Меню
Бесплатно
Главная  /  Имена и их толкования  /  Княгиня соломония. Преподобная софия суздальская

Княгиня соломония. Преподобная софия суздальская

Преподобная София Суздальская считается одной из наиболее почитаемых святых в русской православной традиции. 29 декабря - день кончины инокини Софии - стал официальным днём её памяти в церковном календаре. Мощи и древняя чудотворная икона святой Софии, по сей день хранящиеся в города Суздаля, являются главными святынями обители. Поклониться им приезжают верующие из дальних уголков, чтобы получить исцеление от болезней и помощь в трудных делах.

София Суздальская и Соломония Сабурова

Немногие сегодня соотносят эти два имени. Между тем в мирской жизни святая София Суздальская (1490 - 1542 гг.) была одной из знатнейших женщин своего времени. В истории она осталась как Соломония Сабурова - супруга Василия Третьего, последнего великого князя московского.

Выбрав пятнадцатилетнюю Соломонию на смотре невест, устроенном матерью, по византийскому обычаю, князь Василий вызвал неудовольствие приближённых. Впервые московский правитель женился на «неровне» из боярского, а не княжеского рода. Тем не менее добрая и благочестивая Соломония снискала любовь и уважение при дворе.

Княжеская доля

Увы, дальнейшая судьба её была трагична. Все двадцать лет брака княгиня оставалась бездетной. Не помогали ни горячие молитвы, ни поездки по святым местам, ни долгие службы в храмах. Неудовольствие великого князя росло, обстановка вокруг несчастной Соломонии всё больше накалялась. Страстно желая иметь наследника, Василий Третий запрещал жениться своим братьям, боясь, что великокняжеский престол уйдёт к племянникам. Всё это печалило умную и добрую княгиню, однако сделать она ничего не могла.

Великокняжеский развод

Вопреки расхожему мнению отнюдь не Генрих Восьмой положил начало традиции королевских разводов.

В 1525 году, после двадцати лет бездетного супружества, Василий Третий принял решение с женой развестись. Злые языки утверждали что не обошлось без «чар» юной княжны Елены Глинской, с которой Василий обвенчался, не подождав и года.

Развод Василия Третьего был первым и беспрецедентным в истории Руси. Решение князя поддержали бояре, однако жёстко осудили священнослужители, многие из них за защиту княгини поплатились свободой.

Тем не менее решение было принято. Князь поступил «по своей доброй воле» и после развода княгиня Соломония должна была принять постриг и удалиться в монастырь.

Инокиня поневоле

Как же восприняла известие о своём постриге София Суздальская? Житие святой содержит два варианта принятия ею монашества. В первом она была пострижена насильно по велению мужа, во втором - не желая распрей и междоусобиц и видя своё бесплодие, просила позволения добровольно уйти в монастырь.

Современная же история утверждает, что преподобная София, а тогда ещё великая княгиня, страстно, как могла, сопротивлялась постригу, из последних сил растоптав монашеское одеяние. Однако, узнав, что постриг - это желание князя, Соломония покорилась. Впрочем, со своим новым статусом инокиня София не могла смириться ещё очень долго.

Как утверждают хроники того времени, приняв своё новое положение, она нашла успокоение в молитве и монашеских трудах. Одно из преданий гласит, что инокиня, не боявшаяся никакой работы, собственноручно вырыла колодец для монастыря, когда обители не хватало воды. До наших дней сохранился сшитый ею покров на могилу святой преподобной Ефросии. Современниками София Суздальская почиталась как истинная подвижница, добротой и примерным служением снискавшая любовь и уважение сестёр-инокинь и всех, кто знал её.

Практически всю свою последующую жизнь в монашестве подвижница провела в стенах Покровского монастыря города Суздаля, где и была похоронена в 1542 году.


Чудеса Софии Суздальской

Вскоре после смерти инокини Софии на могиле её стали происходить чудеса исцеления. Так, в 1598 году произошло первое зафиксированное избавление от слепоты княжны Анны Нечтевой. Спустя четыре года таким же удивительным образом на могиле святой прозрела ещё одна женщина. В последующие года описываются и другие чудесные преображения. Молитва Софии Суздальской помогала от глухоты, паралича и душевных расстройств.

Не только целительницей, но и защитницей была святая София. Явившись в монашеском облачении и с зажжённой свечой в руках предводителю польского войска, подошедшего к монастырю, София Суздальская спасла родную обитель.

Как описывает это событие «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суздале» летописца и священнослужителя 18 века Анании Федорова: сильный страх охватил полководца Лисовского от видения святой и правая рука у него отнялась, другие же поляки падали на землю вместе с конями, поражённые болезнью. Вражеское войско отступило, а само чудесное событие было изображено на могильной плите подвижницы.

Память после смерти

Официальная церковь провозгласила почитание инокини Софии как святой только в 1650 году - через сто лет после её упокоения, а вопросом канонизации занялись два столетия спустя. Тем не менее уже вскоре после смерти в народе её начали чтить как святую и молящиеся потянулись к её могиле. Примечательно что ещё в старых, допечатных святцах она именуется святой праведной инокиней, но при этом княгиней Софией.

Во время царствования Ивана Грозного - долгожданного наследника князя Василия от второй жены, Соломонию-Софию поминали преподобной инокиней и почитание носило, скорее, местный характер. Примечательно, что уже в то время князь Андрей Курбский в письме к царю называл Софию-Соломонию преподобною мученицей, невинной и святой. Согласно легенде сам царь Иван Четвёртый приезжал в суздальский Покровский монастырь и, если верить приданиям, собственноручно укрыл гробницу инокини покрывалом, изготовленным в мастерской его любимой жены Анастасии Романовны специально в дар на могилу святой.

При следующем царе Фёдоре Иоановиче почитание святой Софии Суздальской возросло ещё больше. На могилу преподобной инокини совершались многолюдные паломничества, члены царской семьи не раз жаловали обитель своим посещением. До наших дней сохранился вышитый покров на её надгробие с образом Спасителя, преподнесенный монастырю царицей Ириной Годуновой. Дарственная надпись подтверждает год и предназначение подношения.

Как выглядела княгиня Соломония

До наших дней не дошло ни одного прижизненного портрета княгини Соломонии Сабуровой. Нам не известно, существовали ли такие изображения вообще, поскольку портретная живопись, как и светское искусство, пришла в Россию только в Петровскую эпоху, спустя почти два столетия после описываемых событий. Сохранились несколько миниатюр из летописных сводов, изображающих сцены свадьбы Василия Третьего и Соломонии, пострижения княгини и несколько других знаковых исторических эпизодов из жизни княжеской четы. Современники же описывали Соломонию Сабурову как женщину необычайной красоты.

Гравюра 19 века изображает молодую темноволосую женщину с правильными чертами лица в тиаре и дорогих одеждах. Была ли настоящая Соломония похожа на портретный образ, созданный художником времён романтизма, сказать сложно. Известно её изображение в монашестве, но, скорее всего, оно также было написано уже после смерти преподобной Соломонии-Софии.

Иконография святой Софии

Множество икон, написанных в 19 - 20 веках, представляют святую Софию Суздальскую в соответствии с византийским иконописным каноном: в монашеском клобуке и парамане иссиня-зелёного, почти землистого цвета, коричневой рясе и багровой или тёмно-вишнёвой мантии. Лицо и руки написаны охрой, большие округлые глаза, тонкий прямой нос, маленькие губы.

Древнейшее изображение преподобной Софии датируется второй половиной 17 века. Конечно же, перед нами утрированный каноничный образ святой и глупо искать в нём портретное сходство с описаниями и известными изображениями реальной Соломонии. Имя мастера, перенёсшего образ на доску, остаётся неизвестным. Предположительно, старейшая икона святой Софии была создана иконописцами в её родной обители. Интересно, что в традиционной иконографии, ведущей начало от этого изображения, присутствует обязательный атрибут - свиток, который держит София Суздальская. Икона эта считается чудотворной и, возможно, предназначалась для гробницы святой.

Признание святой

В Православном церковном календаре имя Софии Суздальской появляется за год до революции. В 1984 году её «официально» вносят в сонм святых, но пока только местночтимых суздальских, а с 2007 года святая София почитается уже на всецерковном уровне.

Преподобная София завещала похоронить себя в земле. Странное желание для того времени, поскольку традиционно людей её положения было принято погребать в каменных усыпальницах-склепах. Больше четырёх столетий, с 1542 по 1990 год, её прах оставался непотревоженным.

В 1995 году её могила в монастыре была вскрыта и мощи Софии Суздальской торжественно изъяты из земли. Сейчас они выставлены в закрытой раке в Покровском соборе. Это главная святыня обители, к которой стекаются многочисленные паломники. Поражает тот факт, что, пролежав в земле более четырёхсот лет, мощи оказались нетленными. Однако после вскрытия гробницы они истлели в считаные минуты.

С чем приходят к святой

С различными просьбами и мольбами обращаются к преподобной Софии. Уже в наше время список явленных ею чудес пополняется новыми свидетельствами. Главным образом к ней обращаются с просьбами об избавлении от всевозможных болезней. Прежде всего как целительница почитается в народе София Суздальская. В чём помогает святая ещё? Как мы помним, при жизни княгиня Соломония была бесплодна. Однако удивителен факт - молитва к святой Софии помогает обрести долгожданное дитя бесплодным парам.

Есть свидетельства того, что она указывала дорогу заблудившимся, оберегала детей от беды и помогала в смягчении сварливого характера старикам.


Память 1/14 августа в день обретения мощей,
16/29 декабря и в Соборе Владимирских святых

Святая София (Соломония) Суздальская

В миру Сверчкова-Сабурова Соломония Юрьевна, дочь боярина Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова, из старинного, но "захудалого" московского боярского рода. Рано лишилась матери, была воспитана тётей, Евдокией Ивановной (сестрой отца). Отличалась добротой и набожностью.

Брак
В 1505 году на нее пал выбор наследника престола, будущего великого князя Василия III Иоанновича. Ее выбрали из 1500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны по образцу смотрин невест для византийских императоров. Свадьба состоялась 4 сентября того же года, после обручения молодых митрополитом Симоном в Успенском соборе Московского Кремля.

Жили они, согласно летописям, в полном согласии. Но двадцатилетнее супружество не было счастливым, так как Соломония оказалась бесплодной. Чтобы иметь наследника, великий князь решил развестись с ней. Против встали митрополит Варлаам, князь-инок Вассиан (Патрикеев), преподобный Максим Грек, которые были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана. Следующий митрополит, Даниил, одобрил развод, и к нему присединились бояре. Но оставались и противящиеся, как князь С. Курбский. Все Восточные патриархи осудили поступок великого князя, а патриарх Иерусалимский Марк по преданию предсказал рождение от второго брака мла-денца, который поразит мир своей жестокостью - царя Иоанна Грозного .

Постриг
В ноябре 1525 года развод был объявлен и 25 ноября Василий велел постричь Соломонию в монашество. Она была пострижена под именем Софии в Рождественский женский монастырь. В некоторых летописях рассказывается, что развод и пострижение состоялись по желанию самой Соломонии, но немецкий посол С. Герберштейн, наоборот, пишет что Соломония сорвала с себя монашеский куколь и топтала его ногами, за что боярин Шигоня-Поджогин ударил ее бичом. Многие бояре и церковники сочувствовали Соломонии, а боярин Берсень-Беклемишев даже пытался встать на ее защиту, но Василий яростно воскликнул: "Поди прочь, смерд, не надобен ми еси!" О насильственном постриге впоследствии писал и князь Андрей Курбский. Еще одна версия гласит, что постриг совершил игумен Никольского монастыря Давид. Поскольку Соломония изо всех сил сопротивлялась, присутствовавший боярин ударил ее, вскричав: «Смеешь ли ты противиться воле государя?»

Менее чем через два месяца Василий Иоаннович женился на Елене Глинской. Инокиню Софью тем временем отвезли в Суздальский Покровский монастырь, которому она покровительствовала еще с 1518 года. Впоследствии монастырь стал мес-том заточения невольных царственных пострижениц.

Слухи о сыне
Согласно некоторым сведениям, включая рассказ Герберштейна, спустя несколько месяцев пошли слухи, что обвинение в неплодии было несправедливым, что Соломония в монастыре родила сына - царевича Георгия. Распространительницы слухов были наказаны, в Суздаль спешно послали дьяков для выяснения дела, но Соломония отказалась показать им ребенка, заявив, что они "недостойны того, чтобы их глаза видели царевича, а когда он облечется в величие свое, то отомстит за обиду матери". Тогда были посланы бояре и церковники, но об итогах этого следствия документов не сохранилось. Известно лишь, что Соломония заявила о смерти сына, а великокняжеским послам показали гробницу.

Археолог и историк граф С. Д. Шереметьев считал, что Соломония спрятала сына у надежных людей. Эту версию подтверждает находка исследователя Суздаля А. Д. Варгановым в 1934 году небольшой безымянной гробницы в подклете Покровского собора Суздальского Покровского монастыря, находившейся между гробницами некоей "старицы Александры" (+ 1525), и преподобной, "старицы Софии". В гробнице нашлась лишь тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки. Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней - крышка от той гробницы. Имя Георгия в народе связывалось с легендарным разбойником Кудеяром, по одному из преданий разбойничавшем в лесах между Суздалем и Шуей. Историей о Георгии также очень интересовался царь Иоанн Грозный .

Иноческий подвиг
Обитая в Суздальской обители, не сразу примирилась великая княгиня со своим новым положением, долго скорбела. Но покорясь воле Божией, София нашла утешение и умиротворение в усердной молитве. Своими подвигами она изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу. После смерти Василия III в 1533 году власть перешла к его вдове, Елене Глинской, для которой София могла стать опаснейшей соперницей. Поэтому преподобная была сослана в Каргополь, где содержалась в тюремном заключении до смерти Глинской в 1538 году. Затем вернулась в Суздаль, где преставилась к Богу 18 декабря 1542 года. Степенная книга гласит об этом: «Пожив благодарно и богоугодно к Богу отъиде». Преподобная София была похоронена по своему завещанию, в подклете Покровского собора Суздальского Покровского монастыря.


Преподобная София Суздальская.
Икона XVII века. Покровский монастырь

Почитание
Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси и преподобную признавали святой уже ее современники. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет блаженную княгиню "преподобною мученицею". Сам же Иоанн Грозный якобы, возложил на ее гробницу пелену, сотканную его женой Анастасией . Приходили к мощам святой Софии и оба его сына с женами, и Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых, и многие другие. Царица Ирина Феодоровна посылала в Суздаль "на великую княгиню Соломониду, а во иноцех Софию, бархатный покров с изображением Спасителя и святых".

В описании города Суздаля ключарь Анания сообщил о чудесных исцелениях при гробнице преподобной Софии. Так, в 1598 году у ее гробницы прозрела княжна Анна Нечтева, шесть лет страдавшая слепотою. В 1609 году, во время нашествия поляков, преподобная София спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь. Много и других чудес совершилось по молитвам преподобной Софии.

Патриарх Иосиф писал к Суздальскому архиепископу Серапиону о пении над Софией панихид и молебнов и в 1650 году разрешил почитать ее как святую. В рукописных святцах она именуется как "Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница". На иконах преподобная стала писаться:

«Аки Евдокия»: схима-празелень, мантия-багор, в руках обеих свиток, испод-санкирь, а инде пишет мантия у ворота стегнута, у подолу узлом связана, под мантиею руце видет, правая молебна, а в левой свиток.
Икона преподобной, написанная еще в XVII столетии, сохранилась до наших дней и является чудотворной.

В середине XVIII века встал вопрос о ее канонизации. Позже, в XIX веке, архиепископом Суздальским и Тарусским Серапионом была составлена служба преподобной. Наконец, по благословению Святейшего Синода ее имя было внесено в Православный церковный календарь 1916 года. С 1984 года специальным указом патриарха Пимена Русская Православная Церковь стала почитать преподобную Софию в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли.

Могила святой была очень почитаема, но ее мощи не тревожили до 1990-х годов, когда, 14 августа 1995 года, мощи святой были торжественно обретены. Их выкопали и из монастырской усыпальницы перенесли в Покровский собор. Мощи во вскрытой гробнице оказались нетленнными, но после вскрытия сразу истлели, т.е. осыпались. Теперь они хранятся в закрытой раке и не демонстрируются.

***
Тропарь, глас 4
Вышняго красотою явственно украшаяся, / постническими бо труды подвизася преподобная София, / и бысть наследница Небесному Царствию, / и вниде в Небесный Чертог насладитися Христовы красоты, / Его же моли спастися граду Суждалю / от поганых нахождений и междоусобныя брани / и подаждь душам нашим велию милость.

Святая преподобная София, суздальская подвижница веры и благочестия, в миру Соломония Сабурова, была супругой великого московского князя Василия III , при котором Русь переживала свое лучшее государственное время.

Родилась Соломония около 1490 года.Ее отец Юрий Константинович был потомком ордынского мурзы Сабура, принявшего в 1330 году крещение.

Бог Промыслитель предызбрал святую Софию в число верных Своих угодников, показав на ней славу Своей Божественной силы и премудрости. Соломония рано лишилась родителей. Но Отец Небесный восприял эту сироту, чтобы явить ее великой молитвенницей в земле Русской. Отроковица воспитывалась в семье набожной тети, горячо любившей ее. В этом доме, как в доброй школе, она и выросла, наученная благочестию и страху Божию как высшим наукам духовной жизни.

Благодаря добрым нравам, заложенным в ней с детства, Соломонии суждено было стать великой княгиней московской. Государь избрал ее из полутора тысячи знатных дочерей, приехавших с разных концов Русского государства. Доверенные люди великого князя особое внимание обращали не только на благочестие и происхождение девиц, но и на их здоровье, ибо велико-княжеская семья Рюриковичей всегда заботилась о будущем своей династии - наследнике престола.

4 сентября 1505 года было совершено церковное венчание державных супругов – Василия III и Соломонии Сабуровой. Жили они в большой любви, мире и согласии. Воистину, добродетельная жена – венец для мужа своего (Притч. 12:4). Княгиня отличалась редкой красотой, но в то же время была очень скромна и благочестива.

Двадцать лет прожила Соломония в высоком звании великой княгини, оставив о себе память как о добродетельной жене, верной и святой христианке, утешающей свой бедствующий народ делами любви и милосердия.

Единственным горем, омрачавшим жизнь державных супругов, было их бесчадие. Эта скорбь побуждала великокняжескую чету к совместным молитвам о даровании наследника престола. Почти ежегодно они усердно совершали паломничества во святые обители Руси. Чаще всего супруги ездили в известный Троицкий монастырь на поклонение Сергию, Радонежскому чудотворцу, и со слезами молились у его святой раки.

С той же скорбью о себе Василий III и Соломония посетили однажды Покровский монастырь в городе Суздале. Из почтения к этой обители великий князь повелел начать здесь каменное строительство. А в 1526 году Покровская обитель стала местом иноческих подвигов княгини Соломонии, оставившей великосветскую жизнь, более того, в своих стенах она же и упокоила эту неутомимую подвижницу. Бог, знающий сущия Своя и поспешающий им во всем благом (2 Тим. 2:19), судил русской княгине взойти на высшую жизненную ступень - иноческую, духовную, отдающую себя всецело служению Вечному Богу.

В первой четверти XVI века возникло беспокойство в высоких кругах Руси о возможном пресечении древней великокняжеской династии Рюриковичей. Близкие князю люди советовали ему расторгнуть брак с Соломонией, так как она, по их мнению, служила прямым препятствием к продолжению рода.

Но великая княгиня была еще и великой в жизни, стояла выше дворцовых распрей. Видя, что нет Божия благословения на продолжение династии и не желая ссоры при дворе, она мудро умоляет своего супруга дозволить ей оставить престол и вступить в монастырь, на что великий князь дал свое согласие.

Постриг был совершен в Московском Рождественском монастыре, а монашеская жизнь потекла уже в Суздале в Покровской обители, где красовались замечательные храмы, отстроенные на вклады велико-княжеского дома.

Отдавшись всей душой служению Богу, великая княгиня, в иночестве София, явила редкий образ христианского подвижничества по примеру древних иноков Церкви Христовой. Непрестанная молитва, чтение Слова Божия и постоянный труд занимали все дни ее пребывания в монастыре, помогали обрести совершенство духовной жизни. Молва о святости инокини Софии быстро распространялась по всей Руси, ибо не может град укрытися верху горы стоя (Мф. 5:14).

Семнадцать лет подвизалась преподобная в Покровском монастыре, и здесь же 16 декабря 1542 года она мирно предала душу свою в руце Божии. Тело святой подвижницы погребли в усыпальнице под Покровским собором.

По молитвам преподобной Софии люди, притекавшие с верой в ее помощь, исцелялись от самых различных и тяжких болезней тела и недугов души. Исцелялись от головных болей, от слепоты, вставали на ноги парализованные, выздоравливали душевнобольные. В Покровский монастырь стали стекаться богомольцы с самых разных сторон Русской земли, из самых разных сословий и родов, не исключая и царского.

Святая преподобная София Суздальская оставила о себе очень живую и назидательную память для тех, кому жизнь дорога как бесценный Божий дар, кто хотел бы обрести после этой земной, временной и тленной жизнь другую, новую и благодатную, для кого будущая вечность есть то единственное, что оправдывает наше настоящее бытие.

Да сподобит и поможет нам Всемилостивый Господь подобно великой княгине Софии увидеть и познать красоту, силу и богатство духовной жизни, щедро венчающей своего труженика уже здесь неизреченной благодатью Божией и особенно обильно и бесконечно там, в Царстве Небесном, которое да наследуем мы все за молитвы угодницы Божией преподобной Софии Суздальской, ревностно подражая ей в подвигах веры и любви.

В миру Сверчкова-Сабурова Соломония Юрьевна, дочь боярина Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова, из старинного, но "захудалого" московского боярского рода . Рано лишилась матери, была воспитана тётей, Евдокией Ивановной (сестрой отца). Отличалась добротой и набожностью.

Брак

Жили они, согласно летописям, в полном согласии. Но двадцатилетнее супружество не было счастливым, так как Соломония оказалась бесплодной. Чтобы иметь наследника, великий князь решил развестись с ней. Против встали митрополит Варлаам , князь-инок Вассиан (Патрикеев) , преподобный Максим Грек , которые были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана. Следующий митрополит, Даниил , одобрил развод, и к нему присединились бояре. Но оставались и противящиеся, как князь С. Курбский. Все Восточные патриархи осудили поступок великого князя, а патриарх Иерусалимский по преданию предсказал рождение от второго брака мла­денца, который поразит мир своей жестокостью - царя Иоанна Грозного .

Постриг

Менее чем через два месяца Василий Иоаннович женился на Елене Глинской . Инокиню Софью тем временем отвезли в Суздальский Покровский монастырь , которому она покровительствовала еще с года. Впоследствии монастырь стал мес­том заточения невольных царственных постри­жениц.

Слухи о сыне

Согласно некоторым сведениям, включая рассказ Герберштейна, спустя несколько месяцев пошли слухи, что обвинение в неплодии было несправедливым, что Соломония в монастыре родила сына - царевича Георгия. Распространительницы слухов были наказаны, в Суздаль спешно послали дьяков для выяснения дела, но Соломония отказалась показать им ребенка, заявив, что они "недостойны того, чтобы их глаза видели царевича, а когда он облечется в величие свое, то отомстит за обиду матери". Тогда были посланы бояре и церковники, но об итогах этого следствия документов не сохранилось. Известно лишь, что Соломония заявила о смерти сына, а великокняжеским послам показали гробницу.

Иноческий подвиг

Обитая в Суздальской обители, не сразу примирилась великая княгиня со своим новым положением, долго скорбела. Но покорясь воле Божией, София нашла утешение и умиро­творение в усердной молитве. Своими подвигами она изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу. После смерти Василия III в году власть перешла к его вдове, Елене Глинской , для которой София могла стать опаснейшей соперницей. Поэтому преподобная была сослана в Каргополь , где содержалась в тюремном заключении до смерти Глинской в году. Затем вернулась в Суздаль , где преставилась к Богу 18 декабря года. Степенная книга гласит об этом: «Пожив благодарно и богоугодно к Богу отъиде». Преподобная София была похоронена по своему завещанию, в подклете Покровского собора Суздальского Покровского монастыря .

Почитание

Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси и преподобную признавали святой уже ее современники. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет блаженную княгиню "преподобною мученицею". Сам же Иоанн Грозный якобы, возложил на ее гробницу пелену, сотканную его женой Анастасией . Приходили к мощам святой Софии и оба его сына с женами, и Михаил Федорович , первый царь из династии Романовых, и многие другие. Царица Ирина Феодоровна посылала в Суздаль "на великую княгиню Соломониду, а во иноцех Софию, бархатный покров с изображением Спасителя и святых".

В описании города Суздаля ключарь Анания сообщил о чудесных исцелениях при гробнице преподобной Софии. Так, в году у ее гробницы прозрела княжна Анна Нечтева, шесть лет страдавшая слепотою. В году, во время нашествия поляков , преподобная София спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому . От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь. Много и других чудес совершилось по молитвам преподобной Софии.

Могила святой была очень почитаема, но ее мощи не тревожили до 1990-х годов, когда, 14 августа года, мощи святой были торжественно обретены. Их выкопали и из монастырской усыпальницы перенесли в Покровский собор. Мощи во вскрытой гробнице оказались нетленнными, но после вскрытия сразу истлели, т.е. осыпались. Теперь они хранятся в закрытой раке и не демонстрируются.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Вышняго красотою явственно украшаяся, / постническими бо труды подвизася преподобная София, / и бысть наследница Небесному Царствию, / и вниде в Небесный Чертог насладитися Христовы красоты, / Его же моли спастися граду