Меню
Бесплатно
Главная  /  Имена и их толкования  /  Приезжайте к нам весной день оленевода традиционно. Муниципальное бюджетное учреждение культуры

Приезжайте к нам весной день оленевода традиционно. Муниципальное бюджетное учреждение культуры

raven_ptitsa по опыту прошлого года обещал там что-то интересное. Во дворе мы тут же попались на интервью местному видеоблоггеру - это где-то с середины 4-й минуты, хотя на меня там страшно смотреть.

В прошлом году, по словам Максима, тут был своеобразный "Детский День Оленевода" с постановками сказок и выступлениями детей, певших песни на столь странно звучащем ненецком. С постановки сказки всё и началось, и сюжет её был о незапамятных времена, когда один молодой охотник, самый сильный юноша своего племени, увидел невероятно красивого оленя, а погнавшись за ним, вдруг услышал из под земли стук, "словно сердце встревоженное бьётся". Он заглянул в расщелину, и в глаза ему ударил голубой свет, и он понял, что нашёл Сердце Тундры:

Сердце билось болезненно и надрывно, словно близка была смерть. Охотник узнал, что в тундру пришли злые великаны из глины и камня, и из-за них гибнут леса, мелеют реки, уходит рыба... Охотник пообещал спасти Сердце Тундры, и созвал своих друзей на бой. Но сколько они бились с великанами, кидали в них копья, стреляли из луков - великаны оставались невредимы. Много лучших людей полегло в том бою...

А потом наш герой заметил, что лица великанов не только злы, но и несчастны, и стал просить о помощи Сердце Тундры. И сердце забилось сильно, ровно и размерено, а великаны окаменели и стали обыкновенными сопками да буграми (подозреваю, речь идёт про бугры пучения). Впрочем - так мы с попутчикам подумали не сговариваясь, - звали великанов соответственно Газпром, Роснефть и Лукойл...

Дальше я забрался на сугроб, откуда должно было быть лучше видно следующую сказку... но оказалось, что следующей сказки не будет. Вообще, прошлогодний День Оленевода был юбилейный, 20-й, а нынешний - какой-то там 21-й, поэтому со слов того же Максима я понял, что обычно эти праздники масштабнее, сложнее и красочнее. После сказки же всей толпой мы пошли в стоявший рядышком чум, где ненцы, видя наш интерес к их культуре, усадили нас за столы, а когда за разговором оказалось, что мы и уходим последними - скормили нам всю оставшуюся от фуршета строганину и оленью колбасу. Общался я в основном с женщиной, которая на этом фото справа - спокойная и интеллигентная, она напоминала учительницу, и так и не скажешь, что позади у неё - годы косланий в тундре. Как и многие встреченные мной в эти дни ненцы, она была из Яр-Сале - именно туда уходили с зимних пастбищ через Надым и Салехард олени...

Но это была прелюдия, а сам День оленевода проходил в выходные. На Площади бульвара Стрижова успели наморозить ледяной подиум и три ледяные трибуны вокруг него, и выйдя туда утром субботы, мы увидели вот что:

Надымский День Оленевода, как уже говорилось в прошлой части, праздник не столь ритуальный, сколько спортивный, вот только виды спорта тут своеобразные. Первым шло метание тынзяна на хорей, то есть аркана на шест для погона оленей:

Все участники сюда приехали в командах - одни от целого района, другие от одной-единственной общины или совхоза. Соответственно, как такового противоборства не было: от каждой команды выходили по два человека и кидали тынзян на скорость, а жюри подсчитывали как число бросков, так и процент попаданий (правда, что лучше - 11 бросков - 11 попаданий или 15 бросков - 13 попаданий, я так и не понял), а победтелей отбирали как среди команд, так и среди отдельных участников. И хотя петля тынзяна в полёте разрастается на пол-неба, промахивались очень часто, а в случае попадания специальный человек выдёргивал на секунду хорей из лунки, давай вытащить тынзян:

Есть устойчивый стереотип, что ненцы все мелкие да щуплые... Надымский День оленевода это как бы опровергает:

У отличившегося тынзянометателя берут интервью:

А команды готовятся к построению - почему-то первые соревнования прошли ещё до официальной церемонии октрытия, намеченной на полдень:

В полдень народу на площади резко прибавляется, и на ледяной трибуне я едва-едва успел занять место в самом углу. На сцену с четвёртой стороны помоста начинают выходить всякие серьёзные люди:

Пока суть да дело, на подиуме танцевальный номер. Надпись на сцене - приветствие по-ненецки, и хотя тут есть и селькупы, и ханты, всё же именно ненецкий язык на празднике основной после русского:

Хей-хей-хей, увидеть бы скорей
Как борцы решают, кто же всех сильней,
Чьи нарты быстрей
И кто точнее бросит тынзяна на хорей
!
В завершение сложилась ещё одна вариация на тему бугров пучения (хотя конечно имелось в виду что-то другое):

P.S.
Ну а темп "два поста в день" был взят совсем не случайно - не далее как завтра пропадаю с экранов примерно на две недели.

Несколько лет назад я видел чей-то пост под заголовком "Олени и их люди". Суть этого заголовка я понял лишь побывав на Севере: олени здесь живут намного дольше людей и куда лучше ориентируются в полярном пространстве и времени. Как результат, это не люди гонят оленей, а олени по веками отработанным тропам и миллионами лет испытанным признакам сами знают, когда и куда им идти и напротив - ведут кочевников за собой.

Кочевнику, однако, олень - и еда, и одежда, и транспорт, и стройматериал, но его дело - лишь охранять стада от хищников, болезней и смешения. Кочёвка называется "кослание": на летних пастбищах зимой слишком лютые морозы и слишком глубокий снег, чтобы достать из под него ягель, на зимних пастбищах летом жарко и к тому же заедает овод - главный враг оленя, пускающий своих личинок под его шкуру; по дороге - реки, которые надо успеть перейти по льду. И вот по весне олени начинают тянуться на север, а в городах и весях, через которые проходят "их люди", наступают Дни оленевода. В маленьких посёлках этот праздник подлинный, с забиванием оленя и поеданием его сердца, а в городах больше напоминает фестивали типа прибалтийского Праздника песни. "Столицей" Дня оленеводов традиционно считается Надым, который первым встречает ненцев, уходящих с зимних пастбищ на север: обычно это происходит в начале марта, в этом году - 12-13 числа. Съезжается народ, сюда, впрочем, со всего Ямало-Ненецкого округа, а общий уклон - скорее спортивный: даже официальное название праздника - Открытые традиционные соревнования оленеводов на кубок губернатора ЯНАО. И хотя местные при упоминании надымского праздника высокомерно сцеживают "это для туристов", для гостя зрелище нарядных представителей иных народов на главной площади бетонного города - фантастическое.

Из показанного в прошлой части Нового Уренгоя я вернулся в Надым . О Дне оленевода расскажу в двух частях - статической и динамической.

Ненцы в окрестностях Надыма и даже в самом городе нам встречались не раз - об этом я немало написал в посте про салехардиский зимник , и становилось их с каждым днём всё больше и больше. Накануне праздника на улицах Надыма можно было наблюдать вот такие сюжеты:

2.

А оленевода в синей малице можно было встретить и в салоне маршрутки, и между рядов супермаркета. При этом все встречные были трезвыми - любая торговля алкоголем в городе прекращается чуть ли не с четверга. То есть, по словам местных, всё равно напиваются и так бродят за пределами праздника, но я этого как-то не видел.

3.

4.

На Площади бульвара Стрижова ещё в пятницу выросло два чума - брезентовый летний и "меховой" (примерно из 40 оленьих шкур) зимний:

5.

Неподалёку ещё и армейская палатка - на празднике она будет рабочим помещением:

6.

Ещё несколько чумов стояли, пуская редкий дымок из труб печек-буржуек, на берегу Янтарного озера, и я сильно пожалел, что не пришёл сюда пораньше: пару лет назад в Киргизии я наблюдал полный цикл сборки и разборки юрты , и мне конечно стало очень интересно посмотреть, как устанавливают чумы. Каркас последнего из них собрали ещё до моего прихода, и вот теперь готовились его накрывать.

7.

Чум состоит по сути всего из 2 элементов - шестов (обычно их 42, но бывает от 30 до 70) и нуков, то есть обшивки, своего рода общей одежды для всех обитателей, которую меняют по сезону: летом раньше использовали старые прохудившиеся шкуры, позже шинельное сукно, а ныне и вовсе брезент; на зиму же лучше оленьей шкуры с зимним мехом до сих пор не изобретено ничего. Шкур на один чум нужно примерно столько же, сколько жердей. Учитывая, что за оленя дают 10-20 тысяч рублей - зимний чум стоит примерно пол-миллиона, вот только хозяева его обычно создают, а не покупают:

8.

По идее разобранный чум возят в нескольких нартах, но в город оказалось сподручнее пригнать "Урал". Мужики разворачивают нуки:

9.

И накидывают их на каркас такими же жердями, зацепив за предусмотренные петельки. Нук весит много, и в одиночку его не поднять:

10.

Позже эти жерди будут закреплены снаружи нуков:

11.

Третий элемент - верёвки:

12.

И всё то же самое с другой стороны. Здесь чум можно видеть в разрезе, с печкой, столиком и половицами. Обратите внимание, что хозяева его одеты не в малицы, да и лица у них совсем не ненецкие, а вслушиваясь в их разговор, я заметил, что про ненцев говорят "они". Оказалось, что это селькупы - другой народ, живущий между Тазом и Енисеем, и к ним мы ещё вернёмся в конце поста.

13.

Слово "чум" происходит из удмуртского языка (ненцы их называют "мя", ханты - "нюки хот", селькупы - "корель-мат"), а вообще в тысячу лет назад в чумах жили даже финны или эстонцы. Собственно, чум - это древнейшее людское жилище, не считая всяческих пещер да шалашей, и практически полный его аналог - любимый всяческими хипушниками индейский типи, отличающийся разве что тем, что слегка асиметричен и оснащён двумя "лепестками" в потолочном окне, регулирующими тягу очага. Чум хорошо держит ветер, но без огня внутри остывает за полчаса. И если сравнивать чум и юрту, то юрта конечно совершенне в плане комфорта и эргономичности, в разы дешевле, но... Не случайно большинство машин в тундре - отечественные: да, они несовершенны и ненадёжны, но зато чинятся на коленке и запчасти к ним есть в любой дыре. Изготовление юрты - это довольно сложный процесс с десятком различных ремёсел, а чум при наличии материалов и общего умения работать руками можно сделать "на коленке".

14.

Утром нас - то есть меня и автостопщиков Диму и Лену из Кирова, с которыми мы уже бывали у ненцев в августе - разбудила музыка с улицы. Площадь бульвара Стрижова была почти в прямой видимости окон, но звучал, видимо, весь город, вернее вся главная улица Зверева через ретрансляторы. На площади наморозили ледовые прилавки, за которыми теперь стояла ярмарка:

15.

16.

"Русские" палатки тоже есть со всем подряд, будь то сувениры или сахарная вата. Своя палатка есть и у магазина "Яля", упомянутого в рассказе про город, и именно там я покупал конфеты из ягод. Но главное блюдо из употребимого на месте - конечно же, шашлык из оленины! В основном 150-200 рублей за 100 грамм, но оказалось очень вкусно..

17.

В меховой чум выстроилась очередь, что было особенно забавно от того, что в "дверь" его проходят практически ползком. Там рассказывали о традиционной культуре ненцев, но прямо скажем - даже на "дачные" чумы, что я видел в окрестностях Антипаюты , здесь не похоже.

18.

Не меньшая толпа, чем на площади, в том числе целая стоянка снегоходов с прицепами, образовалась на льду Янтарного озера:

19.

20.

На просторе носились снегоходы и оленьи упряжки:

21.

Экзотической техникой Крайний Север вообще богат, и на тундровых зимниках порой встречается такое, что становится обидно за "Безумного Макса", авторы которого в этих краях не бывали. В городе конечно всё несколько благообразнее, но вот например трэкол - старейший и самый распространённый вид колёсного вездехода: своими большими и мягкими колёсами такие не рвут нежную ткань тундры, и их появление уже в постсоветские времена стало своеобразной революцией в вездеходостроении.

22.

Трэколы делают в Люберцах, а в целом сейчас с колёсными вездеходами эксперементируют десятки мастерских и заводов по всей стране. Один из таковых мне предстояло протеститровать на собственной шкуре спустя несколько дней, а вот справа ещё какая-то неизвестная мне машина.

23.

И хотя озеро крепко замёрзло, по нему бегал катер - "подушка", катавшая народ. Надо сказать, снег с её винтов обдаёт как хороший заряд пурги метров с 50. Такие делают в Нижнем Новгороде, первоначально как круглогодичный паром через Волгу, но слышал, что на них тоже ездят по тундре.

24.

Никуда не делся и ДОСААФовский кукурузник (вблизи и изнутри я его показывал в посте про город), раз в пару часов взмывавший с ледяной полосы и выпускавший в небо цветных парашютистов:

25.

Ещё какой-то очень красивый белый самолёт - я успел заметить, как он взлетает со льда и "выстрелить" ему вслед:

25а.

Вообще такое ощущение, что пролетающая мимо техника просто заскакивала "к нам на огонёк" - вот вертолёт тоже постоял пару часов да улетел. Если кто опознает обе машины - буду очень признателен и внесу в пост.

26.

Но главный транспорт праздника - вот. "Снегоход - хорошо, вертолёт - хорошо, А ОЛЕНИ ЛУЧШЕ!!!"

27.

Собственно, именно олени - главные гости и инициаторы праздника, а люди так, за компанию с ними пришли. Оленье стадо имеет довольно чёткую структуру, состоя из трёх не перемешиваемых без надобности частей: хоры (быки-производители), хабты (кастрированные рабочие быки) и важенки (плодовитые самки) с телятами. Они живут полудико, часто норовят разбрестись и прибиться к чужому стаду, каждого своего оленя ненец знает в лицо - я сам общался на зимнике с оленеводом, нашедшим своего оленя спустя пару лет в совхозном стаде и ведшим его обратно. В целом, , и краткая её суть - труд оленевода невероятно тяжёлый и кроме веками занимавшихся этим кочевников никто не сможет им заниматься. Минимальное необходимое для жизни семьи стадо, как пишет автор - около 300 голов, из которых лишь около трети используются для работы и соответственно десятая часть работает единовременно: олень силён и неутомим, развивает скорость до 80 (!) километров в час (в нартах - до 30-40), может ходить по шею в снегу и добывать из под снега ягель, а шкура его не подвластна морозу, но вконец уставший олени не лягут передохнУть, а просто упадут в изнеможении да передОхнут. Помимо хоров, хабтов и важенок есть ещё одна оленья каста - авки. Это ручные олени, не боящиеся человека и даже порой заходящие в чум. Они - с одной стороны любимцы хозяев, а с другой - неприкосновенный запас: даже если всё стадо, включая ездовых быков, разбежалось, собирать их оленевод впрягат авок. И как нетрудно догадаться, к этой касте относятся и все "праздничные" олени, пришедшие с хозяева в город и не кидающиеся в рассыпную при виде снегохода.

⇐ Предыдущая часть | ⇒

Давно я мечтал забраться в самую глубь центральной России, куда-нибудь в Сибирь, подальше от больших городов и дорог, в места, куда можно добраться только на вертолете, или зимой по зимнику. Очень мне хотелось посмотреть в таких удаленных местах на настоящую, нетронутую цивилизацией жизнь местных народов. И вот настал этот шанс - заброситься в самое сердце нашей станы - в Эвенкейский район Красноярского края. Да и не просто так, а на главный праздник в году - день Оленевода!

Почему вместо радостных эвенков и стада олений на заглавной фотография буровиков? - спросите вы. Ответ на этот вопрос вы найдете под катом.

1. Началось все с Красноярска. Я уже третий раз прилетаю в этот город, но не успеваю его посмотреть. При этом город мне все больше и больше нравится. Вот такой неплохой вид открывается из окна гостиницы «Красноярск» на Коммунальный мост и Енисей. В Красноярске замечательные рестораны с вкуснейшей едой. Таких вкусных роллов я ни ел нигде! А еще на рынке я купил мегавкусную рыбу местного производства, но забыл ее название. О, я никогда не забуду этот вкус!

2. Красноярск - это миллионник, крупнейший культурный, экономический и образовательный центр Восточной Сибири. Город основан в 1628 году и является крупнейшим из старинных городов Сибири.

3. Вернемся к теме рассказа. Путь к оленеводам оказался не прост. Начнем с того, что в Сибири и на Дальнем Востоке другие расстояния. На карте все рядом, а на деле нет. Один только Красноярский Край по своей площади входил бы в десятку крупнейших стран мира, а Эвенкейский муниципальный район по своим размерам больше всей Германии в два с лишним раза! Чтобы попасть на праздник Оленевода в поселок Суринду, нужно пролететь всего 800 километров на северо-восток. Аэродромов в тайге нет, поэтому вариант только один - вертолет.

4. Это был мой первый мой полет на МИ-8. И в первый полет мне повезло - мне досталось место в навороченном вертолете нефтяников! По компоновке салон был похож на АН-24, а в передней части был даже столик. За ним сидели важные экологи.

5. Первые пару часов летелось прекрасно. Светило солнце, внизу проплывали бескрайние сибирские леса. Красота!

7. Вертолет шел ровно и плавно. Совсем не как вертолет. К шуму винтов голова постепенно привыкла и перестала его замечать. Желающие могли одеть звукопоглощающие наушники, но тогда не получалось разговаривать с соседями и экологами.

09. Любоваться тайгой получалось только через передние иллюминаторы. В остальных было мало что видно - весь вид перекрывали дополнительные топливные баки. А без дополнительных топливных баков в этих краях нельзя.

10. Пролетели Енисей...

11. Пролетели Ангару.

12. Хвостовой вид. Сверху жужжал карданный вал, передающий крутящий момент на задний винт. По соображениям безопасности, я решил сделать этот кадр только во время стоянки.

13. После Ангары погода резко испортилась. Очень зря.

16. Когда вертолет начал снижаться, слева по борту показалась одна из кустовых площадок на Юрубчено-Тохомского нефтегазового месторождения. Здесь по плану мы садились на дозаправку.

Добыча в промышленных масштабах на Юрубчено-Тохомском месторождении пока не ведется. В год добывается всего 50-60 тысяч тонн на собственные нужды и на обеспечение топливом северных территорий. Раньше в тех краях в качестве топлива использовали завозимый по рекам мазут, теперь - свою местную юрубченскую нефть, которая с учетом доставки выходит в 2-3 раза дешевле.

Когда же через пару лет сюда дотянутся нити нефтепровода Куюмба - Тайшет, нефть станут добывать в промышленных масштабах миллионами тонн в год.

17. Пока техники заправляли вертолет, все пассажиры убежали в здание мини-аэропорта - после трех часов полета с предложенными на борту минеральной водой и чаем в туалет захотелось всем без исключения. Я бежал одним из первых, и не сразу обратил внимание, что на месторождении построен настоящий мини-аэропорт. С залом ожидания и полноценной зоной досмотра. Причем досматривают не только на вылет, но и прилетающих - на месторождении действует строжайший запрет на алкоголь. Попавшихся увольняют без разговоров и предупреждений. А бонусом выкатывают серьезный штраф.

Пока мы рассматривали здание аэропорта, пришло сообщение, что диспетчеры закрыли северные квадраты из-за погоды. Лететь к оленеводам было нельзя. Да и вообще в этот день летать куда-либо не советовалось.

18. Из красноярской весны и +10º мы попали в обычную зиму с ветром и снегом. Согревала мысль о том, что недалеко есть жизнь - поселок нефтяников. А значит есть столовая и теплые помещения. Такой вариант мне нравился гораздо больше, чем ночевка посреди тайги в вертолете. Во втором варианте вряд ли бы мы нашли магазин и вообще никого бы не встретили. В Эвенкейском районе феноменальная плотность населения - 1 человек на 50 км 2 . Один человек на ПЯТЬДЕСЯТ квадратных километров! С такой же плотностью на всей территории Москвы жило бы всего 55 человек.

19. Когда стало ясно, что к эвенкам вертолет не полетит, организаторы поездки быстро согласовали экскурсию по буровой установке на четвертом кустовом основании. За что им огромное спасибо! Так, день оленевода я провел не в чуме с оленеводами, а на буровой установке с буровиками. Мы оперативно прошли инструктаж и отправились на экскурсию. Дальше рассказ пойдет в этом направлении.

Попасть на нефтяное месторождение просто из праздного любопытства первый встречный не сможет - объект режимный, повышенной опасности, бригады работают вахтовым методом, случайных людей нет. Но нам повезло - с нами в вертолете летели нужные люди)

Современное бурение скважин ведется безамбарным способом. Понятие безамбарное бурение подразумевает систему с высокой степенью очистки буровых растворов. В советское время отработанный раствор, относящийся к третьему классу опасности, сливали в амбар - некую «организованную лужу», а когда вышку демонтировали, амбар засыпали реагентами, гасили и просто закапывали в землю. Амбар, кроме сжигания попутного газа - являлся основном источник загрязнения окружающей среды, побочным продуктом нефтегазовой отрасли.

20. На переднем плане - готовая и законсервированная эксплуатационная скважина. Внутри нее находится бетонная пробка, которая компенсирует высокое давление нефти. После ввода в эксплуатацию кустового основания и присоединения его к нефтепроводу, пробка будет пробурена и начнется добыча нефти.

Скважины имеют горизонтальное или наклонное окончание и расходятся в разные стороны в радиусе полутора километров. Длина скважины может достигать более четырех километров - это как расстояние от Кремля до СИТИ, только под землей. Современное «интеллектуальное бурение» позволяет выискивать те самые расщелины и каверны, где залегает нефть. Получается некий спрут, который стараниями геологов на ощупь находит залегания нефти. Теперь нефтяники не «засеивают» осваиваемую территорию "частоколом" буровых. На каждом кустовом основании пробуривается в среднем 6-8 скважин. Это позволяет до 8 раз уменьшить территорию под буровые, следовательно уменьшить воздействие на природу.

21. Технические колонны.

22. Процесс спуска технические колонн. К моменту нашего приезда, на установке велось бурение на глубине 2375 метров. До финиша оставалось еще больше километра.

Прежде, чем бурить горизонт, при бурении «технички» уже идет набор угла, а остатки набираются при бурении под эксплуатационную колонну. При выходе из колонны, угол скважины достигает 90º. Радиус поворота в данном конкретном случае составляет около 2,5 километров.

23. Кран буровой установки.

24. Труба НКТ.

26. Соединительная муфта на технической колонне. С помощью специального гигантского ключа трубу вкручивают в муфту с чудовищным усилием, чтобы вся колонна могла выдержать давление до 200 атмосфер. В процессе бурения диаметр технических труб и самого долота уменьшается с 40 сантиметров до 15. Пустоты за стенками колонны заполняются цементным раствором.

27. Вот они, настоящие сибирские мужики. Целый месяц они работают посменно, не обращая внимание на погоду.

28. Особенно сложно бывает в сибирские сорокаградусные морозы, когда вся установка покрывается инеем и льдом. Это вам не в офисах в белых рубашках сидеть и лайки в фейсбуке ставить! Это настоящий труд. Несмотря на суровую профессию, буровики, вначале смущались и стеснялись фотографироваться, а потом разошлись и начали позировать)

Хотел бы я попробовать провести с буровиками одну месячную вахту. Пожить в поселке, прочувствовать все, погрузиться в быт. Но не бурить, а снимать процесс - для бурения я слабоват.

29. В состав буровой вахты входит семь человек: бурильщик, четыре его помощника, слесарь по обслуживанию бурового оборудования и электромонтер. Также здесь находится персонал подрядчиков по наклонно направленному бурению, по буровому раствору, по обслуживанию электрической части и механической части площадки. Всего единовременно на территории кустовой площадки работают более 50 человек.

30. Вахта длится четыре недели, потом четыре недели отдых дома. Многие рабочие не проводят четыре недели отпуска на диване, а идут подрабатывать.

32. Ах, какие лица!

34. В закрытых блоках бурильной установки (насосного блока и блока очистки раствора) шумно и нет ничего интересного для съемки. Самое интересное на установке - это работяги.

35. Зарплата нефтяников зависит от многих факторов. Например, у буровиков она выше, чем у операторов, работающих на готовых скважинах. Но если все сильно усреднить, получится около 100 тысяч рублей за вахту.

36. В поселке есть магазин и столовая. Полноценный обед стоит всего 120-150 рублей (для регионов крайнего севера это дешево). Мясо - говядина, свинина и оленина, купленная у местных охотников.

37. Через пару часов снова запросили разрешение на полет. В Суринду опять отказ, а домой в Красноярск разрешили. В итоге пришлось выгружать из вертолета подарки, подготовленные к празднику, и отправлять их по зимнику.

38. Вся тайга расчерчена бесконечными просеками геодезистов. Такая большая тетрадь в клеточку.

40. Россия.

41. Через три часа мы приземлились в аэропорту Черемшанка. Так я провел день оленевода.

Огромное спасибо сотрудникам «Восточно-Сибирской нефтегазовой компании» за интересную экскурсию и место в вертолете! А до оленеводов я еще доберусь...

Продолжительность: 1 день


День оленевода. Официально праздник стал отмечаться с 30-х гг. XX в. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа День оленевода традиционно проводится с начала марта до середины апреля. Объясняется такое долгое проведение праздника тем, что территория автономного округа очень большая и праздник проводится тогда, когда оленеводы со своими стадами кослают (переезжают) с зимних оленьих пастбищ на летние. Маршруты и время кослания остаются практически неизменными веками, поэтому праздник проводится в определенном населенном пункте в тот период, когда к нему приближено максимальное количество тундрового населения. В этот праздничный день чествуются люди, которые остались верны своим предкам и продолжают жить в тундре. Оленеводство - это не только одна из отраслей сельского хозяйства, но и смысл жизни для тундрового населения. Оленевод-это одна из самых редких профессий, потому что этой профессии нельзя обучиться даже в самом престижном вузе. Оленеводом можно только родиться. В народе говорят: "Бело-пестрого Духа-Оленя берегите из поколения в поколение". Олень для тундровика: и пища, и жилище, и одежда, и средство передвижения, и деньги, которые выручают за мясо, шкуру, рога. Чем больше оленей у оленевода, тем он богаче. На День оленевода традиционно приезжает большое количество тундрового населения, ведь часто они встречаются друг с другом только раз в год, именно на празднике. Этот красочный и яркий праздник давно стал "изюминкой" и неотъемлемой частью нашей жизни. День оленевода, кроме награждения и чествования лучших оленеводов, можно условно разбить на культурную и спортивную часть.

Культурная часть праздника включает в себя следующие виды:

  • Конкурс женской одежды.
  • Конкурс детской одежды.
  • Конкурс мужских поясов.
  • Конкурс на лучшую оленью упряжку.

Спортивная часть праздника включает в себя следующие виды:

  • Метание тынзяна (аркана) на хорей (деревянный шест).
  • Прыжки через нарты.
  • Перетягивание палки.
  • Национальная борьба.
  • Бег на лыжах (самодельных) с палкой.
  • Гонки на оленьих упряжках.
  • Гонки на снегоходах.

В некоторых местах до сих пор проводится жертвоприношение оленя. Но в целом это очень веселый, светлый и по-настоящему весенний праздник. Впечатления от его посещения остаются на всю жизнь. Попав на этот праздник, вы познакомитесь с бытом и культурой народов Севера. Вы сможете побывать в традиционном жилище ненцев - чуме, прокатиться на оленьей упряжке и снегоходах, принять участие в спортивных состязаниях. Рыбные и мясные блюда, горячие хлебные лепешки с ягодами, икра, необычайно вкусный чай удивят любого, кто пробует их впервые. Все это готовится по традиционным рецептам, передающимся из поколения в поколение.

Красоты Севера, абсолютное ощущение свободы, яркость борьбы и пьянящий вкус победы все - это День оленевода!

Мне снилась стойбище. И низко тучи плыли,

И заячьи следы всю ночь меня кружили.

Вот я уже без сил бреду походкой шаткой,

Потом взлетаю вдруг белесой куропаткой.

И окунаюсь весь в воздушные потоки,

А надо мной снега алеют на востоке.

Бывает же во сне - вот с песенным азартом,

Приладив паруса к своим веселым нартам,

По тундре пролечу, не выходя из крена,

И в красоту ее вникая постепенно.

Если вы еще не знаете, то самые «правильные» долгожители живут вовсе не на Кавказе. Не там, где почти всегда лето, горный воздух, шашлык и домашнее вино – хоть залейся!.. А как раз наоборот – на самом севере, за Полярным кругом, где по полгода ночь, мороз и метель. А все потому, что в отличие от общепринятого летоисчисления у ненцев, коренного народа Ямальского полуострова, в двенадцати месяцах традиционно укладывается два года – летний и зимний. И если по паспорту оленеводу шестьдесят лет, то по ненецким понятиям – все сто двадцать!..

Вот как раз на таких «долгожителей» я вдоволь насмотрелся в минувшие выходные в Салехарде. Там отмечали традиционный День оленевода. Сразу скажу вам: ну не зря, очень даже не зря в СССР придумали профессиональные праздники! Есть в них и смысл, и интерес. А в таких экзотических – тем более!
Но это – к слову. Вернемся к людям, которые в этот день оставили свои стойбища, собрали, кто что смог на продажу, приоделись понарядней и прибыли в столицу Ямала - Салехард. Мужички все, как на подбор, крепкие, коренастые, женщины – круглолицы и миловидны, дети… О, великий Ктулху! Нигде вы больше не встретите таких забавно-милых детишек, кроме как на Севере. Морозный румянец во все щеки, расшитые орнаментами оленьи кухлянки – так и притягивают к себе взгляды всех, кто приехал сюда с Большой земли.

А праздник тем временем все ускоряет свой бег. Причем, в буквальном смысле: начались гонки на оленьих упряжках. Азартное, я вам скажу, зрелище. В упряжках четверки-пятерки обычных, не «тюнингованных» под соревнования оленей, а наездники – те самые оленеводы, которые с утра до вечера и мотаются с кочующими стадами по тундре. Но вы бы видели, как преображаются и люди, и животные, как только дается старт. Неторопливые обычно, с грузом и пассажирами, упряжки буквально рвут с места, несутся, вывалив языки, по большому кругу, что только снежная пыль стоит за ними во след!..

На других же площадках – тоже все идет своим чередом. Встречаются самые сильные люди Ямала – тянут друг у друга из рук короткие палки, самые ловкие и выносливые – прыгают через нарты, на «кто больше». И, наконец, народная борьба - как же без нее! Интересно при этом, что борьба идет с хватом за пояса, а пояса всегда соперники друг на дружке повязывают сами, чтобы наверняка было крепко и не сорвало бросок.

Здесь же игры для детей, концертная площадка с не убиваемой советско-российской попсой, шашлык-машлык, пивко и кое-что покрепче – в общем весело и непринужденно. День оленевода здесь вполне себе домашний праздник. И как всякий праздник имеет свое начало, но и свой конец. К вечеру стихают азартные возгласы, заканчиваются призы и поздравления, начинает смеркаться, а оленеводы потихоньку пакуют на нартах свою поклажку и готовятся выступить в ночь туда, где их ждет кров и горячий очаг. Уже скоро наступит их новый «летний» год, когда начнется таяние и, главное, - массовый отёл оленей. А это значит - пахота с утра до вечера, когда времени и сил остается лишь на поесть и поспать. Но все же перед сном к ним, я уверен, будут приходить воспоминания о прошедшем веселье и грезиться новый праздник, с его новыми встречами и знакомства, которых так не хватает в обычной жизни на просторах полярной тундры.