развлекательной фантасмагории. Праздник, проходящий под открытым небом, превращает Венецию в огромную сцену с самыми невероятными декорациями.

Многих итальянцев охватывает тоска по тому времени, когда народные гуляния длились несколько месяцев, и казалось, что веселый праздник будет нескончаемым. Волшебное шоу позволяет примерить каждому самые невероятные роли, радость от ежегодных перевоплощений захлестывает всех участников масштабного мероприятия. Когда в Венеции карнавал заканчивается, и старинные улочки наполняются тишиной, всегда есть те, кто живет мечтой о новой встрече с самым ожидаемым событием нового года.

История Венецианского карнавала насчитывает десятки веков. За это время он успел пережить свой расцвет, упадок, полный запрет и триумфальное возрождение. Овеянный романтическими легендами и воспетый сотнями поэтов, для нас этот карнавал был и остается эталоном красочного городского праздника, а Венеция – городом масок. Кстати, маски на карнавале были не всегда, но об этом далее…

Сатурналии

История этого самого знаменитого итальянского праздника уходит корнями в глубь веков. Истоки его нужно искать в Древнем Риме. На протяжении многих столетий римские граждане ежегодно отмечали Сатурналии – шумные праздненства, посвященные богу Сатурну. В честь этого покровителя земли, посевов и плодородия люди несколько дней предавались безудержному веселью, неуемным возлияниям и прочим безумствам, это самое плодородие прославляющим. Все присутствующие на празднике должны были надевать маски, поэтому в это время стирались все социальные различия и богач мог спокойно пировать бок о бок с рабом, а знатная матрона с удовольствием предаваться плотским утехам с плебеем.
Все это, разумеется, было не слишком полезно для здоровья, а потому смерть во время Сатурналий считалась делом не только обыденным, но даже почетным. Более того, на время праздника горожане выбирали так называемого короля, которым мог оказаться кто угодно. Звание было очень почетным, если бы по завершении всех торжеств, король не должен был публично покончить с собой…


Шли века, и кровавые обычаи Сатурналий ушли в небытие вместе с ними самими. В раннее средневековье – время темное и тревожное, венецианцы предпочитали не веселиться. А первый венецианский карнавал в нашем понимании этого слова состоялся в 1162 году, тогда горожане шумно праздновали свою независимость от патриарха Аквилеи. Эти гуляния так им понравились, что традиция стала ежегодной. Правда, масок в то время еще не носили, они появились несколькими веками позже.

Порок под маской

В эпоху расцвета Венецианской республики маски стали очень популярны среди горожан, которые носили их даже в обычной жизни. Существовало даже поверие, что смерть всегда проходит мимо человека в маске. Как правило, за масками люди прятали свои пороки – страсть к азартным играм или супружеские измены. Обязательно носили маску блудницы и преступники.


Так как почти все венецианцы имели причину скрывать свое лицо, со временем масок на улицах стало так много, что местные власти вынуждены были издать указ о запрете их ношения. Это случилось в 1703 году. С тех пор, маски можно было надевать только во время ежегодных празднований окончания зимы, которые постепенно и превратились в знакомый нам по книгам и фильмам Венецианский карнавал.


Город надевал маски ежегодно в середине зимы, и не снимал их вплоть до самой Масленницы. Так, предаваясь самым изысканным утехам и порокам, знатные венецианцы коротали время до весны. Простой люд в это время также предпочитал веселиться. На городских площадях постоянно проходили шуточные состязания. Люди ловили зубами рыб в кадушках или соревновались в умении взбираться по намазанным салом шестам, проводили потешные бои, бросаясь друг в друга яйцами, а в морозные зимы, которые в те времена не были редкостью, катались на коньках и санках.


Все это веселье прекратилось с падением независимости республики. Новый правитель Венеции, австрийский император, в 1797 году запретил городу проводить большие праздники. Такого же мнения придерживался 150 лет спустя и диктатор Бенито Муссолини. Потом случилась война, и позорное поражение. А после разруха и медленное возвращение к нормальной жизни заняли все мысли венецианцев, им опять стало не до праздников.

Карнавал сегодня

Возродился Венецианский карнавал только в 1979 году. К тому моменту правительство Италии осознало, что подобный праздник обязательно привлечет к себе внимание общественности, а большое число туристов очень благотворно скажется на экономике страны. И они не просчитались, каждый год на карнавал в Венецию приезжает более полумиллиона туристов.


В конце 90-х годов карнавал получил свой гимн, написанный самим Пьером Карденом. Но, разумеется, участие великого кутюрье в праздненстве этим не ограничилось. Современный карнавал – это настоящая феерия с музыкой, танцами, фейерверками и дорогими роскошными костюмами. Многие богачи мира отдают модельерам целые состояния за возможность блеснуть в уникальном костюме Пьеро или Коломбины. А многие маски ручной работы смело можно причислить к произведениям искусства.


Простые люди также могут принять участие в карнавале и желающие это сделать, на протяжении многих месяцев самостоятельно готовят себе костюмы. Однако чаще всего туристы предпочитают смотреть на торжество со стороны или через объектив фотоаппарата. А посмотреть тут есть на что.

Парад Марий

Венецианский карнавал начинается с так называемого «Парада Марий». По легендам, в Х веке в городе существовала странная традиция – все свадьбы могли совершаться только один день в году. В этот день целая процессия невест шествовала по улицам города к церкви Сан Николо, где их ожидали будущие мужья.
Но в 943 году свершиться свадьбам помешали пираты, которые вероломно напали на процессию и похитили всех невест. Однако далеко уйти со своей добычей корсарам так и не удалось, разгневанные горожане напали на их корабль и вернули всех девиц на церемонию.


В память об этом случае в Венеции был заведен обычай праздновать одновременно 12 свадеб. Самые богатые и знатные женихи должны были связать себя узами брака с самыми красивыми, но бедными горожанками. При этом каждая из них должна была носить имя Мария.
При возрождении карнавала возродили и Парад Марий. И хотя теперь они не вступают в брак с самыми завидными женихами Венеции, попасть в число 12-ти участниц не так просто, все девушки проходят тщательный отбор. Сам парад открывает карнавал, а в его последний день, на площади Сан-Марко торжественно выбирают самую красивую «Марию» и коронуют ее.

Полет ангела и прочие развлечения

Полет ангела — одно из самых впечатляющих событий карнавала проходит в первое воскресенье праздника. Девушка одетая в красивое платье, как правило это победительница парада Марий прошлого года, совершает головокружительный полет на канате над площадью Сан-Марко. Он начинается с вершины стометровой кампанеллы и заканчивается у порога Дворца дожей.


Говорят, что эта традиция появилась еще в XV веке, когда один отчаянный акробат, одетый в костюм ангела, прошел по канату от собора Сан-Марко до Дворца дожей. Это зрелище привело горожан в восторг, и с тех пор повторялось каждый год, пока один из смельчаков не разбился насмерть. Это произошло в середине XVIII века, и в последующие годы ангел над Венецией больше не летал. Традицию возродили только в начале ХХI века, когда современные технологии позволили сделать полет безопасным, а зрелище еще более захватывающим.


В тот же день проходит и еще одно увлекательное мероприятие – красочная регата – своеобразный водный парад, когда по Гранд-Каналу в гондолах проплывают живописные группы, одетые в яркие исторические костюмы.


Все последующие дни весь город превращается в одну большую арену для выступления акробатов, музыкантов, танцоров и театральных коллективов.


В особняках аристократов в эти дни проходят грандиозные балы. Стать гостем такого бала теоритически может любой желающий, но стоит такое участие немалую сумму. Зато на самом балу, никто не спросит вас о знатности происхождения и любая «Золушка» сможет станцевать менуэт с представителем какой-нибудь аристократической семьи. Разумеется, что самым главным условием пребывания на балу служит маскарадный костюм и маска.


Еще в дни карнавала проходит большой конкурс масок. На суд авторитетного международного жюри представляются самые изысканные и оригинальные костюмы. Награды вручаются сразу в нескольких номинациях, а сама церемония проходит в заключительные дни карнавала и производит потрясающее впечатление.

Венецианский карнавал это удивительный праздник с богатым на события прошлым и счастливым будущим. И хотя венецианцы частенько ворчат, что он превратился в чисто коммерческое мероприятие, целиком и полностью созданное для развлечения туристов, они неправы. Удивительная атмосфера самого города, его архитектура и история, придают празднику неповторимое очарование. Поэтому карнавал в Венеции никогда не станет рядовым городским праздником, для этого он слишком изыскан и своеобразен.

Венецианский карнавал: история, традиции, маски.

«Маска, маска, я тебя знаю…» Оказывается, карнавал придумали в Венеции. И это не могло быть иначе. Такой демократичный праздник, когда все в масках и все равны, мог родиться только в демократичной Республике Святого Марка, где между гражданами никогда не было вассальных отношений.

«Ни в чем друг друга не зазирают и ни от кого ни в чем никакого страху никто не имеет: всякий делает по своей воле, кто что хочет. Та вольность в Венеции и всегда бывает, и живут венециане всегда во всяком покое, без страху и без обиды и без тягостных податей» , - писал П. Толстой, побывавший в Венеции в конце 17 века. Первое упоминание о карнавале относится к 1094 году. А в 1296 году венецианцы ещё и официально узаконили его: Сенат Венецианской республики провозгласил последний день перед великим постом праздничным днем. Считается, что и само слово «карнавал» произошло от латинского «carnevale», что означает «прощание с мясом». Это каноническая церковная версия. Обыватели - венецианцы считали иначе. Они переводили "карнавал" следующим образом: carrus navelis - "потешная колесница, корабль праздничных процессий" и любили приурочить к Festa della Marie - старинному празднику, посвященному спасению девушек, похищенных истрийскими пиратами.


Современные карнавалы тоже начинаются с этого праздника. Двенадцать самых красивых девушек Венеции получают призы - мерия оплачивает им роскошный круиз.

Но, на самом деле, истоки венецианского карнавала уходят глубже - в древние римские Сатурналии - ежегодные праздники в честь бога Сатурна, которые справлялись в декабре после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляниями. Рабов сажали за общий стол, и чтобы сгладить неловкость необычной ситуации, все надевавали маски.


Строго говоря, карнавал и родился из маскарада. В какой-то момент венецианцы настолько увлеклись, что начали "отрываться" в веселии с начала октября по февраль включительно с легкими перерывами на посты. А маска настолько прочно "приросла" к лицу, что стала просто частью экипировки.

П. Лонго. В игорном доме.

"Пока длится карнавал все ходят в масках, начиная с дожа и кончая последней служанкой. В маске исполняют свои дела, защищают процессы, покупают рыбу, пишут, делают визиты. В маске можно сказать все и на все осмелиться - разрешенная Республикой маска находится под ее покровительством. Маскированным можно войти всюду: в салон, в канцелярию, в монастырь, на бал, во дворец, в казино. Никаких преград, никаких званий. Нет больше ни патриция в длинной мантии, ни носильщика, который целует ее край, ни шпиона, ни монахини, ни сбира, ни благородной дамы, ни инквизитора, ни фигляра, ни бедняка, ни иностранца».


П. Лонго. В игорном доме.


П. Лонго. У зубного лекаря.

П. Лонго. Бегемот.

Странный, мистический, похожий на великолепные декорации город диктовал свои правила. Он требовал особой живописной, насыщенной, драматичной жизни, вне обычных устоявшихся условий. Любовь, страсть, смерть - все были желанными гостями на этом блестящем празднике.


«Я скрылся под одеждой и маской клоуна. Мои мысли, намерения, действия неожиданны. Я умею постоянно перевоплощаться и со смехом делать то, что многим может показаться запрещенным или непристойным. Любить, не любя...», - писал о карнавале Джакомо Казанова.


Памятник Дж. Казанове в Венеции работы М. Шемякина.

Но все имеет свои пределы. И без того зыбкие, как вода в Большом канале, моральные границы абсолютно размывались в карнавальные дни. Мужчины в масках проникали в женские монастыри, должники скрывались от кредиторов, наемные убийцы "браво" бесприпятственно вершили свои черные дела.

«И так всегда в Венеции увеселяются и не хотят быть никогда без увеселения, в которых своих веселостях и грешат много».

В конце концов Совет Десяти не выдержал и сказал:"Баста!" В 1608 году был издан декрет, который запрещал носить маски в течение длительного периода. С этого момента маски разрешалось использовать только во время карнавала или на официальных банкетах. За нарушение закона мужчин приговаривали к двум годам тюрьмы и крупному денежному штрафу, а женщин публично секли на площади Сан-Марко, после чего изгоняли с территории Венецианской республики на четыре года.
Карнавал стал короче, но от этого еще ярче, стремительнее и колоритнее.


Д.Б. Тьеполо. Карнавал

На площади св. Марка комедианты разыгрывали кукольные комедии, бродячие астрологи предсказывали будущее, крутились акробаты, загробным голосом разговаривали чревовещатели, патриции, разделившись на две команды играли в игру, напоминающую современный футбол - старались перебросить кожаный мяч на сторону противника. Между окнами дворцов натягивались канаты, по которым ходили канатаходцы. На этот же канат выпускали одного из заключенных: дойдет до конца - свободен, нет - его ждет веселая смерть "на миру".

Дамы-зрительницы восхитительными, живописными "гроздьями свешивались" с балконов. «Женский пол и девицы всякого чину убираются зело изрядно особою модою Венецкаго убору и покрываются тафтами черными сверху головы даже до пояса, а иныя многия убираются по-французски. В женском употребляют цветных парчей травчатых больше, и народ женский в Венеции зело благообразен и строен и политичен, высок, тонок и во всем изряден, а к ручному делу не охоч, больше заживают в прохладах».

Нельзя было терять времени, надо было наслаждаться каждым мгновением. Назначались свидания, в знаменитом игорных домах - ридотто - играли по-крупному, между соперниками вспыхивали ссоры, глаза прекрасных рыжеволосых венецианок таинственно мерцали в прорезях масок. Счастливые пары отплывали в остроносых гондолах. Над многочисленными каналами звучали песни гондольеров.

Воздух был насыщен туманами, азартом, любовью, ревностью...

И кругом маски, маски, маски... Кружили в бесконечном сверкающем хороводе.

Впрочем, любимая маска венецианцев - буата - как раз не по-венециански скромна. Здесь только два цвета - черный и белый. К белой "личине" - черный плащ. Эту маску обожали все - и патриции и простолюдины, и мужчины и женщины. За простоту и универсальность. Кстати, в ней не только было удобно разговаривать, не снимая маску можно было лакомится любимыми деликатесами: восхитительными "раками-медведями", пожаренными в масле, лимонном соке и пряных травах, рулетом из лангустинов с икрой каракатиц, кальмарами со спаржей, морским угрем, которого подают жареным на решетке, замаринованным с томатами в итальянском вине марсала, уксусе и петрушке, баккалой, блюдом из трески, и, конечно, жареной уткой - ведь скоро Великий пост.

А странное название "баута" - вымышленное чудовище, сродни нашим "буке" и "бяке".

К классическим маскам венецианского карнавала относятся кроме Бауты, Венецианская дама, Кот, Доктор Чума и Вольто.

Вольто - "гражданин" - простая маска в чем-то похожая на бауту.

Из животных выделен Кот, очевидно, в знак признания особых заслуг венецианских котов, которым приходится жить в горооде буквально "едва торчащем" из воды.


Доктор чумы. Маска, рожденная самой жизнью, а точнее смертью. Чума приходила в Венецию не однажды, унося сотни жизей. По обезлюдевшему городу ходили доктора, посещавщие пациентов. Чтобы не заразиться страшным недугом, надевали маску. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач надевал темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, а в руку брал специальную палку - чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

Венецианцианская Дама. Этим все сказано. Драгоценные камни, дорогие восточные ткани - парча, атлас, муар, изысканные благовония.


У каждой знатной дамы должна быть служанка. Не обходилась без нее и Венецианская Дама.

Моретта - "смуглянка" - самая романтичная маска карнавала из черного бархата или атласа.

Её обожал Казанова. Смуглая красавица - мавританка всегда была загадочно, изысканно молчалива. То ли поэтому, то ли по каким-то другим причинам эта маска имела еще одно название - "Отрада мужей". Секрет заключался в том, что удерживалась эта маска на лице с помощью шпенька, прикрепленного к внутренней стороне, который нужно держать в зубах.

Но все-таки поспорить красотой с Венецианской Дамой могла только Коломбина. Именно обладательнице этой маски позволено приоткрыть соблазнительные губы для восхищенных взглядов.

Но Коломбина - это уже другая песня, другая история, другой век. 18-й... Дель арте - комедия масок, литературный, сценический жанр. Здесь своя компания.

Панталоне - венецианский купец, старик, скупой, расчетливый, но всегда одураченный.

Доктор - юрист из Болоньи, мнимый ученый, болтун и педант.

Бригелла - умный слуга, ловкий, изворотливый, бывший крестьянин, всегда против стариков, которые мешают молодым жить, любить и быть счастливыми.

Арлекин - глупый слуга, приехал из Бергамо искать счастие в лучший город на свете - Венецию, веселый, ленивый, обжора и бабник, но при этом учтив и скромен.

Коломбина- служанка, веселая и предприимчивая девушка, участвующая во всех интригах и перипетиях сюжета.

С помощью этих масок разыгрывались великолепные спектакли, построенные во многом на импровизации. Карло Гоцци, автор знаменитой «Турандот» считал, что этот жанр - комедия масок - дар Венеции театральному искусству.

К. Гоцци

Отдал должное этому жанру и другой знаменитый венецианец - Карло Гольдони.

И вся эта компания - Арлекин, Панталоне, Бригелла, Доктор - по праву влилась в карнавальный хоровод, а Коломбина стала символом венецианского праздника.

Столица дожей одевает
Все блёстки звёздные на бал,
Кипит, смеётся и болтает,
Сверкает пестрый карнавал.
Вот Арлекин под маской черной,
Как жар горит его тряпьё,
Кассандру нотою задорной
Он бьёт, посмешище своё.
Весь белый, словно большеротый
Пингвин над северной скалой,
Пьеро в просвете круглой ноты
Покачивает головой.
Болонский доктор обсуждает
В басах понятный всем вопрос,
Полишинель, сердясь сгибает
Осмушкой нотной длинный нос.
Отталкивая Тривелина,
Сморкающегося трубой,
У Скарамуша Коломбина
Берет с улыбкой веер свой.
Звучит каданс, и скоро, скоро
В толпе проходит домино,
Но в прорези лукавства взора
Прикрыть ресницам не дано.
О тонкая бородка кружев,
Что вздох колышет, легче сна,
Мне, тотчас тайну обнаружив,
Поет арпеджио: — она!
И я узнал влюбленным слухом
Под страшной маскою губу,
Как слива с золотистым пухом,
И мушку чёрную на лбу.

Т. Готье. Перевод Н. Гумилева.

Но всему когда-нибудь приходит конец. Карнавал умер, когда умерла Венецианская республика. В конце 18 века, в огне наполеновских войн.

В 70-е годы прошлого столетия праздник решено было возродить. Он проводится обычно в конце февраля и продолжается 10 дней.Заранее объявляется тема праздника. В это году их было даже две - "19 век" и "Объединение Италии". Но как говорят, в одну реку невозможно войти дважды. Традиции старательно соблюдаются. Начинается карнавал с Festa della Marie, с кампанеллы - 100-метровой колокольни собора святого Марка "слетает" Ангел, рассыпая вокруг себя конфетти, по улицам бродят все те же карнавальные маски...


Все так, но, как говорят очевидцы, исчез сам дух карнавала. Теперь это скорее великолепное зрелище для туристов, нежели образ жизни самих венецианцев.


Но Венеция, город непредсказуемый, здесь иногда случаются чудеса. Нашлись же в 11-м веке мощи Святого Марка, безвозвратно утраченные во время реставрации собора. Возможно, рано или поздно произойдет и еще одно чудо: вернется настоящий дух венецианского карнавала - дух веселого сумасшествия, любовных авантюр и артистических приключений.

Использованы материалы Википедии и других сайтов Сети.

Карнавал в Венеции - это одно из самых ожидаемых событий в году как для жителей этого древнего города, так и для десятков тысяч туристов со всего мира. В период торжества безмятежная и светлейшая Венеция избавляется от каких-либо обязанностей и предрассудков, превращаясь в одно из самых свободных (во всех отношениях) мест на земле. Но есть у этого торжества своя история и традиции, о которых мы расскажем в этой публикации.

История венецианского карнавала

История проведения карнавалов в Венеции своими корнями уходит в далекое прошлое - во времена римлян. Собрав урожай, римляне во время зимнего солнцестояния устраивали пышные ежегодные праздники, почитая бога Сатурна (другое название карнавала - Сатурналии). Во всем городе проводились веселые гулянья, а их отличием от других праздников было то, что за одним столом в этот день могли находиться и хозяева, и их рабы. Дабы «классовые» предрассудки не испортили торжества, все его участники прятали свои лица под различными масками.


Первые официальные упоминания о проведении торжеств в Венеции относятся к XI столетию, а с XIII столетия они становятся публичным достоянием . Сенат Венецианской республики разрешал проводить массовые гулянья в последний день перед началом Великого поста.

В последующие годы карнавал в Венеции, дата проведения которого не была постоянной (празднования могли начинаться в октябре, достигая своего пика в канун Великого поста), приобрел невероятный размах. Последняя неделя карнавала становилась его главной и самой яркой частью. В эти дни не существовало абсолютно никаких правил и запретов, разрешались соблазнения, похищения, обольщения и интрига. Все вокруг ходили в масках и необычных костюмах, супруги не узнавали своих половинок, свидания назначались чуть ли ни ежеминутно, а веселье и пляски продолжались круглосуточно.

Конец XVIII столетия на долгое время стал и концом для карнавала - император Наполеон издал указ о его запрете. Более двухсот лет о веселье и масках в Венеции и не упоминали, и лишь с 1980 года костюмированный праздник получил свое второе дыхание.


Традиции Венецианского карнавала

Еежегодный праздник в Венеции - это 10 дней всепоглощающего веселья, которые позволяют жителям города и путешественникам со всего мира оторваться «по полной» перед началом Великого поста. Время проведения торжества, как правило, приходится на февраль.


Торжественное открытие карнавала всегда выпадает на воскресенье , но еще с субботы по улицам города бродит огромное количество туристов. Начинается торжественное мероприятие с праздника Festa delle Marie, посвященного освобождению венецианских девушек, похищенных пиратами. А затем карнавал распространяется на площадь Святого Марка и другие площади, где устраиваются концерты, представления, спектакли и балы-маскарады. После возобновления традиции карнавал делают тематическим, посвящая его либо выдающимся лицам, либо культурам других народов, либо путешествиям по другим странам.


В конце прошлого века у карнавала в Венеции появился даже собственный гимн, к созданию которого причастен всемирно известный кутюрье Пьер Карден.

Готовясь к главному торжеству в родном городе, жители Венеции тщательно и долго выбирают себе костюмы. На празднике можно перевоплощаться в кого угодно, поэтому отдельные наряды - это настоящие произведения искусства. У туристов не всегда есть возможность подготовиться к карнавалу с такой же тщательностью и привезти с собой свой костюм, но это не беда. В преддверии торжества традиционные костюмы, маски и атрибуты свободно продаются на каждом углу. Изготавливают их из меха, парчи или бархата. Правда, стоят костюмы весьма недешево, но участие в программе карнавала в качестве маски стоит того, чтобы раскошелиться.


Также необходимо знать, что настоящие венецианские маски - это творения ручной работы, которые делают из папье-маше и продают только в магазинах. Многочисленные маски различных цветов на уличных стеллажах и раскладных столиках - это продукция китайских производителей.

Классическим венецианским костюмом считается белая маска, дополненная черным широким плащом, шелковой накидкой, треугольной шляпой и перчатками. Также необходимо помнить, что когда карнавал в Венеции набирает свой размах, костюмы и маски следует носить по правилам. То есть, надев карнавальный костюм и маску, нельзя разговаривать на каком-либо языке, изъясняться можно только с помощью жестов.


Если возможности приобрести костюм и маску нет, не стоит расстраиваться. Для обыкновенных зрителей и гостей города существует огромное количество других гуляний, на которых можно отвести душу и порадовать глаз. К тому же, оставшись без маски, можно спокойно пить вино и наслаждаться карнавальными пончиками фрителли. В костюме ими уж точно не полакомишься.

Венецианский карнавал масок - очень популярный праздник, поэтому о бронировании места в отеле надо позаботиться задолго до его проведения, иначе таковых может просто не оказаться. Бронировать проживание лучше не в самой Венеции, а вблизи нее - так можно существенно сэкономить.


На время карнавала желательно приобрести проездной на общественный транспорт в Венеции, тогда добираться до города и его главных достопримечательностей (площадей, музеев и Дворца дожей) будет значительно дешевле.