Меню
Бесплатно
Главная  /  Имена и их толкования  /  Рабочая программа по кружку туристический фгос. Рабочая программа кружка «Туризм. и психофизические особенности данного возраста

Рабочая программа по кружку туристический фгос. Рабочая программа кружка «Туризм. и психофизические особенности данного возраста

Туризм - прекрасное и эффективное средство воспитания подрастающего поколения. Туризм в нашей школе является массовым движением детей и подростков.

Главную задачу туризма мы видим в том, чтобы открыть широкий простор для выявлений способностей детей, сделать их духовно богаче, осмысленней, многогранней, воспитать человека, способного противостоять трудностям, настоящего гражданина своей страны.

Туристический поход, трасса соревнований по ориентированию - это не только километры, пройденные от пункта "А" до пункта "Б", что само по себе очень важно, но приобретение жизненно важных навыков. Здесь воспитываются дружба, товарищество, взаимопомощь, вырабатываются самостоятельность, наблюдательность, быстрота реакции, логичность мышления. Неопытный человек, попав в сложную обстановку, не всегда может принять верное решение, действовать грамотно и осмотрительно. Хороший турист, спортсмен - ориентировщик сможет быстрее и правильнее разобраться в сложной обстановке.

Сегодня как никогда актуален вопрос о необходимости изменения своего отношения к жизни, к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

Сочетание спортивного ориентирования, краеведения и туризма способствует формированию у ребенка представлений о взаимодействии человека и окружающей среды, навыков здорового образа жизни, любви к родному краю, стремления к показателям туристического мастерства.

Данная программа может служить пособием для руководителей туристско-краеведческих кружков любого профиля.

Цель программы - всестороннее и гармоничное развитие личности, воспитание физически и нравственно здорового человека, формирование логического и экономического мышления.

  • дать определённый набор знаний и умений;
  • развивать физически;
  • прививать здоровый образ жизни;
  • воспитывать полноценного гражданина своей страны;
  • формировать чувство коллективизма.

Программа рассчитана на один год обучения и предназначена для учащихся 10 классов.

Во время практических и теоретических занятий закрепляются знания, полученные на уроках географии, биологии, физики, а также приобретаются новые. Это не просто расширяет кругозор ребят, но и готовит их к выбору профессии, службе в армии.

Занятия кружка по теоретической подготовке проводятся в помещении школы с применением учебных пособий (карты, атласы, топографические планы местности, компас и др.). Практические занятия проводятся в пределах города Полысаево.

На практических занятиях, и особенно в походах, кружковцы смогут проявить свои физические возможности, творческие и организаторские способности.

Программа предусматривает одно занятие в неделю по 1 часу и походы выходного дня в субботу, воскресенье.

Курс включает элементы топографии, спортивного ориентирования на местности и технике пешеходного туризма.

В процессе обучения ребята получают теоретические знания:

  • по видам туризма;
  • по географии и экологии Кузбасса;
  • по организации и проведению турпохода практические навыки и умения;
  • работа с различными видами карт;
  • организация биваков, разжигания костров, ориентирование на местности;
  • ведение полевого дневника и составление отчётов турист походов.

Проверка знаний, умений, навыков проводится в виде тестов, практических заданий, соревнований по спортивному ориентированию.

Воспитанники, прошедшие курс туристического обучения, становятся инструкторами на традиционном ежегодном школьном туристическом слёте.

Тематический план занятий кружка "Туристические тропы"

Темы занятий

Количество часов
всего Теор. Практ.
1 Вводное занятие 1
2 Азбука топографа

Компас. Азимут. Измерение расстояний

Топографические знаки. Топографическая карта

Снаряжение туриста

7 1 1
3 Тренировочный поход и разбор его итогов 7 7
4 На трассе спортивного ориентирования

Виды и характер соревнований по ориентированию на местности

Организация движения в пешем туристическом походе

Преодоление полосы препятствий

Гигиена туриста и первая доврачебная помощь

По заснеженным просторам (зимний поход)

12 1 1
5 Дорога не кончается

Особенности ориентирования в сложном пешеходном путешествии

Техника и практика движения в сложном пешеходном путешествии

Физическая подготовка участников сложного туристического путешествия

Туристическое путешествие

13 1 10

Итого: 40 часов

Программа

Тема 1 . Вводное занятие. Туризм и здоровье.

План работы кружка, режим занятий и тренировок. Материалы и инструменты, необходимые для занятий в кружке.

Тема 2. Азбука топографа. Компас. Азимут. Измерение расстояний.

Типы компасов. Правила обращения с компасом. Визирование. Прямые и обратные засечки. Определение азимута. Обратный азимут. Способы измерений расстояний на местности. Средний шаг. Глазомер.

Практические занятия по теме. Ориентирование карты по компасу. Упражнение на засечки. построить на бумаге из данной точки заданные азимуты (СВ, Ю, ЮЗ и т.д.) и показать дугой величину азимута. Выполнить на глаз без транспортира. Определить обратный азимут по данному. Упражнение на смешанное ориентирование без применения компаса. Графическое решение задач на смешанное ориентирование. Упражнение на глазомерную оценку азимута. Измерение своего среднего шага. Тренировка глазомера.

Топографические знаки. Топографическая карта.

Местные предметы на аэрофотосъемке участка земной поверхности. Роль топографических знаков на плане и карте. Группы знаков. Цвет, формы и размеры знаков. Зарисовка топографических знаков по группам(65 знаков). Объяснение знаков и незнакомых местных предметов. Топографическая и географическая карта. Обращение с картой в походе. Виды масштаба. Определение азимутов, линий по карте.

Практические занятия по теме. Опознавание знаков на карте. Чтение карты по маршрутам. Топографический диктант. Определение на карте элементов, менее других подверженных изменением. Составление списка местных предметов, сгруппированных по степени быстроты изменений. Преобразование масштаба в натуральный. Измерение азимутов различных направлений на карте.

Снаряжение туриста. Обувь и одежда туриста. Список личного снаряжения. Требования к рюкзаку, посуде и т.д. Уход за ногами и обувью в походе шаг туриста. Построение цепочки. Интервалы. Обязанности направляющего и замыкающего. Режим движения: ходовой час и привалы, нормальная скорость движения, количество ходовых часов. Привал и бивак.

Практические занятия по теме. Укладка рюкзака. Установка палатки. Разведение костра.

Практическое занятие по теме: "Узелок".

Прямой узел. Ткацкий узел. Академический узел. Узел проводника. Схватывающий узел (практическая отработка соединения верёвок).

Тема 3. Тренировочный поход и разбор его итогов. Составления списка условных топографических знаков, изображающих встреченные на небольшом участке маршрута местные предметы. Ориентированные карты по компасу и по солнцу. Сравнение нескольких разномасштабных карт района проведения похода. Приближённое определение сторон горизонта по особенностям местных предметов. Техника разжигания костра. Обратные засечки (определение азимутов на заданные далёкие ориентиры).

Тема 4. На трассе спортивного ориентирования. Виды и характер соревнований по ориентированию на местности. Их содержание и правило поведения. Определение победителей в личном и командном зачёте. Подготовка туриста-ориентировщика: общефизическая подготовка, комплекс утренней зарядки, беговая тренировка. Личный дневник тренировок, личные анализы выступлений. Снаряжение ориентировщика.

Практические занятия по теме. Упражнение в переносе знаков КП с эталона на чистую карту на точность и быстроту. Планирование прохождения этапа. Упражнения на запоминание карты. Коллективное разучивание комплекса физзарядки.

Организация движения в пешем туристическом походе. Естественные препятствия на туристических маршрутах. Темп и режим движения. Движения по дорогам, по тропе, по болоту, по лесу без дорог и троп, движения на подъёмах и спусках, движения в темноте. Организация переправ через водные преграды. Основные правила движения группы; требования к месту бивака, планировка бивака. Правила укладки рюкзака, упаковки и хранения продуктов.

Практическое занятие "Преодоление полосы препятствий" (на пересечённой местности по снегу)

Подъём по склону его траверс; преодоление канавы с использованием подвесной верёвки ("маятник"); шеста; преодоление завала. Бег по камням. Ходьба по бревну транспортировка. Разжигание костра и кипячение воды.

Гигиена туриста и первая доврачебная помощь. Личная гигиена туриста. Питьевой режим, гигиена и режим питания. Самоконтроль. Наиболее часто встречающиеся заболевания и травмы во время туристического похода. Оказание доврачебной помощи. Содержание походной аптечки.

По заснеженным просторам (зимний поход). Ходьба на лыжах, тропление лыжни, преодоление препятствий, крутых спусков, подъёмов. Устройство ветрозащитной стенки из снежных кирпичей, подготовка ямы для костра и разжигания костра. Установка палатки на снегу. Походный обед.

Тема 5. Дорога не кончается. Особенности ориентирования в сложном пешеходном путешествии. Обязанности проводника в период подготовки к путешествию: подбор карт и фотоиллюстраций, предварительное изучение маршрута.

Ориентирование на участках таёжных предгорий при отсутствии крупномасштабных карт. Движения по азимутам через опорные ориентиры. Измерение расстояний. Визуальная разведка. Опознавание ориентиров, составление панорамы. Значение материалов МГС (маршрутной глазомерной съёмки).

Техника и тактика движения в сложном пешеходном путешествии. Виды и нормы нагрузок путешествия. Изучение района, разработка маршрута и плана переходов. Режим движения в горах. Техника движения в зоне тайги и в горах, по болотам, чаще, по высокотравью, по каменным россыпям, страховка и само-страховка. Тактика подъёма и спуска в разных условиях. Расчёт времени движения одного дня. Вязание узлов (практическое занятие).

Физическая подготовка участков сложного туристического путешествия. Физические и моральные качества, необходимые туристу - пешеходу. Воспитание выносливости, ловкости и силы. Закаливание организма. Волевая подготовка туриста. Режим дня. Комплекс гимнастики. Режим и содержание беговых тренировок. Медицинский контроль и самоконтроль. Личный план тренировок.

Туристическое путешествие. Отработка техники и тактики азимутального движения в походе, разбор итогов. Работа по маршрутной глазомерной съёмке, ведение протоколов движения, использование страховки. Привал, костёр, обед.

Литература.

  1. Алешин, В. М. Туристская топография [Текст] / В. М. Алешин // М.: Профиздат, 1985. - 285 с.
  2. Бардин, К.В. Азбука туризма [Текст] / К.В. Бардин// М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
  3. Баринов, А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них [Текст] / А.В. Баринов // М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 496 с.
  4. Волович, В.Г. С природой один на один [Текст] / В.Г. Волович // М.: Военное издательство, 1989. - 260 с.
  5. Драгачев, С. П. Туризм и здоровье [Текст] / С. П. Драгачев// М.: Знание, 1984. - 345 с.
  6. Дрогов, И. А. Подготовка туристских общественных кадров [Текст] / И. А. Дрогов// М.: Турист, 1982. - 86 с.
  7. Ильичев, А.А. Популярная энциклопедия выживания [Текст] / А.А. Ильичев, // М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 200. - 496с.
  8. Кодыш, Э. Н. Соревнования туристов [Текст] / Э. Н. Кодыш // М.: Физк. и спорт, 1990. - 175 с.
  9. Коструб, А. А. Медицинский справочник туриста [Текст] / А. А. Коструб // М.: Знание, 1986. - 231 с.
  10. Лукоянов, П. И. Зимние спортивные походы [Текст] / П. И. Лукоянов // М.: Физк. и спорт, 1988. - 192 с.
  11. Лысогор, Н. А. Питание туристов в походе [Текст] / Н. А. Лысогор // М.: Пищевая пром-ть, 1980. - 156 с.
  12. Теплоухов, В. В. Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного туризма [Текст] / В. В. Теплоухов // М.: Путник № 4, 1996. - 102 с.
  13. Тыкул, В.И. Спортивное ориентирование [Текст] / В.И. Тыкул // М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
  14. Шимоновский, В. Ф. Питание в туристическом походе [Текст] / В. Ф. Шимоновский // М.: Профиздат, 1986. - 136 с

Дополнительное образование детей важная составляющая воспитательного процесса.Воспитание любви к малой Родине невозможно без ее изучения, а это достигается через экскурсии и походы.В рабочей программе запланированы разные темы туристско-краеведческого кружка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Даниловский центр детского творчества»

«Утверждаю»

Директор МОУ ДОД

«Даниловский ЦДТ»

Волкова Е.Н.

Педагогический совет

МОУ ДОД

«Даниловский ЦДТ»

№ от « » 2011 г.

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«ЮНЫЙ ТУРИСТ»

Возраст детей – 11 – 12 лет

Срок реализации – 1 год

Гайдамакина Людмила Николаевна – педагог

дополнительного

р.п. Даниловка

2011г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Все люди поступают так, как они были научены. В нашей жизни всегда будут возникать такие условия, когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека зависят исключительно от его своевременных и грамотных действий.

В предлагаемой программе туристско – краеведческое направленности представлено содержание туристско – краеведческое деятельности с учащимися школы.

Туристско – краеведческое направление – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобщения к трудовым и прикладным навыкам.

Актуальность данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что работа туристско-краеведческая работа - это важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально- культурного наследия, нравственного оздоровления и культурного развития нации. Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, необходимо развивать туризм во всех его видах и формах.

Учебно-воспитательный процесс требует от детей в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную физическую деятельность. Цель дополнительной образовательной программы «Юный турист» состоит в развитии двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся, в укреплении их здоровья в процессе туристско-познавательной деятельности. При этом предполагается решение следующих задач:

  1. Оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды, формирование навыков гигиены, охраны труда и окружающей среды.
  2. Развитие творческой, исполнительской активности в процессе освоения местного краеведческого материала, мотивации к познанию через занятия туризмом.
  3. Воспитание у учащихся навыков здорового образа жизни, гордости за свой край.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от других программ в том, что каждый педагог, в зависимости от наличия опыта, необходимого материала, оборудования сможет спланировать свою деятельность, уделив должное количество времени на изучение каждой темы.

Туристско – краеведческая деятельность способствует развитию детского самоуправления, позволяет ребятам выбирать различные направления деятельности, проявлять организаторские способности, найти свое место в коллективе сверстников или в разновозрастном коллективе; углублять и расширять свои знания по различным предметам, развивать преемственность, передавать накопленный опыт от старших учеников к младшим.

Туристско – краеведческая деятельность нашего района позволила сформировать интересную сеть данной работы.

Состав туристско – краеведческого кружка может быть как одновозрастным, так и разновозрастным. Программа рассчитана на учащихся среднего возраста: 11-12 лет, именно в этом возрасте смысловое значение приобретают процессы духовно – нравственной культуры личности. В юности при наличии условий возникает готовность к постановке целей перед собой, вырабатывается умение планировать и организовывать

свою жизнедеятельность, оценивать себя и свои поступки, строить свои планы на будущее.

Реализуется дополнительная образовательная программа в течение 1года

Этапы реализации:

Подготовительный этап: 1. Обсуждение и утверждение программы совместной

Работы школы и ЦДТ.

2. Определение контингента участников программы.

3.Создание группы педагогов единомышленников.

4.Проведение инструктажей по охране труда.

Основной этап: 1.Занятия кружка согласно расписанию (2 раза в неделю).

2.Организация экскурсии в г.Волгоград по историческим местам,

Посещение краеведческого музея.

3.Автобусные экскурсии в краеведческий музей Даниловки,

4.Пешие походы по родному краю.

5.Участие в районных краеведческих мероприятиях.

Заключительный этап: 1.Оформление фотовыставки.

2.Оформление фотоальбома.

3.Проведение народных праздников.

4.Участие в районных туристических слетах.

Данная программа составляет единое образовательное пространство, в котором развивается, обучается и самореализуется человек.

В работе данного кружка используются следующие формы работы , такие как:

  1. беседы, викторины,

Конференции, выставки, праздники.

  1. экскурсии по селу, в музеи,
  2. однодневные, двухдневные походы
  3. спортивные соревнования
  4. туристические семинары, слеты
  5. встречи с интересными людьми старожилами села
  6. оформление фотовыставки, альбома, стенгазеты и т.д.

Защита проектов.

Режим занятий кружка построены на принципах открытости, добровольности, сотрудничества. Каждый участник представляет реальную цель, конкретную пользу, которую он принесет родному краю, работая в этом направлении, реализуя эту работу через походы, путешествия, экскурсии и другие виды туристско – краеведческой деятельности. Логика подачи материала в программе основана на принципе «от теории к

практике». Это связано с тем, что теоретические знания, полученные на занятиях, необходимо обязательно применить на практике для выработки двигательного навыка.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный турист» рассчитана на 36 рабочих недель,4 часа в неделю всего 144часа Занятия проходят в кабинете географии Волгоградской области, спортзале, стадионе. Походы и экскурсии совершаются по разработанным маршрутам, за окрестности села.

В основе замысла программы лежит идея развивающего обучения (В. В, Давыдова).

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Итоговый контроль: предусматривает проверку не только практических, но и теоретических знаний, умений, навыков.

Формы контроля: тестирование, зачет, экзамен, поход и т.д.

1.Ожидается выработка у детей положительной мотивации на здоровый образ жизни и

развитие у них чувства любви к своему краю, а также улучшение их физического и

духовного состояния.

2.Рост познавательной активности детей и взрослых.

3.Овладение навыками туристических и краеведческих должностей.

4.Высокий уровень коммуникативности учащихся.

5.Результаты побед на районных туристических слетах.

6.Положительные отзывы о воспитании детей со стороны педагогов, родителей и

руководителей туристических кружков.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Результатом изучения данного курса занятий будет подготовленный самими учащимися поход, который даст возможность каждому из них почувствовать себя настоящим туристом, получить заряд положительных эмоций от общения с природой, а романтика туризма никого не оставит равнодушным.

К концу первого года обучения учащиеся должны:

ЗНАТЬ:

Основы туристической подготовки, технику безопасности при проведении туристических походов, занятий, топографию и способы ориентирования, историю родного края и его особенности, памятники истории, музеи края, основы гигиены и основные приемы оказания первой доврачебной помощи, предупреждение спортивных травм.

УМЕТЬ:

Выбирать место для бивуака, привала, устанавливать палатку, разводить костер, читать и изображать топографические знаки, ориентироваться по карте и компасу, измерять расстояние на карте и на местности, определять ориентиры движения, собирать краеведческий материал, выполнять краеведческие задания на маршруте, изучать интересные места родного края, подбирать состав медицинской аптечки для похода, участвовать в исследовательских фестивалях и проектах.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН первого года обучения.

№ п/п

Т Е М А

Количество часов

Всего

В том числе

Теория

Практика

Основы туристской подготовки

1.1.

Туристские путешествия, история развития туризма. Инструктажи по охране труда

1.2.

Воспитательная роль туризма

1.3.

Личное и групповое туристское снаряжение

1.4.

Организация туристического быта. Привалы и ночлеги.

1.5.

Подготовка к походу, путешествию.

1.6.

Питание в туристическом походе.

1.7.

Туристические должности в группе.

1.8.

Правила движения в походе, преодоление препятствий.

1.9.

Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий.

1.10.

Туристические слеты и соревнования.

1.11.

Подведение итогов туристического путешествия.

Топография и ориентирование

2.1.

Понятие о топографической и спортивной карте

2.2.

Условные знаки

2.3.

Ориентирование по горизонту, азимуту

2.4.

Компас. Работа с компасом

2.5.

Измерение расстояний

2.6.

Способы ориентирования

2.7.

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки.

2.8.

Соревнования по ориентированию.

Краеведение.Направления туристско-краеведческого движения «Отечество»

3.1.

Родной край, его природные особенности.

3.2.

Изучение направлений туристко –краеведческого движения «Отечество».

3.3.

Туристические возможности родного края. Культурное наследие.

3.4.

Изучение района путешествия.

3.5.

Общественно полезная работа во время путешествия, охрана природы и памятников войны.

Азбука спортивно-оздоровительного туризма. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

4.1.

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний

4.2.

Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений

4.3.

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

4.4.

Приемы транспортировки пострадавшего.

Общая и специальная физическая подготовка туриста

5.1.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние физических упражнений

5.2.

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм.

5.3.

Общая физическая и специальная подготовка туриста

ИТОГО за период обучения

1 раздел: Основы туристической подготовки - 54ч.

ТЕМА №1: Туристические путешествия, история развития туризма - 2ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Туризм – средство познания своего края. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии страны. Организация туризма в России. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный. Характеристика каждого вида. Экскурсионный зарубежный туризм. Туристические нормативы и значки: «Юный турист России», «Турист России».

Краеведение. Туристско - краеведческое движение «Отечество». Основные направления движения.

Знакомство с планом кружка. Проведение инструктажей по охране труда(вводный инструктаж, по пожарной безопасности, инструктаж на рабочем месте)

ТЕМА №2: Воспитательная роль туризма - 2ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Значение туристско – краеведческой деятельности в развитии личности. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативы. Законы, правила, нормы и традиции туризма, традиции своего коллектива.

ТЕМА №3: Личное и групповое туристическое снаряжение - 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Перечень личного снаряжения для похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков. Правила размещения предметов в рюкзаке, одежда и обувь для походов, личное и групповое снаряжение. Типы палаток, их назначение. Походная посуда для приготовления пищи, топоры, пилы, хозяйственный набор: рукавицы, ножи и другие.

ПРАКТИКА – 2ч.

Укладка рюкзаков, подготовка снаряжения, работа со снаряжением, уход за ним и ремонт.

ТЕМА № 4: Организация туристического быта, привалы и ночлеги - 6ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Выбор места для привала и ночлега, основные требования к нему. Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря, определение мест для выбора воды, умывания, туалета, мусорной ямы, костра, палаток. Правила разведения костра, заготовка дров. Меры безопасности при обращении с огнем и при заготовке дров. Установка палаток, размещение вещей в них.

ПРАКТИКА – 4ч.

Определение мест для привала, установка палатки, разжигание костра.

ТЕМА № 5: Подготовка к походу, путешествию - 8ч.

ТЕОРИЯ – 4ч.

Изучение района похода, составление плана, маршрута, составление графика движения.

ПРАКТИКА – 4ч.

Подготовка личного и общественного снаряжения, составление плана похода.

ТЕМА № 6: Питание в туристическом походе - 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Значение правильного питания в походе, составление меню, списка продуктов, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре.

ПРАКТИКА – 2ч.

Составление меню и списка продуктов для похода, приготовление пищи на костре.

ТЕМА № 7: Туристические должности в группе - 6ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Выбор командира группы и требования к нему. Постоянные должности и временные. Дежурные по кухне, повара.

ПРАКТИКА – 4ч.

Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки и проведения похода, Подведение итогов.

ТЕМА № 8: Правила движения в походе. Преодоление препятствий - 6ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Порядок движения группы на маршруте. Туристический строй. Режим движения, темп. Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по лесу, через завалы, по травянистым склонам.

ПРАКТИКА – 4ч.

Отработка техники движения по местности, соблюдение режима движения.

ТЕМА № 9: Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий - 4ч.

ТЕОРИЯ – 4ч.

Дисциплина в походе и на занятиях. Правила поведения при поездках группы на транспорте. Организация самостраховки. Правила поведения в незнакомом пункте.

ТЕМА № 10: Туристические слеты и соревнования - 8ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Задачи туристических слетов и соревнований. Участники слета, условия проведения. Медицинское обеспечение, охрана природы. Виды туристических соревнований и особенности их проведения, меры безопасности при проведении соревнований.

ПРАКТИКА – 6ч.

Выступление в туристических соревнованиях в качестве участников.

ТЕМА № 11: Подведение итогов похода - 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Подведение итогов похода в группе. Отчет участников и руководителя. Составление фотоальбома. Ремонт и сдача инвентаря. Оформление значков.

ПРАКТИКА – 2ч.

Составление отчета о походе, изготовление фотографий для альбома.

2 раздел: Топография и ориентирование – 32ч.

ТЕМА № 1: Понятие о топографической и спортивной карте – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Виды карт, масштаб, оформление. Чтение рельефа по топографической карте. Изображение рельефа на картах. Типы рельефа: пойменный, овражно – болотный, горный, равнинный. Влияние рельефа на пути движения.

ПРАКТИКА – 2ч.

Рисовка топографических карт, плана холма, равнины.

ТЕМА № 2: Условные знаки – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Способы изображения на рисунках и планах водных объектов, сооружений, растительности. Простейшие условные знаки.

ПРАКТИКА – 2ч.

Овладение навыком составления легенды и движение группы по легенде, выполненной условными знаками.

ТЕМА № 3: Ориентирование по горизонту и азимуту – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Ориентирование с помощью топографической карты, движение по плану, составленному учителем.

ПРАКТИКА – 2ч.

Отработка навыков и умений в походе.

ТЕМА № 4: Компас. Работа с компасом – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Правила пользования компасом. Определение азимута и движение по азимуту. Ориентирование карты и компаса. Взятие азимута на предмет.

ПРАКТИКА – 2ч.

Прохождение через контрольные пункты по азимуту.

ТЕМА № 5: Измерение расстояний – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Способы измерения расстояний на карте и на местности с помощью обычной нитки и курвиметра. Измерение среднего шага. Глазомерный способ измерения расстояния. Определение пройденного расстояния по времени движения. Определение расстояния до недоступного предмета, ширины реки, оврага.

ПРАКТИКА – 2ч.

Прохождение и пробегание отрезков различной длины. Упражнения по определению расстояния до недоступного предмета.

ТЕМА № 6: Способы ориентирования – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Ориентирование в походе с помощью топографической карты, не дающей полной информации о местности. Организация разведок в походе, опрос местных жителей. Движение по легенде – подробному описанию пути. Особенности ориентирования в различных природных условиях.

10 -

ПРАКТИКА – 2ч.

ТЕМА № 7: Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Определение сторон горизонта и азимутов при помощи солнца, луны, полярной звезды. Определение сторон горизонта при помощи местных предметов, созданных природой и людьми, по растительности. Причины, приводящие к потере ориентировки. Движение вдоль ручья, реки, выход к жилью.

ПРАКТИКА – 2ч.

Упражнения по определению своего места нахождения. Определение сторон горизонта по местным предметам, небесным светилам.

ТЕМА № 8: Соревнования по ориентированию – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Виды и характер соревнований. Обязанности участников соревнований. Соревнования на маркированной трассе. Эстафетное ориентирование в заданном направлении. Отдельные виды ориентирования в программе туристических слетов и соревнований.

ПРАКТИКА – 2ч.

Участие в соревнованиях по ориентированию.

3 раздел: Краеведение – 24ч.

Тема№1. Родной край и его природные особенности – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Погода, климат своей местности. Местные признаки погоды.

ПРАКТИКА – 2ч.

Организация наблюдений за погодой. Ведение календаря наблюдений. Экскурсия за пределы села.

Тема№2. Туристско-краеведческое движение Волгоградской области «ОТЕЧЕСТВО» - 8ч.

ТЕОРИЯ – 4ч.

Изучение направлений программы «Отечество»

Родословие, летопись родного края, культурное наследие, природное наследие экология, археология, поиск, военная история России Сталинградская битва дети Сталинграда, история детского движения, туристическое мастерство, школьные музеи.

ПРАКТИКА – 4ч.

Организация выставки творческих работ учащихся, конкурс рисунков «Война глазами детей», защита проектов по военной истории России.

11 -

ТЕМА № 3. Туристические возможности родного края, культурное наследие, обзор экскурсионных объектов, музеев. Известные земляки. История края – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Географическое положение родного края. Рельеф, полезные ископаемые, растительность, гидрография. Климат и его влияние на возможности занятий туризмом. Характеристика населения. История края, памятные события. Знаменитые земляки, их роль в истории края. Край в период ВОВ. Настоящее и будущее родного края. Памятные места, музеи.

ПРАКТИКА – 2ч.

Экскурсии в музеи Даниловки, Березовки, Волгограда. Встречи с представителями науки, культуры, ветеранами войны и труда, интересными людьми.

ТЕМА № 4. Изучение района путешествия – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Изучение направлений «Культурное наследие», «Моя родословная».

ПРАКТИКА – 2ч.

Выбор и изучение района похода, разработка маршрута. Пути подъезда к началу маршрута. Наличие экскурсионных объектов на маршруте. Учет времени на их посещение.

ТЕМА № 5: Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Методика краеведческих наблюдений по истории, географии, биологии, экологии. Содержание заданий туристическим группам. Виды памятников. Использование памятников в воспитательной работе. Составление описаний, фотосъемка, зарисовки в походе, составление карт маршрута.

ПРАКТИКА – 2ч.

Выполнение заданий, опрос местного населения: концерты, спортивные соревнования, практическая помощь. Подведение итогов.

4 раздел: Азбука спортивно – оздоровительного туризма. Основы гигиены и первая доврачебная помощь – 22ч .

ТЕМА № 1: Личная гигиена туриста. Профилактика заболевания – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Личная гигиена при занятиях туризмом, значение водных процедур. Гигиена одежды и обуви. Роль закаливания. Закаливание водой, воздухом, солнцем. Значение систематических занятий физкультурой и спортом для укрепления здоровья. Вредные привычки: курение, употребление спиртных напитков, наркотики и их влияние на организм человека.

ПРАКТИКА – 2ч.

Отработка простейших умений и навыков при закаливании организма водой и солнцем. Оказание первой медицинской помощи.

ТЕМА № 2: Походно- медицинская аптечка, использование лекарственных растений – 6ч.

12 -

ТЕОРИЯ – 2ч.

Состав походной аптечки, перечень и назначение лекарств. Хранение, транспортировка, пополнение походной аптечки. Индивидуальная аптечка туриста. Возможности использования лекарственных растений в походных условиях.

ПРАКТИКА – 4ч.

Формирование походной аптечки. Знакомство с лекарственными препаратами. Сбор и использование лекарственных растений.

ТЕМА № 3: Основные приемы оказания первой доврачебной помощи – 6ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Заболевания и травмы в туристических походах: переутомление, удушье, обмороки, потеря сознания, ожоги, укусы змей. Предупреждение и лечение ангины, обморока, отравления ядовитыми грибами и растениями, пищевые отравления, желудочные заболевания. Ушибы, ссадины.

ПРАКТИКА – 4ч.

Обработка ран, наложение жгута, искусственное дыхание. Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшим.

ТЕМА № 4: Приемы транспортировки пострадавшего – 6ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Положение пострадавшего при транспортировке. Способы транспортировки пострадавшего: на руках, на носилках.

ПРАКТИКА – 4ч.

Разучивание различных способов транспортировки, изготовление носилок.

5 раздел: Общая и специальная физическая подготовка – 12ч.

ТЕМА № 1: Краткие сведения о строении и функциях организма человека – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Краткие сведения о строении организма человека, влияние физических упражнений на укрепление здоровья. Предотвращение травматизма.

ПРАКТИКА – 2ч.

Прохождение медицинского осмотра участников соревнований.

ТЕМА № 2: Врачебный контроль, самоконтроль. Предупреждение спортивных травм на тренировках – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Значение врачебного контроля и самоконтроля. Медицинские справки, ведение дневника самоконтроля.

ПРАКТИКА – 2ч.

Оказание первой помощи при спортивных травмах.

ТЕМА № 3: Общая физическая подготовка – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

13 -

Значение регулярной общей физической подготовки в укреплении здоровья и подготовке к походам, Упражнения для развития различных групп мышц. Знакомство с нормативами по физической подготовке.

ПРАКТИКА – 2ч.

Спортивные соревнования по укреплению физической и специальной подготовки туриста.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Для успешной реализации программы необходимо следующее оборудование и материалы на одну группу:

1.Предметы туристического быта (посуда, ящики для продуктов, лопата, топор, веревки для вязки узлов, карабин- 2шт.)

2.Туристическое индивидуальное снаряжение.

3.Палатки- 4шт., компас- 2шт, рюкзак, медицинская аптечка, спортивный инвентарь, спальные мешки- 5шт.,

4.Карты, топографические планы местности, условные топографические знаки

5.Таблицы ориентирования на местности

Планируя занятия по темам или разделам целесообразно использовать следующие виды деятельности: работа с учебной, научно-популярной литературой; работа в группе; практические занятия.

Работа с туристическим снаряжением, ориентирование на местности, по горизонту и азимуту, работа с компасом, разведение костра и установка палатки в любых погодных условиях, укладка рюкзаков, вязка узлов, подготовка и проведение похода.

Пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, конференций, защиты проектов, праздников, организация посещения музеев, (по выбранным направлениям)

Оказание первой медицинской помощи и наложение перевязки при несложном ранении, приемы транспортировки пострадавшего, анализ экстремальных ситуаций в походе, действия в случае потери ориентировки, значение правильного питания в походе и приготовление пищи на костре.

Основные физические качества, необходимые туристу(сила, выносливость, быстрота)

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках.

Упражнения на развитие силы, быстроты выносливости.

14 -

ЛИТЕРАТУРА.
  1. Болотникова Н.В. География и экология Волгоградской области. Учебное пособие.-3-е изд.,перераб. И доп./ Авт.кол.;под общ. Ред В.А.Брылева.-М.;Глобус,2010г.
  1. Болотникова Н.В. География Волгоградской области. Практикум. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учереждений.-М.:Глобус,2007г.
  1. Брылёв В.А. Экскурсии в родную природу. Научно-популярные очерки по Волгоградской области.- М.: Глобус,2009 г.
  1. Волович В.Г. Методические рекомендации по проведению туристических путешествий.- М.: ЦРИБ «Турист», 1997 г.
  1. Гомотчук А.И.Основы медицинских знаний.-Волгоград:Перемена,2009г.
  1. Оданович М.В. Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области.- М.: Глобус, 2008 г.
  1. Пашкович А.П. Символы Волгоградской области. Учебное пособие. – М.: Глобус 2008 г.
  1. Шкенёв В.А. Спортивно-прикладной туризм: программа, разработки занятий, рекомендации, 8-9 классы. Волгоград: Учитель, 2009 г.
  1. Шарова О.Е. Основы безопасного поведения в черезвычайных ситуациях. Учебное пособие.- М.: Глобус 2009 г.
  1. Шершов Н.В.Методологические принципы организации туристско-краеведческой работы с ученической молодежью. - М:Глобус 2010 г.

Дополнительная образовательная программа «Спортивный туризм » основывается на примерной программе по учебному предмету «Спортивно-познавательный туризм» составленной на основе краевого (национано-регионального) компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования в Саратовской области. Сочетание туризма со спортивной направленностью программы позволяет применять средства и методы обучения из области физической культуры и спорта во взаимосвязи с местным историческим, экологическим, географическим аспектами. Принцип «в группе всем есть дело» проводится с первых занятий и реализуется на протяжении всего процесса обучения. Это позволяет: - разнообразить образовательный процесс, уйти от монотонности тренировочных занятий; - повысить мотивацию к занятиям, создать атмосферу творческой самореализации личности; - в комплексе предметом «Спортивно познавательный туризм», укрепить чувство гордости за свою «Малую Родину», поднять значимость занятий, укрепить интерес к путешествиям; - воспитать физическую культуру, устойчивую тягу к здоровому образу жизни и популярным в последнее время занятиям спортом на открытом воздухе; - приобрести обучающимися специфический двигательный опыт в нетрадиционных условиях организации и содержания физической активности, связанных с природно-климатическими особенностями Саратовской области; - приобрести навыки обеспечения собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности окружающих в различных природно-климатических условиях. Программа направлена на обучение, развитие личности, и воспитание учащихся средствами туризма и спорта. Она рассчитана на возраст детей 10-17 лет и предусматривает освоение теоретического материала, закрепление его на практических занятиях и тренировках в аудитории, спортивном зале, на местности, в походах, туристском лагере. Учащиеся проходят подготовку для участия в соревнованиях по туристской технике и выполнению нормативов на разряды по туристскому многоборью, а также для участия в походах выходного дня, степенных походах (с ночевкой в полевых условиях) для выполнения нормативов на звание «Юный турист» и разряды по спортивному туризму. Программа рассчитана на три года. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели по 8 часов или 1 раз в неделю по 4 часа. На занятиях соблюдается оптимальный двигательный режим, что способствует сохранению и укреплению здоровья. При обучении используются методики : совместно-разделенной деятельности, личностно-ориентированного подхода. Программа основывается на принципах : наставничества, преемственности, постепенности и доступности всех упражнений и нагрузок в процессе учебных тренировок и тренировочных занятий. Особенность образовательного процесса и его здоровье сохраняющая направленность ярко выражены в летний период, когда оздоровление учащихся реализуется через организацию летнего отдыха в туристских лагерях и походах. Уникальность программы заключается в сочетании обучения по смежным видам спорта: лыжные гонки, спортивное ориентирование, легкая атлетика. Цель: личностное развитие учащихся средствами спортивного туризма.

Особенности реализации программы по годам обучения

На первом году обучения учащиеся ориентируются на приобщение к ценностям туризма, физической культуры, выявление личностных качеств и наклонностей, получение начальных знаний и умений, вхождению в коллектив. Поэтому обучение проводится преимущественно в форме учебных занятий, экскурсий, походов выходного дня, участия в туристских слетах, оздоровительных лагерях. Задачи: получить знания и научиться конкретным приемам туристской техники, выработать стиль поведения и бережного отношения к природе; привить устойчивый интерес к занятиям спортивным туризмом. Критерии оценки. - делать пешие переходы с грузом; - ставить палатку, разводить костер, готовить пищу; - определять стороны горизонта, пользоваться компасом, отслеживать свой путь по карте; - передвигаться на лыжах и преодолевать естественные препятствия; - пользоваться веревкой при преодолении препятствий и организации страховки; - выполнять нормативы на юношеские разряды по спортивному туризму и туристскому многоборью; - принять участие в пешем походе 1 категории сложности или спортивно-туристском лагере. На втором году обучения, образовательный процесс строится преимущественно в форме тренировки, учащиеся ориентируются на развитие и приобретение спортивной формы, уверенное применение полученных знаний и навыков, накопление и углубление личного опыта, достижению спортивных результатов. Задачи: совершенствование приемов туристской техники, подготовка и выступление в соревнованиях, расширение познаний по предметам география, биология, экология, ОБЖ, спортивно-познавательный туризм. Критерии оценки. Учащиеся должны освоить и приобрести следующие прикладные знания, умения и навыки: - участвовать в многодневных походах по разным видам туризма (пеший, лыжный); - прокладывать свой путь с помощью компаса и карты; - передвигаться на лыжах с рюкзаком и преодолевать естественные препятствия; - пользоваться веревкой при преодолении препятствий и организации страховки в разных условиях; - принять участие в соревнованиях по туристскому многоборью на дистанциях 2-3 класса; - совершить ряд походов:
    походы выходного дня (1 однодневный и 2 двухдневных лыжных похода, 2 однодневных, 1 двухдневный пешие походы). категорийные походы (лыжный 1 категории сложности, пеший 2 категории сложности), поучаствовать в туристском лагере в качестве наставника.
На третьем году, образовательный процесс индивидуализируется, происходит специализация, учащиеся ориентируются на самоопределение и самореализацию, передачу накопленного опыта. Под достижением результатов понимаются, как спортивные достижения, так и участие в НОУ, подготовка и проведение массовых мероприятий (слетов, соревнований, лагерей, походов), работа наставником, выполнение разнообразных поручений, подготовка экспедиций. Задачи: совершенствование приемов туристской техники, подготовка и выступление в соревнованиях, содействие профессиональному самоопределению, творческой самореализации. Критерии оценки: - участие в многодневных походах (2-4 кат. сл.) по разным видам туризма (пеший, лыжный); - участие в организации и проведении экспедиций; - участие в организации и проведении оздоровительных туристских лагерей в качестве наставников, помощников инструкторов, и т. д.; - участие в организации и проведении слетов, соревнований, других массовых мероприятий в качестве организаторов и судей; - участие в организации и проведении экскурсий, походов для учащихся и педагогов других учреждений; - участие в краевых, региональных, общероссийских соревнованиях по туризму; - выполнение нормативов на спортивные разряды; - подготовка, сбор информации и участие в конференциях НОУ; - видовая, внутригрупповая, спортивная специализация.

Ирина Савченко
Программа туристическо-краеведческого кружка «Юный турист»

Пояснительная записка

Туристический кружок занимает важное место в системе деятельности учреждения. Он способствует решению важнейших задач воспитания детей и подростков: развивает познавательность, приобщает детей к различным видам общественно – полезного труда, укрепляет здоровье подростков. Движение, чистый воздух, физические нагрузки, неформальное общение – это именно то, что нужно для укрепления и формирования здорового организма ребенка.

Детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе дети раскрываются совсем с другой стороны, чем в центре. В этом отношении поход особенно ценен для педагога, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти подход к нему. Способствует настоящему взаимопониманию и установлению отношений среди детей.

Туристический кружок ведет свою работу, основываясь на местном краеведческом материале. Туризм и краеведение в работе туристического кружка взаимно переплетаются, дополняют друг друга.

Обязательным требованием к работе кружка является воспитание детей и подростков в духе бережного отношения к природе, стремления охранять и приумножать природные богатства.

Внимание кружковцев обращается на то, как лучше выбрать место для установки палатки, как сохранить травяной покров при разведении костра. Какие ветки можно использовать для разведения костра, а какие нельзя, какой должна быть поляна после снятия бивака и т. д. Эти правила пользования лесом, лугом и т. п. изучают дети в туристическом кружке.

В кружке проводятся занятия по личной гигиене в походе, по овладению навыками оказания первой помощи пострадавшим.

На занятиях кружка, в походах, путешествиях, экскурсиях юные туристы учится:

Составлять план путешествия и разрабатывать маршрут;

Фиксировать наблюдения;

Проводить простейшие исследования;

Вести наблюдения за погодой и составлять прогнозы;

Ориентироваться на незнакомой местности при помощи

карты, компаса и по различным особенностям местных предметов;

Делать пешие переходы с грузом, оказывать первую доврачебную помощь;

Ставить палатку, разводись костер, готовить пищу, изготовлять простейшее туристское оборудование.

Цель кружка:

Создавать активную группу в центре для яркой пропаганды здорового образа жизни.

Задачи:

Научить самостоятельно, находить решение в экстремальных ситуациях,

адаптироваться, вырабатывать навыки поведения в природе;

Расширение знаний детей о родном крае, привитие любви к окружающему

Привитие элементарных туристических навыков;

Воспитание любви к малой Родине;

Воспитание духовно-нравственной культуры;

Воспитывать бережное отношение к месту, где появился на свет;

Укрепление здоровья детей;

Требования к функциональным характеристикам программы: занятия рекомендовано проводить в комфортной, доброжелательной обстановке.

Форма обучения: очная, теоретические и практические знания.

Материальное обеспечение, технические средства: уютно-оборудованная комната для проведения занятий, магнитофон, компакт диски, иллюстрации, аудиозаписи.

Туристское снаряжение: палатки; рюкзаки; костровое оборудование; медицинская аптечка; веревка основная и вспомогательная (по 30 м)

Ожидаемый результат:

1. Дети смогут ориентироваться на местности по солнцу, компасу, карте.

2. Смогут самостоятельно принимать решения в нестандартных ситуациях.

3. Изучат историю родного края, будут знать памятные места, даты и события. Познакомятся с героями Великой Отечественной Войны.

4. Окрепнет здоровье, дети будут выносливее.

5. Коллектив детей станет сплоченнее, станут помогать друг другу.

6. Научаться основам поведения человека во взаимодействии с природой

в разное время года.

7. Научаться определять лекарственные и ядовитые растения нашего края.

8. Научаться бережно относится к природе.

9. Научится оказывать первую медицинскую помощь.

Юный турист

Беседа. Что такое туризм?

Знакомство с видами туризма. Загадывание загадок, чтение стихов. Снаряжение туриста. Правила поведения в природе.

Беседа. Природа и безопасность человека.

Стихийные бедствия. Правила поведения в лесу во время опасности. Съедобные и несъедобные грибы.

Польза леса. Причины возникновения пожаров. Правила поведения в природе во время возникновения пожаров.

Беседа. Безопасность походов. Аптечка туристов.

Безопасные походы. Поведение туристов в лесу, на воде. Содержание аптечки туриста.

Экскурсия в природу. Тропа юных туристов.

Природа Отрадненского района.

Беседа. Берегите природные богатства.

Польза леса. Охрана и защита природы. Растения и животные занесенные в красную книгу.

Экскурсия в природу. Там, где течет река Уруп.

Подготовка к походу. Правила организации и проведения туристического похода. Правила поведения в природе. Наблюдение за сезонными изменениями. Загадки, пословицы и поговорки.

Беседа. Памяти павших будем достойны.

Герои, защищавшие нашу Родину. Прослушивание песни. Рассматривание фотографий. Возложение цветов к памятнику «Родина Мать».

Поход в природу.

Снаряжение туриста. Способы ориентирования на местности. Знакомство с компасом. Правила разведение костра. Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Противопожарные меры.

Экскурсия в природу. Живописная долина Урупа.

Правила поведения возле водоемов. Развертывание бивака. Установка палатки. Правила разведения костра.

Экскурсия в природу. Отрадненский район – земля чудес.

Достопримечательности х. Ильич. Прохождение маршрута. Памятники природы. Красоты родного края.

Беседа. Край мой родной.

Жители Кубани. Растения и животные нашего края. Полезные ископаемые.

Экскурсия в природу. "Тайна леса". Польза леса. Наблюдение за сезонными изменениями.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию «Юный эколог» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно.

МДОУ Пильнинский детский сад №3 «Буратино»р. п. Пильна, Нижегородская область Из опыта работы экологического кружка «Юный эколог» Воспитатель.

Топ-топ,топает турист! Цель: знакомство с таким видом спорта, как туризм, пробуждение интереса к занятию туризмом; воспитание навыков взаимовыручки.

Программа танцевального кружка МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Государственное казенное учреждение социального обслуживания.