Меню
Бесплатно
Главная  /  Именины по церковному календарю  /  Дидактические игры по формированию у детей умения ориентироваться в пространстве. Ориентировка в пространстве Игры для детей на развитие пространственной ориентировки

Дидактические игры по формированию у детей умения ориентироваться в пространстве. Ориентировка в пространстве Игры для детей на развитие пространственной ориентировки

Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве .

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Дидактические игры математического характера позволяют не только развивать, но и расширять знания детей о пространстве. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

ЦЕЛЬ: научить детей ориентироваться в пространстве.

ЗАДАЧИ:

Учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо – на всех занятиях вне занятий;

Учить отличать пространственные направления от себя: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо);

Учить детей ориентироваться “на себе”, иными словами ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять “на себе” стороны справа, слева, вверху и т. д.

1. Вверху – внизу. Кто выше?

Цель

Материал игры: декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, зеленый луг и река.

В разных местах таблицы пришиты крючки. На столе раскрываются вырезанные из картона или выпиленные из фанеры фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д.

Содержание игры. Ребенок выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и прикрепляет его на декоративную таблицу так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве. Например, если ребенок взял самолет, то он прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит: «Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу».

В данной игре закрепляются понятия вверху – внизу, выше – ниже. Дети учатся соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться. Игра способствует развитию наблюдательности, внимания, воображения.

2. Разговор по телефону.

Цель . Развитие пространственных представлений.

Игровой материал. Палочка (указка).

Правила игры . Вооружившись палочкой и проводя ею по проводам, нужно узнать, кому звонит по телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.

Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».

3. Где чей домик?

Цель. Сравнить числа, упражнять детей в умении определять направление движения (направо, налево, прямо) .

Игровой материал. Набор карточек с числами.

Правила игры. Взрослый является ведущим. По указанию ребенка он разводит цифры по домикам. На каждой развилке ребенок должен указать, на какую дорожку – правую или левую – нужно свернуть. Если цифра сворачивает на запрещенную дорожку либо проходит не по той дорожке, где условие выполняется, то ребенок теряет очко. Ведущий может отметить, что в этом случае цифра заблудилась. Если же развилка пройдена правильно, то игрок получает очко. Ребенок выигрывает, когда наберет не менее десяти очков. Игроки могут меняться ролями, условия на развилках можно также изменять.

4. Поросята и серый волк.

Цель. Развитие пространственных представлений. Повторение счета и сложения.

Правила игры. Игру можно начать с рассказывания сказки: «В некотором царстве – неизвестном государстве – жили-были три брата – поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Ниф-Ниф был очень ленив, любил много спать и играть и построил себе домик из соломы. Нуф-Нуф тоже любил спать, но он был не такой лентяй, как Ниф-Ниф, и построил себе домик из дерева. Наф-Наф был очень трудолюбивый и построил себе домик из кирпича.

Каждый из поросят жил в лесу в своем домике. Но вот наступила осень, и пришел в этот лес злой и голодный серый волк. Он прослышал, что в лесу живут поросята, и решил их съесть. (Возьми палочку и покажи, по какой дорожке пошел серый волк.) »

Если дорожка привела к домику Ниф-Нифа, то можно так продолжить сказку: «Итак, серый волк пришел к домику Ниф-Нифа, который испугался и побежал к своему брату Нуф-Нуфу. Волк разломал домик Ниф-Нифа, увидел, что там никого нет, но лежат три палки, рассердился, взял эти палки и пошел по дороге к Нуф-Нуфу. А в это время Ниф-Ниф и Нуф-Нуф побежали к своему брату Наф-Нафу и спрятались в кирпичном доме.

Волк подошел к домику Нуф-Нуфа, разломал его, увидел, что там ничего нет, кроме двух палок, рассердился еще больше, взял эти две палки и пошел к Наф-Нафу.

Когда волк увидел, что домик Наф-Нафа из кирпича и что он не сможет его разломать, то он заплакал от обиды и злости. Увидел, что возле домика лежит одна палка, взял ее и голодный ушел из леса. (Сколько палок унес с собой волк) »

Если волк попадет с Нуф-Нуфу, то рассказ меняется, и волк берет две палки, а затем одну палку из домика Наф-Нафа. Если волк попадает сразу к Наф-Нафу, то он уходит с одной палкой. Число палок у волка является числом набранных им очков (6, 3 или 1). Нужно добиваться, чтобы волк набрал как можно больше очков.

5. Добавь слово.

Цель игры: Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Давайте вспомним, где у вас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначает слова «Впереди меня» и «позади меня»? (Уточняет и эти понятия). А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол). Я буду называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете отвечать такими словами: «справа», «слева», «позади», «впереди».

Воспитатель говорит:

Стол стоит… (называет имя ребенка) .

Позади.

Полочка с цветами висит…

Справа.

Дверь от нас…

Слева.

Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.

Какая рука у тебя ближе к окну?

Правая.

6. Внизу – вверху.

Вариант 1 . Воспитатель называет различные предметы, которые находятся либо только на земле, тогда дети говорят: «Внизу», либо только в воздухе, тогда дети говорят хором: «Вверху».

Например:

Воспитатель. Орел.

Дети. Вверху.

Воспитатель. Тигр.

Дети. Внизу и т. д.

Вариант 2 . Воспитатель называет предметы в иной обстановке, дети выполняют определенные действия. Если названный предмет находится вверху, они поднимают руки; если – внизу, они приседают.

Например, если воспитатель говорит: «Самолет летит! », дети приседают и т. д.

7. Сделай так, как я скажу.

Материал игры: у детей конверты с набором геометрических фигур лист бумаги; у воспитателя набор таких же геометрических фигур, но большего размера.

Выигрывает тот, кто правильно разложил фигуры.

В игре закрепляются пространственные представления детей, знания о геометрических фигурах, зрительные и слуховые ощущения совершенствуются, развивается произвольное внимание, наблюдательность, моторика.

Если дети на знают геометрических фигур, то вместо них можно использовать любые предметы или игрушки.

8. Куда пойдешь и что найдешь?

Материал игры: любые игрушки.

«Вперед пойдешь – машину найдешь,

Вправо пойдешь – мишку найдешь,

Влево пойдешь – матрешку найдешь,

Назад пойдешь – паровоз найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти? »

Игры может быть усложнена: игрушки прячутся под ковер или накрываются бумагой.

Воспитатель говорит:

«Вперед пойдешь – куклу найдешь,

Вправо пойдешь – зайца найдешь,

Влево пойдешь – мяч найдешь,

Назад пойдешь – юлу найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти? ».

9. Солнышко.

Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.

Оборудование: схематическое изображение лица человека.

10. Скульптор.

Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей – либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях.

Оборудование: макет игрушки Буратино.

Контролер.

Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения детьми парно противоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.

Оборудование: билеты красного и зеленого цвета, обручи

11. Кто правильно назовет.

Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.

12. Кто из детей стоит близко, а кто далеко?

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя».

13. Автогонки

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами.

Оборудование: 2 машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и энерционная), темная повязка для глаз.

14. Найди игрушки

Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

Оборудование: разные игрушки

15. Разведчик

Цель : закреплять умение детей ориентироваться в пространстве детского сада в процессе передвижения, учить составлять маршрут своего пути, развивать память.

Оборудование: лист бумаги, карандаш

Содержание: Ребенку дается инструкция: «Ты – разведчик. Тебе нужно дойти до секретного объекта (кабинета медсестры, логопеда, психолога, кухни), запомнить свой путь и все что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)». Возвращаясь в группу, ребенок рассказывает где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору), какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева от него. В последующем ребенок с моей помощью рисует маршрут своего пути.

16. Волшебный сундучок

Цель: закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей слова «вверху», «внизу», «справа», «слева».

Оборудование: «сундучок», мелкие игрушки

17. Разноцветное путешествие

Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.

Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка.

Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого – на лесной полянке, желтого – на песчаном пляже и т.д.).

Содержание: педагог рассказывает детям: Сегодня ночью был сильный ветер и сдул с неба почти все звездочки. Луне на небе стало очень грустно одной и она попросила нас ей помочь. Сейчас мы с вами наденем волшебные колпаки и станем астрономами. Луна передала мне фотографию неба до того как ветер сдул звезды и фотографии тех созвездий, которые здесь располагались. Сейчас вам нужно по фотографиям составить созвездия и вернуть их на наше небо. В процессе работы детей, педагог рассказывает вам легенды о тех созвездиях, которые выкладывают дети.

18. Замри

Дидактическая задача. Учить детей воспринимать своё положение в пространстве, вызвать интерес к пространственному положению предметов, людей по отношению к собственному телу.

Игровое правило . Останавливаться строго по сигналу.

Ход игры . «Дети сегодня мы с вами будем играть в игру «замри». Под музыку вы будете, свободно двигаются по группе. По сигналу (выключение музыки) вы останавливаетесь – «замираете». Я назначу детей, которые должны сказать: «Справа от меня…, слева …». Затем я предлагаю детям, не сходя с места, повернуться и ответить на те же вопросы.

19. Мяч по кругу

Дидактическая задача. Учить понимать словесные задания на изменение направления движения предмета в пространстве. Закрепление значения слов обозначающих пространственные признаки: направо, налево, над, под, за, перед.

Игровое правило . Не уронить мяч, следовать команде.

Ход игры. «Дети сегодня мы с вами будем играть в игру «Мяч по кругу». Вы будете передавать мяч друг другу по кругу, по команде ведущего». Первую игру роль ведущего я возьму на себя (последующие игры роль ведущего может выполнять назначенный ребёнок). Дети передают мяч по команде вправо по кругу, влево по кругу, над головой, под коленом, перед собой, за спиной.

20. Аист

Дидактическая задача. Учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны на собственном теле.

Игровое правило . Аист отвечает после того как дети «спросят у него дорогу». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Ход игры. Дети хором обращаются к ведущему – «аисту»:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Ведущий – «аист» отвечает и показывает движения, а все остальные дети их повторяют:

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова - правою ногой,

Снова – левою ногой.

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

21. В лесу

Дидактическая задача . Формирование пространственных представлений о положении предметов и объектов на фланелеграфе. Уточнение значений слов, обозначающих пространственное положение предметов по отношению друг к другу.

Игровое правило. Выкладывать картинки в соответствии с содержанием рассказа.

Материал. Фланелеграф, изображение берёзы с зелёными листьями, гриб, солнце, облако, заяц, птица, ёжик, медвежонок, домик, ёлочка.

Ход игры. «Дети я вас приглашаю на прогулку в лес». Затем ставлю на фланелеграф изображение берёзы с зелёными листьями.

Как вы думаете, о каком времени года мы сейчас будем говорить?

Почему вы так думаете?

Каковы признаки лета?

В углу фланелеграфа выставляю гриб, солнце, облако, зайца, птицу. ёжика, медвежонка, домик, ёлочку.

Как вы думаете, что может находиться над деревом?

Выбираю ребёнка. Он выкладывает на фланелеграфе солнце, птицу, облако. Если он затрудняется то помогаю ему.

Что вам это облако напоминает?

А что может находиться под деревом?

Другой ребёнок выкладывает гриб и зайца. Выставляю ёжика, медвежонка, домик, ёлочку.

Покажите правую руку, левую.

Расположите справа от дерева ёжика, а слева - медвежонка.

С какой стороны от дерева находится гриб, заяц?

Поставьте слева от дерева домик, а справа – ёлочку.

Назовите предметы, расположенные правее гриба, левее ёжика.

22. Динамические картинки

Дидактическая задача. Формировать пространственное восприятие при ориентировке с учётом точки отсчёта от предметов.

Игровое правило . Выкладывать картинки по заданию.

Материал. Фланелеграф, изображение ёлка, берёзка, грибок, кустик, заяц, белка, ворона, ёж, домик.

Ход игры. На магнитной доске или фланелеграфе выставляю ёлку. Каждый ребёнок получает свою картинку: берёзку, грибок, кустик, зайца, белку, ворону, ежа, домик.

Ввожу детей в игровую ситуацию:

Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все вместе мы создадим картину. Надо только точно выполнить команды.

Дети располагают свои картинки по моему заданию.

Берёзка справа от ёлки.

Ворона над ёлкой.

Заяц слева от ёлки.

Лиса идёт к ёлке.

Куст под ёлкой.

- Ёжик идёт от ёлки.

Грибок под ёлкой.

Домик за ёлкой.

Белка на ёлке.

В ходе игры даю дополнительные указания, пояснения.

23. Котята разбежались

Дидактическая задача. Закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости. Развивать внимание. Способствовать запоминанию понятий право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний.

Игровое правило. Показать и сказать, где находится каждый котёнок.

Материал. Фланелеграф, фигурки шести котят разного цвета.

Ход игры. На фланелеграфе размещены фигурки 3 – 4 котёнка разного цвета. В начале игры все они находятся на одном месте. Дети называют место расположения котят: например в середине. Воспитатель говорит: «Котята разбежались», - и передвигает фигурки в разных направлениях. Дети поочерёдно должны показать и сказать, где находится каждый котёнок. Например, «Красный котёнок сидит в правом верхнем углу, а оранжевый внизу слева» и так далее.

24. Наоборот

Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Закрепить парно – противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов.

Игровое правило. Называть слова, только противоположные по смыслу.

Материал. Мяч.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок.

Воспитатель произносит слово и бросает кому – либо из детей мяч; ребёнок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. (Вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше - ближе, далёкий – близкий, верхний – нижний, правый – левый и др.)

Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное.


Игры на развитие пространственной ориентации - неотъемлемая часть математической подготовки ребенка к школе. У ребенка старшего дошкольного возраста должны быть сформированы пространственные представления о направлениях: влево, вправо, расположении вверху, внизу, впереди, позади, между, рядом.

На первых порах ребенок будет соотносить направления с собственным телом и его расположением (сзади — за спиной, впереди — перед лицом, справа — там, где правая рука, слева — там, где левая рука) поэтому необходимо научить ребенка различать и правильно называть части своего тела. Поочередно назовите части тела, дотрагиваясь до них рукой сначала на себе, потом на самом малыше: голова, лицо, глаза, лоб, уши, нос, рот, подбородок, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги. Обратите внимание ребенка на симметричные части тела, скажите, что они парные, обозначьте каждую словами правая, левая. «Каких частей тела у нас по две? Посмотрим: руки — правая рука и левая, ноги — правая и левая. Глаза — правый и левый, уши — правое и левое». Предложите ребенку самостоятельно назвать и указать на части тела, сначала своего, затем вашего. Пусть он назовет части тела кукол, на фотографиях и картинках с изображением людей, попросите проверить вас в тот момент, когда вы будете называть части тела и найти ваши «ошибки». Далее отрабатывайте с ребенком умение различать правую и левую стороны тела. Обратите внимание на функциональные различия правой и левой руки, вспомните и перечислите вместе с малышом, что он делает правой рукой, а что левой: «Правая рука больше привыкла трудиться, чем левая: правой мы держим ложку, а левой кусок хлеба, в правой руке находится карандаш, которым ты рисуешь, а левой ты придерживаешь лист бумаги». Закрепите полученные ребенком знания, используя несложные приемы — попросите малыша выполнить следующие упражнения: сделать шаг вперед с правой ноги, с левой, поднять вверх левую руку, затем правую, закрыть правый глаз, закрыть левый, дотронуться правой рукой левого уха и наоборот, повернуться налево, повернуться направо. Предложите ребенку игры по ориентации в пространстве.

Флажки

Дайте ребенку два ярких флажка — по флажку в каждую руку. Попросите его указывать направления по вашей команде, поочередно правой, левой или обеими руками.

Регулировщик

Пусть ребенок будет регулировщиком уличного движения. Дайте ему полосатый жезл регулировщика, который несложно изготовить из свернутого в трубку листа картона и цветной бумаги. Вы возьмете в руки игрушечный руль и будете водителем автомобиля. Ребенок, стоя в центре комнаты, будет указывать вам направление жезлом и подтверждать его словесными командами: Направо! Налево! Вперед! Назад. По команде вы движетесь в заданном направлении, иногда допуская «ошибки», которые регулировщик должен отметить и исправить.

Далеко и близко, высоко и низко

В эту игру можно играть дома и на прогулке. Попросите ребенка осмотреться и рассказать, что находится вокруг него. Помогайте ему наводящими вопросами: что перед ним, что сзади, что справа, что слева, что снизу, что вверху, что близко, что далеко. Попросите его развернуться на 90, 180 градусов. Что теперь находится справа и слева, впереди и сзади?

Поиски

Спрячьте в комнате какую-либо игрушку или вещь, и попросите ребенка найти ее, строго следуя вашим словесным указаниям: иди вперед, поверни вправо, сделай шаг назад, посмотри внизу, под столом, на полке, выше, ниже и т. д. Заранее продумайте маршрут

В качестве варианта игру можно провести иначе: на полу разложить разноцветные стрелки в разных направлениях, а ребенок, следуя стрелкам, на каждый поворот должен говорить, куда он повернул: направо или налево.

Ход вслепую

Нарисуйте мелом на асфальте лабиринт или разметьте маршрут кеглями. Предложите ребенку пройти лабиринт или маршрут с кеглями вслепую (закрыв глаза или с повязкой), под вашим руководством. Вы подаете команды, направляя движение ребенка: «Шаг вперед, два шага вправо, шаг влево, шаг назад, три шага вперед», а он должен четко следовать им, стараясь не заступить черту или не сбить кегли.

Все на месте

Попросите ребенка помочь вам навести порядок дома. Попросите его разложить вещи на места. Руководите его действиями: поставь слева, положи на верхнюю полку, убери в нижний ящик и т. п.

Настольный театр

Настольный театр представляет собой набор предметов- макетов для моделирования игровых ситуаций. Предметы и игровое поле вы можете приобрести в магазине, а можете использовать имеющиеся игрушки, а недостающие склеить из цветной бумаги. Они должны быть миниатюрными, чтобы умещаться на столе или на детском столике и отражать реалии жизни. Это могут быть набор «улица»-поле, изображающее тротуар и проезжую часть с перекрестком, макеты домов и светофора, машинки и фигурка постового, или деревенский домик с набором деревьев и фигурок домашних животных, или зоопарк — с перегородками вольеров и животными, или кукольная комната с игрушечной мебелью и предметами быта. Все эти наборы вы можете с успехом использовать для отработки понятий под, над, сверху, внизу, справа, слева, сзади и т. д., давая ребенку во время игры задания разместить игрушечные предметы относительно него самого или друг друга в определенном направлении. Например, набор предметов: домик, береза, елка, скамейка и птичка — воробышек. Вы можете размещать воробышка повсюду, объяснив ребенку, что воробышек летает везде. Перемещайте фигурку воробья на елку, под скамейку, за избушку — пусть ребенок правильно назовет его местоположение. Далее пусть сам ребенок расположит игрушку, следуя вашим командам: правее, левее, выше на елке, ниже на березе, справа от скамейки, и т. д. Пусть ребенок станет ведущим и дает вам задания, поправляя ваши «ошибки».

Вы можете использовать также фланелеграф для отработки понятий справа, слева, вверху, внизу, под, над, и т. д. Фланелеграф представляет собой небольшой стенд из картона, обтянутый или обклеенный фланелевой тканью — на нем раскладываются карточки и фигурки из бумаги, так как ворсистая ткань хорошо фиксирует бумажные фигурки, не давая им соскальзывать.

Мяч на поле

Настольная игра, для которой понадобятся лист цветной бумаги зеленого цвета и белый кружок картона или плотной бумаги размером с монетку в 2 рубля. Кружок — это футбольный мяч, листок — футбольное поле. Мяч летает по всему полю. Ребенок будет футболистом. Он положит поле перед собой на столе, на него положит мяч, и по вашей команде будет перемещать мяч по полю пальцем в заданном направлении: вправо, влево, дальше, ближе, пока мяч не попадет в нарисованные на противоположной стороне поля ворота. Тогда вы поменяетесь ролями, и теперь вы будете футболистом, а ребенок будет руководить вашими действиями.

Гномик и великан

Игра заключается в том, что вы произносите поочередно слова «великан» и «гномик». На слово «великан» ребенок должен подняться на носки и поднять руки вверх, а на слово «гномик». — присесть и вытянуть руки вперед. Продемонстрируйте, как надо делать эти движения. По вашей команде выполняйте их вместе с ребенком. Он должен следить за вами и стараться не повторять вашу «ошибку», если вы на слово великан присядете, а на слово «гномик» вытянетесь вверх.

Робот

Предложите ребенку представить, что он робот с дистанционным управлением. Вы будете подавать ему команды, которые он должен выполнять четко и дословно, например: «Иди вперед, поверни вправо, подними левую руку, повернись налево». Поменяйтесь ролями, теперь вы робот, а ребенок пусть вами руководит.

Репка

Рассмотрите вместе с ребенком картинку к известной сказке «Репка». Расспросите ребенка, какое место на картинке занимает каждый из героев сказки по отношению к другим? Кто (что) находится впереди (позади) деда, бабки, внучки, жучки, кто между кем, кто к кому ближе, дальше.

Кто, что, где?

В эту игру вы можете играть вдвоем с ребенком, а можете с группой детей. Игра заключается в следующем: вы задаете ребенку вопрос на ориентацию в пространстве, например, что слева от тебя или что позади тебя, и бросаете ему мяч. А он, сориентировавшись в пространстве, возвращает вам мяч, отвечая на вопрос. Если играют несколько детей, они встают в круг и перебрасываются мячом, задавая друг другу вопросы и отвечая на них. В этом случае уместен вопрос: «Кто слева- справа от тебя». Игра должна проходить в достаточно быстром темпе.

Используйте в качестве дидактического материала книжки раскраски, давая ребенку задания закрасить предметы, находящиеся справа, слева, выше, ниже по отношению к одному из них.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Восточный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

"Школа № 1512"

Дошкольные группы по адресу ул. Молдагуловой дом 20

Игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве

Материал подготовили учителя-дефектологи

Н.И. Сувирова, И.А. Чернобурова, Е.В. Зыкова

Игры с предметами

Игры с одеждой и её моделями

Определи, левый или правый рукав у блузки, рубашки, карман у джинсов.

Изделия находятся в разном положении по отношению к ребенку.

Игра «Определи по следу»

На песке (снегу) в разных направлениях отпечатаны (нарисованы, обведены) отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

Игра «Спрячем игрушку (шишку, осенний листочек)»

Всем знакомую игру можно дополнить инструкциями по указанию направления движения поиска игрушки. При знакомстве с игрой инструкцию ребёнку дают поэтапно, затем можно усложнять игру: сразу сообщать направление и изменение движения. Например: «Сделай два шага вперёд, три шага вправо и ещё два шага вперёд» и т.п.

«Глубокая - мелкая»

Где глубокая яма? Где неглубокая? Где большая яма? Где маленькая ямка?

Где лужа глубокая? А где мелкая? Почему ты так решил?

Какая формочка мелкая? Какая глубокая? Принеси воду (снег, песок) в глубокой формочке. Принеси воду в мелкой формочке. В какой посуде удобнее нести воду?

Игра «Магазин»

Цель. Учить понимать пространственные отношения в группе реальных предметов, словесно обозначить местоположение предметов на полках + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений.

Ход игры. Ребенок, выступая в роли продавца, на нескольких полках расставляет игрушки и говорит, где и что находится.

Игры со звуковыми ориентирами

«С какой стороны звук?»

Взрослый предлагает ребёнку определить на слух и показать рукой в ту сторону, откуда слышен звук знакомой игрушки (предмета, голос), назвать направление.

«Расскажи, что слышишь вокруг себя; назови с какой стороны»

В этой игре ребёнок должен сам различить разные звуки улицы, окружающей среды на слух и назвать предметы (объекты), которые их издают, указать направление источника звука.

«Жмурки»

Эту игру лучше проводить в знакомой для ребёнка местности. Ребёнок закрывает глаза, взрослый отходит на небольшое расстояние и просит ребёнка идти на звук его голоса (хлопков, колокольчика).

Игры по словесной инструкции

Игра «Вверху-внизу»

Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.

Игра «Части тела»

Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

«Пары предметов»

Цель. Учить понимать и находить парные органы и предметы.

У тебя две руки: одна левая, а другая правая. Обведи свои ладошки карандашом на альбомном листе (песке, асфальте, снегу). Раскрась их в разный цвет.

У тебя две руки - правая и левая, а ещё две ноги - правая и…(левая). На две руки надевают варежки - это пара. Два ботинка - это тоже пара. И два носка - это … (пара). Можно ли назвать парой рот и нос? А какие органы у тебя парные? (Уши, глаза, щеки, брови, руки, ноги и т.д.)

«Лицом друг к другу»

Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, и стоящего напротив товарища, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левый глаз, правое ухо, левое колено и т.д.

Игры «Куда я спрятался»

Цель. Учить понимать, словесно обозначать местоположение объекта, употреблять предлоги: за, из-за, около, от, перед, в, из и т.д.

Игра для всей семьи: ребёнок с одним из родителей прячется, второй родитель ходит, ищет их. Главное в этой игре, постоянно обозначать места, где ищут, например: «В песочнице есть? На скамейке? За деревом? Около куста?» и т.д. Усложнение игры, когда ребёнок сам проговаривает места поиска объекта.

Игра «Наоборот» (назвать противоположное понятие)

Игра с мячом. Взрослый говорит:

Над окном.

Ребенок:

Под окном.

К двери - от двери. В ящик - … Перед школой - … До города - … Перед машиной - …

Далеко - … Высоко - …Вверху - …Справа - …И т.д.

Игра «Транспорт»

Наблюдая за движением транспорта на улице, попросить ребёнка определить в какую сторону едет автобус, легковая машина, маршрутное такси и т.д.

Игры с использование схем

Упражнение «Найди спрятанную игрушку по схеме»

Цель. Закреплять умение соотносить схемы с реальным пространством, отмечать на схеме места расположения предметов в реальном пространстве и словесно обозначать его.

Ребёнку предлагают найти в комнате заданную игрушку, а затем отметить на схеме и ответить на вопрос, где эта игрушка была найдена.

Игра «Где спрятан клад?»

Цель. Развивать пространственно ориентировочные реакции.

Оборудование. Можно использовать всевозможные «преграды»: стулья, пуфики, кубики и т.д. Карта с планом пути. Сюрприз.

На участке, в комнате взрослый расставляет препятствия: «реки», «горы», «овраги» и т.д. Инструкция: - Вот перед нами карта, на ней крестиком обозначен клад и есть описание, как его найти. На нашем пути будут встречаться всевозможные препятствия, которые нужно будет преодолевать. И если точно следовать схеме и правильно выполнять задания, обязательно найдём клад. Какой - узнаем, когда его найдём».

Примерное описание «карты»: встаньте в указанное на карте место - старт. Сделайте три шага вперёд и сверните вправо, обойдите «гору» с левой стороны. Повернитесь направо и «переплывите» реку. Идите вперед четыре шага. Затем повернитесь налево и сделайте один шаг. Вперёд сделайте два шага … и т.п. Игра заканчивается после того, как найден ребенком клад-сюрприз.

Дарья Степанова
Игры по формированию ориентировок в пространстве

Очень важно детей как можно раньше научить . Пространственные представления являются для детей сложным предметам.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположение удаленности пространственных отношений между предметами).

В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы , взаимного положения предметов и их положение относительно ориентирующегося . Многие исследования ученых утверждают, что овладение пространственными восприятиями , представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности продуктивно-творческой, трудовой, совершенствует сенсорные и интеллектуальные способности.

Представляю вашему вниманию группу игр, направленных на развитие у детей пространственных ориентировок .

"Угадай, что изменилось"

Задача игры . Упражнение в наблюдательности.

Пособия. Игрушки, предметы.

Ход игры . Воспитательница назначает ребенка, который должен определить изменения в игрушках, размещенных на столе. Важно, чтобы дети предварительно внимательно посмотрели, как размещены игрушки : кубик был на столе, а теперь под столом; домик стоял по средине стола, теперь – под столом и пр. (число, состав, положение предметов следует разнообразить) .

Можно играть без предметов, а чтобы дети меняли свои места в комнате.

"Что где находится?"

Задача игры . Упражнение в определении положения предмета.

Пособия. Кукла, кроватка, мяч.

Ход игры . Дети называют различные предметы. Воспитательница кладет куклу на кровать и спрашивает : «Где лежит кукла?» - «На кровати» . – «Где стоит маленькая куколка?» - «Перед большой куклой» . – «Мяч под столом; если его подбросить, где он будет?» - «Над ними» и т. д.

"Куда мы бросили мяч?"

Задача игры . Закрепить понятие «близко, далеко, маленький, большой» .

Пособия. Маленький и большой мячи.

Ход игры . Воспитательница берет два мяча разной величины и бросает один далеко, другой ближе. Спрашивает у детей, какой из мячей она бросила далеко и какой близко. Во второй раз спрашивает, куда бросила большой и куда маленький мяч. Потом мяч бросают двое детей, а остальные определяют, какой мяч бросили далеко какой близко.

"Угадай, где лежит"

Задача игры . Уметь по памяти ориентироваться в пространстве .

Ход игры . Воспитательница ставит ребенка с завязанными глазами на какое-нибудь место в комнате. По просьбе воспитательницы или детей ребенок должен сказать, в каком направлении лежит тот или иной предмет, например, по памяти показывает, где находится дверь, шкаф и пр.

Вариант (для старших детей) . Ребенок переходит в другой угол комнаты и оттуда определяет расположение предметов.

"Кого нам не хватает?"

Задача игры . Упражнять наблюдательность детей.

Ход игры . Дети сидят в кругу или полукругом. Одному Ребенку завязывают глаза, потом кого – либо прячут. Водящему развязывают глаза и предлагают угадать, кого из детей не хватает. Если он угадывает, то садится на свое место и ведущий становится ребенок, который был спрятан.

"Где твои руки?"

Задание : спрятать руки за спину. Воспитатель сначала отгадывает, где правая рука у ребенка, где левая, а затем предлагает одному (или нескольким детям) показать свои руки и назвать их.

"Где шарик?"

Задание : спрятать шарик в ладошку. Задача воспитателя отгадать, в какой он руке – в правой или в левой. Затем он предлагает детям поочередно показать руки – правую и левую, назвать их, сказать, в какой руке спрятан шарик.

"Возьми флажок?"

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какая рука правая (левая, и взять в нее флажок; переложить флажок в другую руку, поднять руку кверху, помахать флажком и вновь переложить в правую. Или : синий флажок (ленточка) в правой руке, желтый – в левой. Задание : поменять флажки местами. После этого педагог спрашивает : «Какого цвета флажок? В какой он руке?»

"В какой руке игрушка?"

Воспитатель сначала предлагает одному из воспитанников взять игрушку правой (левой) рукой, затем той, какой он захочет, и сказать, в какой руке игрушка. Второе задание : ребенку дают две игрушки, он должен сказать, какая из них у него в правой, какая в левой руке.

"Переложи камешки в другую руку?"

Несколько камешков (5-6) следует по одному перекладывать из одной руки в другую. В процессе выполнения задания ребенок различает свои руки, обозначает их. Одновременно он учится различать термины «один» и «много» .

Дальнейшие упражнения на различение своих рук в ходе более сложных результативных действий.

Задание : прокатить или бросить мяч как можно дальше, сначала правой рукой, потом левой. В ходе выполнения упражнения уточняются представления детей о расстоянии (далеко – близко, дальше - ближе, о направлении движения мяча (мяч катится вперед, в сторону, назад) .

"Какой рукой точнее?"

Задание : попасть мячом в цель, например : в щит, расположенный на расстоянии не более полутора метров, в устойчивую корзину (коробку, в нарисованный на земле круг. Практическое значение упражнения : дети учатся различать правую и левую руку, осваивают метание как одним из основных видов движения, тренируются в пространственной точки двигательных реакций. (С этой же целью можно предложить прокатить мяч, шарик в ворота. Дальность расположения не должна вначале превышать одного метра.)

"Какой рукой быстрее?"

Задание : собрать камешки (пуговицы, желуди) сначала одной рукой, потом другой. Воспитатель может предложить детям самим определить, какая рука проворнее – правая или левая.

"Что тяжелее?"

Задание : определить какой из двух предметов тяжелее (легче) ; определить, в какой руке, правой или левой, предмет легче, в какой – тяжелее.

Цель:

  • Закрепить умение ориентироваться «на самом себе», знать части тела, различать правую и левую руку; сформировать пространственные направления «от себя»: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз.
  • Научить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами
  • Развивать внимание, память, умение анализировать, действовать по алгоритму.

«Зеркало»

Дети стоят свободно пред воспитателем, который предлагает им стать «зеркалом» и повторять все его движения. Дети отображают движения воспитателя. Вначале даются несложные движения, а затем их можно усложнить.

«Куда спряталась мышка?»

Воспитатель начинает игру с загадки: Под полом таится. Кошки боится. Кто это? (мышка).

Далее воспитатель говорит, что к нам в гости прибежала мышка, она хочет с нами поиграть. Предлагает детям закрыть глаза, а мышка в это время прячется (воспитатель ставит ее на стол, под шкаф). Дети, открыв глаза ищут мышку, найдя ее ребята должны описать где она находилась, используя слова: вверху, внизу, на, слева, справа, посередине, под и т.п.

«Угадай, что загадали»

Вариант 1.

Игрушки необходимо разложить вокруг (впереди, сзади, слева, справа) вызванного ребенка. Воспитатель говорит, что он загадал одну из игрушек и надо отгадать какую. Для этого воспитатель предлагает определения: она перед тобой (за тобой, впереди, …) Ребенок называет игрушку, находящуюся в указанном направлении (при повторном проведении игрушки можно поменять местами или заменить другими).

Вариант 2.

Игрушки раскладываются вокруг воспитателя. Теперь загадывать игрушку будет ребенок.

«Куда пойдешь, то и найдешь»

В комнате спрятаны игрушки. Воспитатель дает задание детям: иди вперед, остановись, направо, … Ребенок показывает названное направление, идет в этом направлении и берет игрушку.

«В какой руке игрушка?»

Игрушки лежат перед детьми на столе. По сигналу воспитателя «раз, два, три левой (правой) рукой бери!» Ребенок должен взять игрушку в правую или левую руку. Потом можно предложить детям посчитать, а воспитатель должен взять игрушку в правую или левую руку. Можно допустить ошибку, чтобы дети ее исправили.

«Что изменилось?»

Перед детьми на столе лежат игрушки не более 5. воспитатель предлагает рассмотреть что и как лежит. Дети закрывают глаза. Воспитатель меняет положение игрушки, открыв глаза, дети определяют, что изменилось.

«Скажи, куда мы положили»

Вариант 1.

Один из детей закрывает глаза, остальные прячут игрушку. По сигналу ребенок открывает глаза и начинает искать игрушку, найдя ее, он объясняет, где она находилась.

Вариант 2.

Играющие подсказывают ребенку, куда положили предмет. Ребенок должен искать в направлении, указанном детьми.

«Дорожки»

(Д/и «День рождения»)

Воспитатель предлагает ребенку карточку-поле, разбитое на 9 квадратов и изображение любого животного и кладет его в начале средней дорожки. Воспитатель показывает как идти по клеткам (1 шаг – 1 клетка), дальше просит ребенка самостоятельно добраться до дупла с пчелами, собрать землянику и т.п. Затем можно разложить карточки с персонажами по карточке-полю. Попросить ребенка рассказать, как они расположены относительно друг друга, кто ближе всех к цветку, дальше всех от мостика …

«Я полез на крышу»

(Д/и «Строим дом»)

Воспитатель складывает карточки в готовый дом. На карточке - лестнице стоит человек. Задача ребенка – провести человека от лестницы до карточки – крыши. Причем наступать можно только на изображение тех предметов, на которые действительно можно залезать. Во время путешествия ребенок должен считать шаги: 1 шаг влево, 2 шага вниз и т.п. Задача играющих найти самый короткий путь.

«Магазин»

На доске игровой щит «магазин». Дети подходят к витрине. Игрушки стоят на верхней, средней, нижней полках. Купить игрушку можно только тем, кто не называя ее скажет правильно, где она стоит.

Информационные ресурсы:

1. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе «Математика от 3 до 7», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2001г.

2. З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, «Математика – это интересно», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004г.

3. Д.Альхаус, Э.Дум «Цвет, форма, количество», Москва, Просвещение, 1984г

4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991г.