Меню
Бесплатно
Главная  /  Имена. Как выбрать имя ребенку  /  Психоанализ психоаналитическая терапия. Что такое психоанализ и психоаналитическая терапия. Фокус психоаналитической терапии

Психоанализ психоаналитическая терапия. Что такое психоанализ и психоаналитическая терапия. Фокус психоаналитической терапии

2. Для кого полезна психоаналитическая терапия?

3. Какие виды психологических проблем могут решаться в

психоаналитической терапии?

4. Что должен делать пациент, обратившийся за

психоаналитической помощью?

5. Как работает психотерапевт - психоаналитик?

6. Что такое бессознательное?

7. Почему сновидения особенно важны в психоанализе?

8. Зачем в психоанализе используется кушетка?

9. Что такое сопротивление?

10. Что такое перенос?

11. Должна ли психоаналитическая терапия сосредотачиваться

только на событиях раннего детства?

12. Сосредоточен ли психоанализ только на сексе?

13. Возможна ли влюбленность пациента в психоаналитика?

14. Существует ли психоаналитическая терапия, проводимая в

группах?


15. В течении какого времени (срока) продолжается

психоанализ?

17. Как изменился психоанализ со времен Фрейда?

18. Существуют ли различные школы психоанализа?

формами терапии?

20. Не является ли психоанализ просто причудой или устарелой

техникой терапии?

реальности?

22. Может ли человек измениться сам, только за счет своей

силы воли?

23. Возможно ли применение самоанализа?

24. Как обучают на психоаналитика?

25. Сколько обычно стоит психоаналитическое лечение?

26. Как часто проводятся психоаналитические сеансы?

27. Как выбрать подходящего психоаналитика?

28. Должен ли психоаналитик обязательно быть мужчиной (или

женщиной)?


* * *
1. Что такое психоаналитическая терапия?
Психоаналитическая терапия - это психотерапевтический способ

лечения, предназначенный (в самом широком смысле) для исцеления

от интеллектуального и эмоционального дистресса. Из житейского

опыта всем нам известно, насколько часто простой разговор нам

психологически помогает; кроме того, это удивительно простая

методика, которая не включает никаких особых действий ни со

стороны пациента, ни со стороны терапевта. Психоанализ является

как методом самопостижения, так и общей методологией изучения

человеческого поведения, одним из разделов научной психологии.

Психоаналитическая терапия основана на идее, что многое из

нашего поведения, мыслей и отношений управляется бессознательной

психикой, а не через обычный сознательный волевой контроль.

Приглашая пациента говорить, психоаналитик помогает ему выявить и

проявить его неосознанные потребности, побуждения, желания и

воспоминания, чтобы пациент мог получить сознательный контроль

над своей жизнью.

Такая форма лечения эмоциональных проблем была сначала

разработана Зигмундом Фрейдом в первой половине этого столетия.

Впоследствии, множество психоаналитиков, опираясь на работы

Фрейда, расширили диапазон проблем, которые могут быть решены с

помощью психоанализа. Наряду с новыми практическими техниками

лечения также возникли и новые модели в понимании человеческого

поведения.
2. Для кого полезна психоаналитическая терапия?
Психоаналитическая терапия полезна для любого человека,

который хочет иметь более счастливую жизнь и обладать большей

личностной и эмоциональной гибкостью. Взрослые, дети, влюбленные

пары, и целые семейства могут участвовать в терапии. При этом они

могут посещать как индивидуальные сеансы психоанализа, так и

принимать участие в групповой работе.


3. Какие виды психологических проблем могут решаться в

психоаналитической терапии?


С помощью психоанализа может быть преодолен очень широкий

круг психологических проблем (в особенности эмоциональных). Более

подробно:

Эмоциональная боль, депрессии, скука, беспокойство.

Неспособность обучаться, любить, работать, или выражать

эмоции.


- иррациональные страхи, тревожность без конкретной

известной причины.

Чувства собственной ничтожности, пустоты, неопределенности

будущего.

Отсутствие целей, смысла жизни, идеалов.

Ощущение, что вы слишком перегружены ответственностью,

неспособны расслабиться и играть.

Неспособность установить для себя практические, достижимые

жизненные цели, и принять ответственность за их достижение.

Неудвлетворительные отношения с супругом(супругой),

детьми, или родителями.

Неспособность к установлению и поддержанию дружеских или

любовных отношений

Чувство "человека-песчинки", который абсолютно не

контролирует свою жизнь и считает, чтов каждый - не хозяин своей

судьбы.


- чрезмерно регламентированная жизнь, в которой доминируют

ритуалы и навязчивости.

Навязчивое переедание или неспособность есть достаточно

для хорошего здоровья.

Проблемы со здоровьем, которые имеют психологическое

происхождение.


4. Что должен делать пациент, обратившийся за психоаналитической

помощью?
Психоаналитический пациент является равноправным партнером

Хитро уходить об обсуждения некоторых тем.

Хотеть заняться чем-то другим, а не участвовать в беседе.

Желать получить совет, а не понимание.

Рассказывать только про мысли и игнорировать чувства.

Необорот, делиться только своими чувствами, не раскрывая

их понимания.


Эти и многие другие формы возможного сопротивления

затрудняют самопознание пациента, его личностный рост, и вообще

превращение в человека, которым он хочет быть. Вместе пациент и

аналитик изучают значение и цель конкретного сопротивления и

пробуют найти ключ к его разблокированию таким образом, чтобы

пациент продолжил свой личностный рост. Современные терапевты

считают, что пациент обязательно испытывает потребность в

сопротивлении, и используют мягкий подход, чтобы помочь ему в

преодолении проблем сопротивления.
10. Что такое перенос?
Уже первые психоаналитики в своей работе обнаружили, что

пациенты могут иметь весьма искаженное восприятие аналитика.

Например, аналитик с тихими, вежливыми манерами может быть

воспринят как подавляющий тиран. Или наоборот, пациент может быть

убежден, что аналитик влюблен в него, даже если никаких

проявлений любви на самом деле не наблюдалось.

Подобного рода чувства обычно происходят из типичных

отношений к значимым родительским фигурам, которыми в прошлом

пациента были родители, учителя, братья или сестры. Иногда

чувства к аналитику представляют фактические чувства,

направленные на реального человека из прошлого пациента, но

перенесенные в настоящее время на наиболее близкую и подходящую

родительскую фигуру - т.е. на аналитика.

Далеко не все пациенты испытывают классические формы

переноса, но практически для всех пациентов в ходе анализа

полезно изучение и понимание чувств, возникающих y них по

отношению к аналитику. Это весьма помогает пониманию актуальных

отношений, выраженности потребности в персональном росте,

ожиданий со стороны других и отношений к пациенту.
11. Должна ли психоаналитическая терапия сосредотачиваться только

на событиях раннего детства?


События первых пяти - шести лет жизни оказывают решающее и

долговременное воздействие на развитие характера человека.

Однако, причины эмоционального дистресса могут быть не только в

психотравматических событиях раннего детства, например таких как

ранняя потеря матери или неблагополучные отношения в семье, но

и/или в событиях более поздней жизни. Прошлые события детства

важны только в том случае, если они сталкиваются со способностью

Терапевт любой школы, который обещает исцеление за конкретный и

довольно короткий период времени - не честен.


16. Когда психоанализ можно считать завершенным?
Терапия считается завершенной, когда цели пациента

достигнуты. Когда пациент способен комфортабельно переживать все,

что он чувствует - и хорошее и плохое; когда он способен

адекватно включать все эти чувства в отношения с аналитиком (т.е.

осознавать и подвергать анализу); когда чувства не мешают, а

помогают в достижении его собственных интересов и целей - терапия

завершена.
17. Как изменился психоанализ со времен Фрейда?
Психоаналитические теория и терапия также претерпели

изменения со времен Зигмунда Фрейда. Основное внимание в своих

исследованиях Фрейд уделил исследованию сексуального влечения, в

частности Эдиповой фазе психосексуального развития в возрасте от

четырех до шести лет, когда возникает влюбленность в родителя

противоположного пола. После Фрейда, основное внимание

психоанализа было направлено на изучение того, как индивидуум

входит в мир именно как отдельный человек, обладающий

самосознанием и чувством положительного самоуважения. В

современных моделях психоанализ также имеет дело с агрессией,

ранними взаимоотношениями "мать-ребенок" , социальными

отношениями, семейной динамикой и психосоматическими проблемами.

Ранний психоанализ приемлем только для лечения проблем

пациентов-невротиков, корни пробле которых в раннем детстве. При

этом контакт пациента и аналитика должен осуществляться как можно

чаще, желательно ещедневно. Единственые вмешательства,

используемые аналитиком - интерпретации или объяснения поведения

пациента. Сегодня пациенты довольно редко посещают

психоаналитика. Аналитики имеют большое количество разноообразных

техник, позволяющих гибко реагировать на поведение пациента.

Современный анализ динамично меняется, чтобы удовлетворить

потребности людей, как ожидания пациента, так и требования

практикующего аналитика.
18. Существуют ли различные школы психоанализа?
Начиная с рождения фрейдистского анализа в начале 1900ых

годов, были разработаны многочисленные подходы, включая

теоретические и практические модели К.Юнга, А.Адлера, К.Хорни,

Г.Салливана, М.Кляйн, Х.Кохута, и др. Каждая школа психоанализа

подробно сосредотачивается на различных аспектах лечения или

личности. Различия между этими школами со временем стали менее

драматическими. Часто, различия между аналитиками, обученными в

рамках той же самой традиции могут быть одинаковыми или даже

более значительными, чем различия между аналитиками различных

школ.
19. В чем существуют различия между психоанализом и другими

формами терапии?
Имеются буквально сотни доступных всем типов психотерапии, и

было бы полезно понять кое-что относительно каждого из них перед

выбором терапевта. К сожалению, многое из того, что было

написано или сказало относительно психоанализа, было сказано

людьми, имеющими мало опыта и знаний о современных модификациях

психоанализа. Однако все-таки существует несколько основных

признаков, отличающих психоанализ от других форм психотерапии:

Психоаналитик предпочитает лечить пациентов без

использования лекарств, хотя при случае он может в сотрудничестве

с психиатром назначать лекарства, используемые для лечения

депрессий, психозов, или скрытой тревожности.

Психоаналитик не дает четких и специфических рекомендаций

(советов) относительно того, как пациент должен управлять своей

жизнью или решать свои проблемы. Напротив, аналитик помогает

пациенту понять, почему он неспособен решать свои жизненные

проблемы или какой внутренний конфликт лишает его ориентировки,

как поступать в тех или иных жизненных обстоятельствах.

Когда необходимо, аналитик может откладывать решение проблем

до более поздней даты, или может действовать решительно и быстро,

чтобы уберечь пациента от нанесения вреда или саботажа лечения.


20. Не является ли психоанализ просто причудой или устарелой

техникой терапии?


Некоторые социальные круги считают, что психоанализ устарел,

а гештальтистские или поведенческие школы являются последним

словом в лечении. Правда заключается в том, что психоанализ не

более устарел, и не более причуда чем посещение дантиста или

хирурга. Со времени, когда практика психоанализа опиралась на

ранние работы Зигмунда Фрейда, многолетняя история психоанализа

принесла новые открытия относительно психики и методов ее

лечения, что значительно обогащает возможности терапевта помочь

пациентам.
21. Не является ли психоанализ своего рода бегством от

реальности?


По большей части во время психоанализа пациент расслабляется

и успокаивается, но анализ может быть также весьма жесткой

работой. Часто родственникам или друзьям кажется, что психоанализ

Это искусственная поддержка, своего рода "психологические

костыли", что он ведет к бегству от действительности, к

иллюзорному уходу от проблем. На деле же пациент в ходе анализа

приобретает реальную возможность, спокойно и реалистично смотреть

в лицо жизненным событиям. В ходе анализа его не поощряют быть

зависимым, напротив, он должен стать независимым и ответственным

за свою судьбу.


22. Может ли человек измениться сам, только за счет своей силы

воли?
Человек с сильной волей может конечно повлиять на внешние

проявления эмоциональных проблем (симптомы), но как праивло он

очень часто не осознает и не замечает большую часть из них.

Конечно многие люди радикально изменили форму и содержание

собственной жизни и без психоанализа, но решение эмоциональных

проблем, вызванных бессознательными конфликтами может быть

адекватным только с помощью психоанализа.


23. Возможно ли применение самоанализа?
Скорее нет, т.к. большинство людей имеет такую высокую

степень сопротивления, которое которое приводит к тому, что

результаты самоанализа являются или слишком поверхностными или

подтверждают уже имеющиеся представления о самом себе , а не

вызывают радикальных изменений. Конечно, некоторые люди имеют

достаточно развитые способности к самоанализу, но без режима

регулярно планируемых сеансов, без проработки информации с

помощью опытного аналитика, узнаваемые ими сведения о себе мало

полезны в жизни. Кроме того, многое из того, кем мы являемся -

определено нашими отношениями с другими людьми. Аналитик

обеспечивает возможность наблюдения за нашим типичным поведением

в достаточно близких отношениях (между аналитиком и пациентом) и

безопасно моделировать новые пути в отношениях с другими.
24. Как обучают на психоаналитика?
Пожалуй, психоаналитики проходят наиболее строгое обучение

из всех терапевтов. Чтобы заниматься анализом, психоаналитик

должен пройти глубокий персональный анализ, завершить

всестороннее теоретическое обучение, и некоторое время личить

пациентов под наблюдением старших аналитиков (супервизия). Это

обучение обычно недоступно в школах (graduate schools) или

университетах и обычно психоаналитики обучаются в независимых

специализированных институтах (training institutes).

Преподаватели этих институтов обычно опытные аналитики, а

программы проверяются и проходят аккредитацию в серьезных

психологических организациях типа ABAP или APA (Американская

Психологическая Ассоциация).

Обычно для обучению психоанализу необходимо иметь

предшествующее базовое образование психиатра, психолога,

социального работника, практикующего врача или юриста, медсестры,

хотя это и не является строго обязательным для обучению

психоанализу. По итогам обучения аналитики могут также иметь

научные степени М.D. (доктор медицины), Ph.D. (доктор философии),

М.S.W., или М.S.N. Психоаналитическое обучение обычно длится от

пяти до десяти лет, потому что стажер после теоретического

обучения должен сам пройти анализ, потом он должен заниматься

терапией под наблюдением супервизоров, до тех пор, пока

супервизор не признает его право и компетентность заниматься

анализом самостоятельно. В отличие от обучения в разного рода

психологических школах, которое продолжается один или два

семестра, обучение аналитика продолжается до тех пор, пока

супервизоры, преподаватели и стажер не придут к согласию, что оно

полностью завершено.


25. Сколько обычно стоит психоаналитическое лечение?
Взносы обычно согласовываются пациентом и терапевтом с глазу

на глаз, но обычно вполне сопоставимы с ценами за другие формы

психотерапии. Иногда оплата психоанализа может быть частично

возмещена некоторыми медицинскими фондами страхования. Пациенты,

неспособные выплачивать стандартную плату частным аналитикам,

могут получить помощь в общественных психоаналитических клиниках

или найти другие источники финансирования.
26. Как часто проводятся психоаналитические сеансы?
Фрейд и другие классические психоаналитики старались

встречаться со своими пациентами не менее четырех - шести раз в

неделю. Современные терапевты встречаются с пациентами менее

регулярно, в соответствии с потребностями клиента.


27. Как выбрать подходящего психоаналитика?
Психоаналитик обязательно должен быть дипломированным

специалистом, имеющим документ о законченном психоаналитическом

обучении в аккредитованном учебном заведении. Желательно, чтобы

он имел опыт в решении проблем того типа, которую испытывает

предполагаемый пациент. Как только Вы выбрали терапевта, Вам

необходимо пройти 4-6 сеансов анализа в качестве испытательного

периода, чтобы разобраться, сможете ли Вы и терапевт вместе

сотрудничать.


28. Должен ли психоаналитик обязательно быть мужчиной (или

женщиной)?


Для большинства людей пол аналитика не важен. Исключение

составляют пациенты, которые потеряли родителей в раннем детстве,

им часто советуют искать терапевта того же пола что и потерянный

родитель; наоборот людям, которые испытывают сильную антипатию к

какому-либо полу советуют избегать работы с терапевтом

соответствующего пола. Существует достаточно много теорий о том,

как специфически соотносятся пациенты и аналитики различных

полов, однако эти теории обычно раскритиковываются через какое-то

время. Вывод очень прост - пациент должен выбрать такого

терапевта, к которому он чувствует доверие.

Интрапсихическая терапия основана на том подходе, что аномальное поведение человека является следствием его неадекватной интерпретации чувств, потребностей и побуждений, поэтому необходимо выявить бессознательные побуждения человека, лежащие в основе его поведения, помочь понять причины его плохого приспособления» к реальности, воздействовать на восприятие, мысли, чувства.

Психоанализ (по Фрейду) должен:

  1. воссоздать из данных конкретных проявлений группу сил, которые вызывают болезненные патологические симптомы, нежелательное неадекватное поведение человека;
  2. реконструировать прошлое травматическое событие, высвободить подавленную энергию и использовать ее для конструктивных целей (сублимация), придать этой энергии новое направление (например, при помощи анализа переноса освободить изначально подавленные детские сексуальные устремления - превратить их в сексуальность взрослого человека и тем самым дать им возможность участвовать в развитии личности).

Цель психоаналитической терапии, по словам Фрейда: «Превратить чрезмерные страдания невроза в нормальные, обыкновенные невзгоды повседневности».

Психоанализ включает поиск скрытых очагов в коре мозга, возникающих при вытеснении неприемлемых желаний, и осторожную помощь человеку в осознании и переоценке тревожащих его переживаний.

В него входят:

  • поиск очага (воспоминания);
  • вскрытие такового (перевод информации в словесную форму);
  • переоценка (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью;
  • ликвидация очага возбуждения;
  • нормализация психического состояния человека.

В психоанализе используются методы свободных ассоциаций, анализа сновидений, переноса и контрпереноса, анализа сопротивления. Успешнее всего он применяется с 15 до 50 лет, эффективнее для интеллектуалов и молодых людей.

Психоанализ включает следующие методы: установление глубоких эмоциональных отношений терапевта и пациента, чтобы стал возможен перенос положительных или отрицательных переживаний пациента на терапевта - как своеобразная проекция отношения пациента к своему отцу или матери.

Применяются также методы интерпретации снов, свободных ассоциаций, поиска колебаний и сопротивлений пациента, чтобы выявить его главные проблемы. Объяснения терапевта побуждают человека вновь эмоционально пережить события детства и соотнести их с симптомами, которые проявляются в данное время. Этот катарсис приводит к исчезновению симптомов, комплексов, отклонений.

Классический психоанализ включает следующие основные этапы: продуцирование материала, его анализ и рабочий альянс.

1. Продуцирование материала. Основными его способами являются: свободная ассоциация, реакция переноса и сопротивление.

Свободная ассоциация - главный метод продуцирования материала. Вот как его описывал сам 3. Фрейд: «Не оказывая какого-либо давления, аналитик предлагает пациенту лечь удобно на софе, тогда как сам он сидит на стуле за ним, вне поля зрения. Он даже не просит его закрыть глаза и избегает любых прикосновений, так же как избегает всяких других процедур, которые могут напомнить о гипнозе. Сеанс, следовательно, проходит как беседа между двумя людьми, в равной степени бодрствующими, но один из них воздерживается от любых мускульных усилий или ощущений, которые могут отвлечь его внимание от его собственной

умственной деятельности. Для овладения идеями и ассоциациями пациента аналитик просит разрешить ему войти в такое состояние, как если бы они беседовали бесцельно, наугад. Если он испытывает сильное чувство смущения, рассказывая о какой-то определенной теме, первое время я признаю, что это для него болезненно, но необходимо для лечения. Я прошу его попытаться быть настолько открытым, насколько это возможно… Больной сам берет из собственной памяти ближайшее слово-«раздражитель» и в ответ на него высказывает любую мысль, пришедшую ему в этот момент в голову».

Фрейд предъявлял к пациенту одно требование: «Он должен говорить нам не только то, что он может сказать намеренно и по своему желанию, что может дать ему обеспечение, но и все, что приходит ему в голову, даже если это неприемлемо для него и кажется ему несущественным или вообще бессмысленным».

Случается, пациент говорит, что ему ничего не приходит в голову. Но, как показывал Фрейд, все это объясняется только тем, что больной удерживает или устраняет пришедшую ему в голову мысль под влиянием сопротивления. Последнее - это возникающее во время психоаналитического лечения противодействие превращению бессознательных процессов в сознательные.

Сопротивление - внутренние силы пациента, находящиеся в оппозиции к психоаналитической работе и защищающие невроз от терапевтического воздействия. По форме оно представляет собой повторение тех же защитных реакций, которые человек использовал в своей повседневной жизни. Сопротивление действует через Эго пациента, и, хотя некоторые его аспекты могут быть осознаны, значительная их часть остается бессознательной. Его проявлением могут быть молчание пациента, его поза, аффекты (злоба, упрямство, стыд и т. п.), избегание тем, пропуск сеансов, отказ признать наличие сновидений или утверждение, что «есть темы, о которых не хочется говорить».

Задача психоаналитика - раскрыть то, как, чему и почему пациент сопротивляется. Непосредственная причина подобного сопротивления - неосознанное избегание таких болезненных явлений, как тревога, вина, стыд и т. п. Различают Эго-синтоничные сопротивления и сопротивления, чуждые Эго. В первом случае пациент обычно отрицает сам факт противодействия и препятствует его анализу; во втором - он чувствует, что чуждается сопротивления, и готов аналитически работать над ним.

Один из важных этапов психоанализа - перевод сопротивления из Эгосинтоничного в чуждое Эго. Как только это достигнуто, пациент вступает в рабочий альянс с аналитиком. От пациента требуется, чтобы он искренне выражал свои сокровенные эмоции, импульсы, фантазии, а аналитик должен оставаться потаенной фигурой.

Эффективность метода свободных ассоциаций в значительной мере зависит от особых отношений, устанавливающихся между пациентом и психоаналитиком. В основе этих отношений лежит феномен переноса (трансфера). Это, согласно психоанализу, процесс проявления к терапевту чувств, которые являются в действительности концентрацией прошлых чувств к другим людям - прежде всего к ближайшему окружению пациента в детстве. «Перенос, - писал Фрейд, - есть повторение, новое «издание» старых, объективных отношений». Механизм его состоит в том, что пациент подсознательно идентифицирует врача с объектами своих догенитальных сексуальных влечений. Другими словами, «переносит» на него

свойства отца и матери со всеми вытекающими отсюда последствиями. Перенос состоит в переживании эмоций, побуждений, отношений, фантазий и защит по отношению к некоторой личности в настоящем, неадекватных по отношению к ней, так как они являются повторением, перемещением реакций, образовавшихся по отношению к значимым лицам в раннем возрасте.

Перенос вызывает ответные чувства и реакции у психоаналитика, которые Фрейд назвал контрпереносом. Известный психолог подразделял перенос на позитивный и негативный. В случае с первым пациент испытывает к аналитику такие чувства, как любовь, нежность, доверие, симпатия, интерес, увлечение, восхищение, почтение и т. п. Наиболее часто отмечается любовь, особенно если аналитик и пациент разного пола.

Фрейд дал безошибочный, ясный совет по поводу такой ситуации:

Здесь не может быть компромисса. Аналитик не может допустить даже самого невинного, частичного эротического удовлетворения. Всякое такое удовлетворение не позволяет проанализировать любовь пациентки. Это отнюдь не означает, что аналитик должен вести себя бесчувственно и бессердечно. Аналитик может быть тактичным и чутким по отношению к пациентке и ее состоянию и при этом продолжать заниматься своей задачей - анализированием.

Негативный перенос проявляется в ненависти, гневе, враждебности, недоверии, антипатии, негодовании, горечи, неприязни, презрении, раздражении и т. д. Он вызывает более сильное сопротивление, чем позитивный. Однако, когда рабочий альянс установлен, направление негативного переноса может дать более благоприятный клинический материал для анализа, чем позитивного.

Все реакции переноса характеризуются амбивалентностью - сосуществованием противоположных чувств. Обычно вместе с любовью к аналитику уживаются ненависть к нему, наряду с сексуальным влечением - отвращение.

Фрейд подчеркивал, что если психоаналитик сталкивается с реакцией переноса, то ему необходимо, во-первых, осознать этот феномен, во-вторых, продемонстрировать его пациенту и, в-третьих, попытаться проследить его происхождение.

Ученый использовал также термин невроз переноса . Под ним он понимал «совокупность реакции переноса, в которой анализ и аналитик становятся центром эмоциональной жизни пациента и невротический конфликт пациента вновь оживает в аналитической ситуации». Невроз переноса, с одной стороны, является признаком успеха аналитической терапии, а с другой - может быть причиной ее неудачи. Это как бы переход от болезни к выздоровлению. Психоаналитическая техника направлена на то, чтобы обеспечить максимальное развитие невроза переноса, а затем использовать его в лечебных целях.

Интерпретируя перенос, психоаналитик анализирует «прошлое в настоящем», пытаясь выявить их бессознательные источники, при этом он стремится сохранять нейтральность, не критикуя пациента, не вступая с ним в личные взаимоотношения, но помогая ему осознать его вытесненные импульсы.

2. Анализ.

Главной целью всех аналитически ориентированных методик является понимание пациентом самого себя, а основной технической процедурой - интерпретация .

Техника анализа включает 4 процедуры: прояснение, конфронтацию, интерпретацию, тщательную проработку.

Анализируемое явление должно стать очевидным для пациента (конфронтация). Конфронтация подводит пациента к осознанию противоречивых и несогласованных друг с другом элементов его поведения, привлекает его внимание к тем фактам, которые раньше им не осознавались или считались самоочевидными, но при этом противоречат другим его идеям, взглядам, поступкам. Например, прежде чем анализировать сопротивление, нужно показать пациенту, что оно у него есть. Если человек понимает это, можно переходить к прояснению. Цель его - сфокусировать внимание на анализируемом феномене, тщательно отделить его от других, четко обозначить его границы.

Следующий, основной этап анализа - интерпретация. Для этого аналитик задействует не только свои теоретические знания, но и свое бессознательное, свои эмпатию и интуицию.

Фрейд писал:

Цель интерпретации состоит в том, чтобы сделать какое-то неосознанное психическое событие осознанным, чтобы мы смогли лучше понять значение данной части поведения. Интерпретация обычно ограничивается отдельным элементом, отдельным аспектом. Тщательно проработав данную интерпретацию элемента, попытавшись воссоздать историю и последовательность событий, в которую входит данный элемент, мы должны сделать нечто большее, чем интерпретация. Мы должны реконструировать ту часть жизни пациента, которая шла своим чередом, окружая пациента, которая предопределяла появление этого элемента.

Процедуры прояснения и интерпретации тесно переплетаются. Очень часто первое влечет за собой вторую, а та, в свою очередь, приводит к дальнейшему прояснению. Путь от интерпретации к пониманию обозначается как этап тщательной проработки. Это путь от инсайта, от возможности аналитика проникать во внутреннюю жизнь пациента к пониманию пациентом самого себя. Из всех процедур анализа тщательная проработка - самая длительная по времени. Иногда она затягивается на полгода и более.

Техника анализа сопротивления складывается из следующих процедур:

  1. Процесс осознания сопротивления.
  2. Демонстрация факта сопротивления пациенту:
    • позволить сопротивлению стать демонстративным; способствовать усилению сопротивления.
  3. Прояснение мотивов и форм сопротивления. Необходимо выяснить:
    • какой специфический болезненный аффект заставляет пациента сопротивляться;
    • какое специфическое инстинктивное побуждение является причиной болезненного аффекта в момент анализа;
    • какие конкретные форму и метод использует пациент для выражения своего сопротивления.
  4. Интерпретация сопротивления:
    • выяснить, какие фантазии или воспоминания являются причиной аффектов
    • и побуждений, которые стоят за сопротивлением;
    • объяснить истоки и бессознательные объекты выявленных аффектов, побуждений или событий.
  5. Интерпретация формы сопротивления:
    • объяснить данную и сходные формы деятельности во время анализа и вне анализа;
    • проследить историю и бессознательные цели этой деятельности в настоящем и прошлом пациента.

Важно не спешить с интерпретацией, так как это может или травмировать пациента, или привести к его интеллектуальному соперничеству с аналитиком. В любом случае это усилит сопротивление. Нужно дать возможность пациенту прочувствовать свое сопротивление, а уже потом перейти к его интерпретации.

Пациенту необходимо объяснить, что сопротивление является его собственной деятельностью, что это акция, которую он осуществляет бессознательно, пред-сознательно или сознательно, что оно не является виной или слабостью и что его анализ - важная часть психоаналитического лечения. Только когда пациент сам определит, что он сопротивляется, и ответит на вопрос, почему и чему он сопротивляется, возможно установить сотрудничество с ним, только тогда создается необходимый для качественного анализа рабочий альянс.

3. Рабочий альянс.

Он проявляется в готовности пациента следовать правилам психоаналитической процедуры и сотрудничать с аналитиком, предполагает рациональные взаимоотношения между пациентом и аналитиком, которые позволяют первому целеустремленно работать в рамках аналитической ситуации, а аналитику добиваться терапевтического успеха. Тогда человек готов иметь дело даже с теми инсайтами, которые неприметны, но причиняют боль. Для продуктивной психоаналитической работы от пациента требуются искреннее очевидное желание подвергнуться анализу, определенные способности и особенности личности. Только тот, у кого установки на психоанализ глубоко мотивированы, сможет пройти это лечение, требующее много времени, терпения, а главное, тесно связанное с раскрытием интимных переживаний.

Принципиальное правило техники интерпретации таково: анализ следует проводить в направлении от сопротивления к содержанию, от сознательного к бессознательному, от «поверхности» к глубинному пониманию.

Техника анализа переноса та же, что и анализа сопротивления. Можно попытаться идентифицировать эту реакцию, задавая вопросы на тему, которой пациент сознательно (или бессознательно) старается избежать. Цель данного приема - демонстрация пациенту наличия у него реакции переноса. Далее аналитик должен позволить ей развиваться, пока она не достигнет оптимального уровня интенсивности. Не следует спешить с интерпретацией; важно, чтобы конфронтация смогла оказать воздействие и реакция переноса была убедительна для пациента.

Первый этап анализа переноса - идентификация. Сначала она может стимулироваться искусственно. Когда аналитик анализирует материал, он просит пациента временно отказаться от своего переживающего, свободно ассоциирующего Эго и понаблюдать вместе с ним за тем, что он (пациент) сейчас переживает. Другими словами, аналитик просит пациента временно и частично идентифицироваться с ним. Сначала пациент поступает таким образом только тогда, когда психолог просит его об этом, но позже такое состояние становится автоматическим, предсознательным. В этом случае пациент сам осознает, что он чему-то сопротивляется и спрашивает себя: «Чему и почему?» Это и есть показатель частичной и временной идентификации с аналитиком, которая способствует рабочему альянсу. Когда это происходит, то говорят: «Пациент в анализе».

Следующим этапом анализа реакции является ее прояснение. Это поиски бессознательных источников переноса. Здесь важны аффективные реакции, повторения, фантазии, сновидения, символизм ассоциаций пациента и т. п.

В поисках неосознанных источников переноса существует много технических приемов. Наиболее распространенными являются три:

  • отслеживание сцепленных аффектов и импульсов;
  • отслеживание объектов (фигур), предшествующих переносу;
  • исследование фантазий переноса.

Наиболее эффективен первый прием. Обычно пациенту задают вопрос: «Когда и в связи с чем было у вас это чувство или побуждение?» А затем, выслушивая ответы, постепенно пытаются нащупать истинный первоисточник этих аффектов и побуждений. Затем спрашивают: «По отношению к кому вы испытывали такое чувство в прошлом?» И опять начинается кропотливый поиск первоисточника.

К основным принципам психоаналитической интерпретации относятся следующие:

  1. В первую очередь следует интерпретировать материал, преобладающий на данном сеансе.
  2. Сначала интерпретируется материал, близкий к сознанию (например, применяемые пациентом защитные механизмы), а потом более глубокий, менее осознаваемый (например, скрытое за защитой содержание).
  3. Аналитик должен давать интерпретацию только в том случае, когда он в состоянии четко сформулировать предположение о том, что стоит за высказыванием пациента, если он уверен, что при согласии того с выдвинутым предположением уровень самосознания пациента повысится. Если же интерпретация окажется неверной, она все же послужит прояснению ситуации, когда пациент не в состоянии самостоятельно сделать данное заключение без помощи интерпретации аналитика.

Клинический опыт показывает, что никакая интерпретация, пусть даже абсолютно правильная, не дает должного и стойкого эффекта без многократной ее проработки. Последняя требуется, чтобы прийти к полному пониманию и устойчивым изменениям в поведении пациента.

Фрейд считал, что ошибки человека не являются случайными, а представляют собой психические акты, в которых можно усмотреть смысл и намерение. Они возникают в результате одновременного действия или, точнее, противодействия, противоположных желаний. Одно из них - чаще то, что не приносит удовольствия, - выталкивается в подсознательное, но проявляется помимо воли (и сознания) пациента в том или ином ошибочном действии. (К ошибочным действиям относят оговорки, обмолвки, описки и т. п. В определенном смысле к ним можно отнести забывание намерений, имен, названий, переживаний, потеря и запрятывание вещей; заблуждения, действия «по ошибке» и т. д.)

Фрейд неоднократно подчеркивал, что сны не случайны и не беспорядочны; они способ исполнения невыполненных желаний. Будучи продуктом бессознательного, сновидения являются хорошим материалом для психоанализа. Ученый выделял явное и скрытое содержание сна. Явное - то, что фактически «галлюцинируется» во сне; скрытое - то, что обнаруживается при свободной ассоциации сновидений и их толковании.

Он также прибегал к таким понятиям, как работа сновидений и толкование сновидений. Первое - это перевод скрытого смысла сна в явный. Толкование, наоборот, - попытка добраться до скрытого смысла сновидений.

По Фрейду, существует несколько закономерностей сновидений, но главные из них три: сгущение, смещение сновидений и превращение мыслей в зрительные образы.

Под сгущением подразумевается тот факт, что явное сновидение содержит в себе меньше информации, чем скрытое, так как является сокращенным переводом последнего.

Смещение - это результат работы «цензуры», замещение истинного смысла намеками, символами.

И наконец, третья закономерность - это регрессивное превращение мысли в зрительные образы.

Главным методом исследования сновидений служит метод свободных ассоциаций .

При анализе сновидений Фрейд считает необходимым соблюдать три основных правила:

  1. Не обращать внимания на внешнее содержание сновидения независимо от того, понятно оно больному или кажется абсурдным, ясным или путанным, так как оно все равно ни в коем случае не соответствует искомому бессознательному.
  2. Сновидения следует разбивать на элементы, каждый из которых исследуется в отдельности. При этом пациента просят «объяснить» каждый элемент сновидения первыми пришедшими в голову словами, т. е. свободно ассоциировать. Благодаря этому с каждым отдельным элементом сновидения вызывается ряд других - «заменяющих» - представлений, при помощи которых появляется возможность расшифровать скрытый смысл сновидений.
  3. При анализе сновидений исследователь должен набраться терпения и подождать, пока «скрытое, исконно бессознательное» не возникнет само.

Анализируя картины, которые видит во сне человек, психоаналитик наталкивается на сопротивление, особенно когда речь заходит о феноменах, с точки зрения пациента, малозначительных, не относящихся к делу, или предметах, о которых неприлично говорить. Фрейд считает, что как раз те мысли, которые пациент пытается подавить, оказываются наиболее важными, решающими для вскрытия бессознательного. Техника психоанализа является сплавом теории и опыта и у каждого врача сугубо индивидуальна.

Многие дети переживают состояния, которые можно приравнять к неврозам. У некоторых детей болезнь начинает развиваться уже в в раннем возрасте. Ребенок может подвергаться психоанализу; успехи лечения основательны и продолжительны. Разумеется, техника, разработанная для лечения взрослого, должна быть во многом изменена для ребенка.

Детский психоанализ направлен не только на поиск и устранение психотравмирующих переживаний, подавленных влечений, но и на усиление и развитие функций Эго, на укрепление сознания ребенка, на перевод его от ригидных, менее адаптивных защитных механизмов (вытеснение, изоляция, отрицание, проекция) к более зрелым и гибким защитам (сублимация).

Другая линия развития детского психоанализа, так называемая теория объектных отношений , показывает, что взаимоотношения ребенка с матерью - первичным объектом - в течение 2 начальных лет его жизни оказываются решающими для развития личности. Если эти отношения нарушаются (из-за болезни матери и ребенка, отдаления родительницы и т. п.), то происходит разрыв первичных связей. Появляется агрессия, которая переживается ребенком как угроза его собственной и материнской жизни, расщепляется его Я, разделению подвергается и образ матери - на позитивный, идеализированный, и негативный, враждебный, ненавидящий и преследующий. В результате собственное Эго ребенка, его первичный объект - мать - и отношения между ними оказываются фрагментарными, и для защиты ребенок попеременно переходит от одного типа отношений к другому.

Подобная двойственность восприятия себя, окружающих людей, своих отношений с ними представляет устойчивый механизм психического развития человека и становится психологической почвой для возникновения нарушений - нарциссического, пограничного и даже психотического уровня. Чем глубже нарушена психика пациента, тем более сильное эмоциональное влияние он способен оказать на своего психоаналитика, тем сильнее проявляются реакции контрпереноса. В результате, наблюдая за своими чувствами, возникающими во время сеансов, аналитик может непосредственно ощутить, какие аспекты своего внутреннего мира пытается спроецировать на него пациент, какие защиты он актуализирует в тот или иной момент и в какие отношения бессознательно пытается его вовлечь. Таким образом, анализ контрпереноса органически дополняет традиционный анализ переноса, составляя с ним единое целое.

Роль психоаналитика не сводится только к роли экрана или зеркала для бессознательных проекций пациента или «своеобразного контейнера», который вмещает и удерживает в себе те переживания пациента, которые сознание последнего вместить не может и поэтому вынуждено отщеплять. Это еще и роль своеобразного «старшего учителя», который доброжелательно, терпеливо помогает человеку осознать его проблемы, их источники и найти пути их преодоления. Чтобы овладеть методом психоанализа, специалисту требуется не только базовое психологическое или медицинское образование, но и длительное специальное обучение, прохождение психоанализа в качестве клиента и длительный опыт работы под контролем квалифицированных коллег.

Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека. Он понимается главным образом как биологическое сексуальное существо, находящееся в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, которое заставляет подавлять сексуальные влечения. Поэтому даже неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательном, ограничивают роль сексуальных влечений в объяснении человеческой психики. Бессознательное наполнилось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти из-за чувства неполноценности (А. Адлер), коллективное бессознательное («архетипы»), выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству (К. Г. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие психоаналитические механизмы отторжения личности от общества.

Психоанализ по мере своего развития обогащался новыми идеями и подходами, возникали следующие психоаналитические концепции:

  1. Эго-психология Э. Эриксона.
  2. Теория Э. Фромма.
  3. Социокультурная теория К. Хорни.
  4. Теория Райха.
  5. Индивидуальная психология А. Адлера.
  6. Аналитическая психология К. Г. Юнга.

Последнее обновление: 17/07/2014

Психоанализ представляет собой один из наиболее известных методов лечения. В то же время и один из самых непонятных для клиентов. Этот вид терапии основывается на теориях и работах Зигмунда Фрейда, создавшего психоанализ.

Что такое психоаналитическая терапия?

Психоаналитическая терапия рассматривает влияние подсознания на мысли и поведение. Внимание уделяется прежде всего ранним детским переживаниям: терапевт старается проанализировать их, чтобы обнаружить, какую роль они сыграли в формировании личности и в настоящих её действиях. Люди, проходящие психоаналитическую терапию, встречаются с терапевтом, по крайней мере, один раз в неделю, лечение может продолжаться несколько недель, месяцев или лет.

История психоаналитической терапии

Психоаналитическая теория выросла из работ знаменитого психоаналитика Зигмунда Фрейда, который в конце 1800-х начал развивать свои терапевтические методы. В 1885 году в Париже Фрейд начал работать с Жан-Мартеном Шарко. Шарко для лечения женщин, страдающих от того, что было было принято называть истерией, использовал гипноз. Симптомы той болезни включали частичный паралич, галлюцинации и нервозность.
Фрейд продолжал свои исследования возможностей гипноза как метода лечения, но именно его работа и дружба с Йозефом Брейером привела к появлению самой его известной терапевтической техники. Брейер описал процесс лечения молодой женщины, известной в истории как Анна О., чьи симптомы истерии удалось устранить в ходе беседы о её травматическом опыте. Фрейд и Брейер сотрудничали при написании книги под названием «Очерки об истерии», а затем Фрейд продолжил развивать свои методы разговорной психотерапии.

Как работает психоаналитическая терапия?

В основном, психотерапевт занимается тем, что выслушивает рассказы пациентов об их жизни, именно поэтому этот метод часто называют не иначе как «лечением разговором». Психотерапевт ищет в прошлом клиента события, которые сыграли значительную роль в его нынешних трудностях. Психоаналитики считают, что важную роль в развитии психических заболеваний и неадекватного поведения играют события раннего детства и неосознаваемые клиентом чувства, мысли и мотивы.
Впрочем, в психоаналитической терапии используются также и другие методы - свободные ассоциации, ролевые игры и толкование сновидений.

Какими преимуществами обладает психоаналитическая терапия?

Этот вид терапии имеет много критиков, утверждающих, что психоаналитическая терапия занимает слишком много времени, является дорогостоящим и, как правило, неэффективным. Но этот вид лечения имеет и ряд преимуществ. Терапевт выступает в качестве чуткого и не склонного к осуждению слушателя, при котором клиент может чувствовать себя в безопасности в ходе выявления чувств или действий, которые привели к стрессу или напряжению в его или её жизни. Зачастую именно этот, простой, обмен с другим человеком может иметь благотворное влияние.

Какие недостатки характерны для психоаналитической терапии?

В качестве самого большого недостатка психоаналитической терапии чаще всего называют его стоимость. Многие клиенты вынуждены проходить лечение в течение многих лет, так что финансовые и временные затраты, связанные с этим методом лечения, могут быть очень высокими.
Критики утверждают также и то, что ​​под сомнение может быть поставлена эффективность психоаналитической терапии. Одно из проведённых недавно исследований показало, что между результатами лечения клиенты психоаналитиков и пациентов, подвергавшихся плацебо-терапии. Другие критики - в их числе Ноам Хомский и Карл Поппер - предполагают, что психоанализу всё-таки не хватает научной основы.

Понятие психоанализа было введено австрийским психиатром и неврологом Зигмундом Фрейдом в 1896 году для обозначения нового метода лечения душевных расстройств. В разных его работах встречаются различные трактовки этого термина, однако наиболее полное определение психоанализа дано им в 1932 году в статье под названием «Психоанализ и теория либидо». Итак, согласно Фрейду, психоанализ – это метод исследования психических процессов, иначе недоступных пониманию, основанный на этом метод лечения невротических расстройств и возникший в результате этого ряд психологических концепций, постепенно развивающийся и складывающийся в научную дисциплину.

Споры о правомерности существования психоанализа и как научного метода, и как способа лечения психических расстройств ведутся и по сей день. Это связано с тем, что психоанализ предполагает определенную специфическую модель строения и функционирования психики, которую невозможно (по крайней мере, пока) подтвердить или опровергнуть каким-либо научно признанным способом.

Иными словами, психоанализ основан в первую очередь на постулатах и допущениях. Пожалуй, единственный критерий его эффективности – это субъективные оценки многочисленных пациентов психоаналитиков, жизнь которых изменилась к лучшему после прохождения курса психоанализа. Хотя, вероятно, именно этот критерий единственно и имеет значение, когда мы говорим о помощи людям.

Таким образом, во избежание разочарований, если вы хотите обратиться к психоаналитику, имеет смысл вначале ознакомиться с базовыми допущениями психоанализа, чтобы оценить для себя, насколько вы готовы мыслить психоаналитически (а это умение вам непременно понадобится, если вы хотите, чтобы ваша терапия была успешной).

Основные предпосылки психоанализа

1) Базовым постулатом психоанализа является деление психики на сознательную и бессознательную части, причем сознание не является сутью психики. Именно бессознательные желания и влечения определяют мышление и поведение человека. В том случае, если они противоречат сознательным желаниям человека, возникает психический конфликт.
2) Ранние стадии развития ребенка заметно сказываются на мышлении и поведении взрослого человека. События первых лет жизни имеют первостепенное значение для развития всей дальнейшей жизни.
3) В психике нет ничего случайного, психическая жизнь является функцией психического аппарата, состоящего из трех подструктур: Оно (бессознательные желания и влечения, вытесненные из области осознаваемого в связи с их неприемлемостью), СверхЯ (родительские установки и идеалы, социальные нормы и мораль) и Я (часть, выступающая посредником между СверхЯ и Оно). По сути, любое действие человека – это компромисс между желаниями Оно и запретами СверхЯ.

Психоаналитический подход предполагает, что любые негативные эмоциональные переживания и какая-либо болезненная симптоматика (в том числе и соматическая, то есть проблемы с физическим здоровьем) являются следствием борьбы двух конфликтующих начал в человеке. Чаще всего оба или хотя бы одно из этих начал лежит в области бессознательного и не осознается клиентом. Задача психоаналитика – помочь клиенту выявить и осознать эти противоборствующие направления, с тем чтобы потом каким-либо образом «примирить» их. По сути, речь идет о постепенном осознании клиентом своего бессознательного.

Как проходит сеанс у психоаналитика

Технически это происходит следующим образом: пациент рассказывает терапевту все, что приходит ему в голову, и тем самым дает выход своим болезненным эмоциям, переживаниям и фантазиям. Это называется методом свободных ассоциаций. Психоаналитик, в свою очередь, слушает пациента и интерпретирует бессознательные содержания того, о чем рассказывает ему пациент.

Терапевтический эффект достигается за счет нескольких аспектов: во-первых, рассказ о прежнем травматическом опыте сам по себе приносит облегчение за счет вербализации (проговаривания) болезненных чувств и переживаний; некритическое и безоценочное отношение и поддержка со стороны аналитика позволяет пациенту приобрести новый опыт общения с другим человеком.

Во-вторых, интерпретации психоаналитика помогают пациенту осознать свои бессознательные конфликты и за счет этого он повышает уровень самопознания, а это, в свою очередь, сказывается на качестве жизни и взаимоотношений с другими людьми.

Классический психоанализ предполагает жестко регламентированное взаимодействие пациента и аналитика: частота встреч 3-5 раз в неделю, использование кушетки. Свободные ассоциации при этом, как правило, охватывают всю психическую сферу, а не являются целенаправленным обсуждением определенных вопросов. Это связано с тем, что основной целью классического психоанализа является не только и не столько облегчение симптомов, сколько исследование психики пациента. Очевидно, что этот процесс длится долго и требует больших финансовых затрат. Именно так выглядит психоанализ в том виде, как его проводил Фрейд.

Однако в современных реалиях сложно, наверное, предполагать, что к психоаналитику будут обращаться люди, заинтересованные в самом по себе исследовании глубин своей психики (если, конечно, речь не идет об анализе дидактическом, то есть обязательном для сертификации, который проходят начинающие психоаналитики у более опытных коллег). Все-таки прежде всего к психоаналитику приходят люди, испытывающие страдание и желающие его облегчить.

Именно поэтому во второй половине 20-го века стало развиваться такое направление, как психоаналитическая психотерапия, которая также основана на аналитическом подходе к психике человека и ее нарушениям. Основное отличие между ними заключается в том, что в терапии акцент делается не на исследовании психики, а на разрешении конкретных поведенческих и психологических трудностей, с которыми сталкивается пациент (хотя само собой, что особенности психики клиента при этом также исследуются).

Отличие психоанализа от психоаналитической психотерапии

Психоаналитическая психотерапия, так же как и психоанализ, обращается к бессознательному, полагая, что именно оно играет ведущую роль в формировании симптомов, нарушений в адаптации или в личных отношениях пациента. Однако при этом работа фокусируется в основном на актуальных событиях и на облегчении проблематики, с которой обратился пациент.

В психоаналитической психотерапии меньше частота встреч – 1-3 раза в неделю, что, несомненно, гораздо больше адаптировано под современные реалии. Кроме того, у психоаналитического психотерапевта пациент не лежит на кушетке, а сидит в кресле – то есть сеанс проходит «лицом к лицу». Это дает психоаналитическому психотерапевту возможность выражать поддержку и благожелательное отношение к пациенту (в то время как классический психоаналитик должен быть максимально нейтральным).

Таким образом, в отличие от классического психоанализа, психоаналитическая психотерапия больше ориентирована на разрешение текущих жизненных трудностей пациента, и как следствие, в ней больше внимания уделяется его поддержке – а это часто само по себе является терапевтическим фактором. Кроме того, так называемый психоаналитический сеттинг, то есть условия взаимодействия пациента и терапевта, является чуть менее жестким. Однако в том, что касается методологии, отличий между психоанализом и психоаналитической психотерапией нет.

Преимущества психоаналитического подхода

В заключение хотелось бы отметить, что основным преимуществом психоаналитического подхода является его глубинность. Психоанализ не ограничивается поверхностной «бытовой» трактовкой человеческих действий, а истолковывает их с точки зрения глубинных неосознаваемых мотивов, руководящих поступками человека (возможно, даже против его воли). Этот подход открывает доступ к совершенно новым пластам знания о себе, об окружающих и о мире.

За счет того, что психоанализ и психоаналитическая психотерапия позволяют осознать бессознательное содержание своих переживаний и поступков, они способствуют лучшей адаптации и, как следствие, повышают качество жизни человека.

Применение психоаналитического подхода может быть возможным и полезным для любого человека, не обязательно имеющего какую-то ярко выраженную болезненную симптоматику. Знание и понимание своих внутрипсихических процессов позволяет человеку строить свою жизнь максимально комфортным для него образом, минимизируя при этом негативные переживания.

Психоаналитическая терапия требует особой организации терапевтического пространства. Чтобы получить значимые результаты в процессе психотерапии, необходимо обеспечить условия стабильности, безопасности, регулярности, доверительности. Только в таком контексте встреч можно рассчитывать на ощутимые изменения в личности клиента. С этой целью в психоаналитической психотерапии существуют определенные правила - психотерапевтический контракт. Такой контракт обеспечивает безопасное пространство для работы психотерапевта и клиента.

Первичный контракт обсуждается на первых диагностических встречах и включает в себя следующие правила, позволяющие правильно организовать психотерапевтическую работу:

  1. Частота встреч. Психотерапия происходит с частотой от одного до четырех раз в неделю. Более редкие встречи (реже одного раза в неделю), как правило, не обеспечивают достаточной интенсивности процесса терапии. О частоте встреч мы договариваемся на первичной консультации.
  2. Продолжительность одной сессии 50 минут.
  3. Фиксированное время. Время проведения сессий не меняется. Перенос времени проведения сессии возможен по предварительной договоренности за одну неделю. Если клиент опаздывает к назначенному времени, встреча укорачивается на длину опоздания.
  4. Условия отмены сессий. Мы встречаемся без перерывов, в течение года предусмотрены два отпускных периода – в январе и один месяц летом. Перерывы в психотерапии нежелательны. Если все-таки по каким-либо причинам Вы хотите сделать перерыв, об этом необходимо предупреждать заранее и обсуждать это на сессии.
  5. Оплата происходит в день проведения сессии.
  6. Оплата пропущенных сессий. Клиент оплачивает пропущенные сессии. При невозможности присутствовать на сессии очно, возможно провести ее по скайпу.
  7. Завершение психотерапии. О своем решении завершить психотерапевтическую работу клиент сообщает заранее, чтобы мы имели возможность в течение 3 сессий обсудить это решение. Это делается для предупреждения ситуации отреагирования негативных переживаний вместо того, чтобы пережить эти чувства и переработать их в ходе психотерапевтической работы, а также для интеграции достигнутых результатов в ходе психотерапии.

В дальнейшем по мере необходимости в процессе терапии обсуждаются дополнительные правила и условия работы.

Панические атаки - это внезапно неожиданно возникающие состояния интенсивно переживаемой тревоги, которые сопровождаются множеством соматических и психических симптомов и чувством постоянной угрозы. Приступы паники могут возникать как сами по себе (при паническом расстройстве), так и на фоне фобических, депрессивных и тревожных расстройств.

Освобождение от приступов паники при паническом расстройстве происходит примерно в течение двух-трех месяцев психотерапии. Если же приступы паники возникают на фоне других расстройств, тогда прогноз сделать сложнее, и это возможно сделать только лишь при личной встрече.

Панические атаки очень хорошо поддаются лечению психоаналитической психотерапией, т.к. этот метод дает наиболее устойчивые результаты излечения. В процессе психотерапии не просто купируются симптомы панических атак, мы обращаемся к истокам возникших проблем, к внутренним конфликтам, которые заставляют Вас чувствовать постоянное душевное напряжение и беспокойство.

В пространстве психотерапии распутываются сложные подавленные непереносимые чувства, переполненность которыми вызывает тревогу и панику, клиент получает корригирующий эмоциональный опыт, который позволяет исправить травматическое влияние предшествующего опыта. Это приводит к глубоким изменениям интернализированных образов прошлых взаимоотношений, позволяет сформировать новое видение себя и способность самому справляться со своими проблемами, строить свою жизнь, после чего приступы паники человеку уже не грозят.

Если Вы хотите вылечиться от панических атак, приглашаю Вас записаться на прием.

Длительность психоаналитической терапии зависит от степени глубины и сложности беспокоящих проблем, а также от целей, которые Вы хотите достигнуть в результате психотерапевтической работы. Конечно, все мы стремимся к тому, чтобы решить проблемы как можно быстрее и более простыми методами. Но в любом процессе существуют свои сроки и темпы роста. В делах первостепенной важности (а психологическое и психическое здоровье, несомненно, таковым является, поскольку от этого зависит и здоровье человека в целом и качество его жизни) спешка может только навредить; сколько не тряси яблоню, если плоды еще не созрели, усилия будут напрасными.

Определение длительности психотерапии связано как с уникальными особенности человека, его личной историей, конституциональными особенностями, степенью травматизации психических структур, так и с особенностями психики человека вообще. И хотим мы того или нет, наша психика сопротивляется глубоким изменениям, это сопротивление есть не что иное, как нежелание изменять свое привычное состояние. Причем чем с более тяжелой проблемой и серьезными дисбалансами приходится сталкиваться человеку, тем более значительное сопротивление приходится преодолевать в процессе психотерапии, соответственно, на это требуется больше времени.

При выборе краткосрочной или длительной психотерапии мы опираемся психологическое состояние человека. Чем значительнее утрата доверия, или эмоциональная депривация, и чем моложе был клиент, когда пережил утрату или травму, тем выше вероятность того, что краткосрочной терапии ему будет недостаточно.

В психотерапевтическом пространстве с определенной долей условности мы можем выделить четыре вида запросов, с которыми обращаются клиенты:

Помощь в остром психологическом состоянии, душевном смятении и боли. Человек может обращаться за помощью в связи с последствиями психологической травмы, связанной со стрессовой ситуацией, внезапными негативными переменами в жизни (например, утрата близкого человека, развод), психологическим истощением, вызванным резкими изменениями во внешней среде.

Симптоматическое лечение. Запросы на снятие симптомов, несущих дискомфорт и страдания – депрессия, апатия, тревожность, бессонница, психосоматические заболевания, проблемы зависимостей, панические атаки, разрешение семейного конфликта и пр.

Психологическая коррекция личности клиента и качественное улучшение его жизни. Эта работа предполагает мягкую коррекцию характера человека, разрешение глубоких внутренних конфликтов, мешающих радоваться жизни и строить отношения с другими людьми, способность создавать стабильные удовлетворяющие отношения, понимание себя, повышение самооценки и самоуважения, способность к самоконтролю, усиление внутренней силы.

Переход на другой уровень личностного функционирования, возможность самореализации. Работа по этому запросу предполагает рождение нового понимания человеком самого себя, а также нового понимания собственного существования, раскрытие новых перспектив в своей жизни, возможность реализации творческого потенциала, достижение зрелости.

Все зависит от того, что Вы хотите получить в результате. Первые два вида запросов могут ограничиваться краткосрочной психотерапией. Если вы хотите просто избавиться от симптомов или снять острую душевную боль, ничего не меняя в своей жизни, тогда можно прибегнуть к ограниченным по времени срокам психотерапевтической работы (2-10 или 25-30 сессий). Но здесь важно учесть то, что если проблема существует уже много лет и имеет долгую историю формирования, то за несколько сеансов ее не так-то легко решить, и возможно, Вам потребуется более длительная кропотливая психотерапевтическая работа.

Вторые два вида запросов требуют длительной работы. В этом случае психоаналитическая терапия ставит целью помощь человеку в изменении характера, уровня функционирования психических структур, в достижении интеграции, благодаря чему качество жизни человека изменяется. Человек становится более зрелым, обретает внутреннюю стабильность, способность понимать себя и окружающих, возможность управлять собой, становится более успешным в социуме, больше зарабатывает, улучшаются его отношения с близкими. Такие результаты можно получить только в длительной психотерапии. Исчезновение же симптомов депрессии, апатии, бессонницы, панических атак и др. в этом случае является следствием внутренних изменений, происходящих с человеком.

Психоаналитическая психотерапия представляет собой модификацию психоаналитического метода. Фокус внимания в психоаналитической психотерапии сосредоточен на работе с симптомами и проблемами, с которыми пришел к нам клиент, но этим не ограничивается, т.к. симптом – это всего лишь косвенное выражение глубоко подавленных желаний и аффектов, задавленного потенциала человека. Симптомообразование - это часть адаптации человека к условиям реальности, когда он не чувствует возможности иначе проявить захороненный потенциал. С помощью симптомов человек может выражать свою несвободу и неудовлетворенность. Чтобы помочь клиенту, необходимо найти истоки и понять причины беспокоящих проблем, - мы ищем скрытый смысл в симптомах, т.к. именно в этом ключ к изменениям.

Люди многое не осознают в себе, скрытые или находящиеся в тени причины могут оказывать огромное влияние на их жизнь. Эти глубинные неосознаваемые мотивирующие силы в психоанализе принято называть бессознательными. Пространство психоаналитической психотерапии – это возможность встретиться человеку с самим собой, осознать свое поведение, вытесненные конфликты, скрытые установки, истинные потребности и желания, движущие мотивы.

Психотерапевт помогает распутать сложные узлы и прояснить происходящее с клиентом, помогает ему осознать те особенности его взаимодействия с миром и с самим собой, проявлением которых служит патология. Цель психоаналитической работы – раскрытие погребенного потенциала человека через устранение неадаптивных защит и раскрытие аутентичных форм проявлений, подавленных аффектов и стремлений.

В процессе психотерапии неявно в косвенной форме, происходит психологическое обучение, это одна из важных терапевтических составляющих любой психотерапии. В конце курса психотерапии клиент, как правило, уже много знает о функционировании психики, о значении симптомов, о самом процессе психотерапии, избавляется от ошибочных представлений о себе и о своих болезненных состояниях, начинает хорошо ориентироваться в своих деструктивных и пораженческих реакциях на болезненные состояния, становится понимающим и принимающим разные свои проявления, что позволяет ему в дальнейшем самостоятельно справляться с тревогами, стрессами, депрессией.

Но одного нового понимания себя и своих проблем недостаточно. Между терапевтом и клиентом складывается помогающий альянс – залог успешности психотерапевтической работы. Эмоциональные связи между терапевтом и пациентом составляют наиболее существенный фактор терапии. Для установления новой личностной структуры клиенту необходимо создать другие отношения со значимым человеком. И эту возможность предоставляет психоаналитическая терапия. В процессе психотерапии между клиентом и терапевтом формируются отношения безопасности, тепла и доверия. Когда клиент обретает в терапевте фигуру, вызывающую доверие, он может опереться на него, чтобы противостоять травматическим чувствам и пережить их в психотерапевтическом пространстве, тем самым обретя новый опыт, на который он сможет опираться в своей дальнейшей жизни.

Многие проблемы клиента связаны с детскими травмами. В психотерапевтическом пространстве клиент может переосмыслить и осознать эти травмирующие влияния, и опираясь на личность психотерапевта, справиться с неразрешенными конфликтами, берущими начало в раннем детстве.

В поддерживающей атмосфере тепла и доверия терапевтических отношений у клиента активизируются скрытые ресурсы, которые необходимы для решения первостепенной задачи - отделения от родительских фигур, от которых клиент не может отделиться, и без которых он не знает, кто он такой. Клиент продолжает поддерживать внутреннюю связь с этими фигурами из прошлого, что имеет прямое отношение к его проблемам в личной истории. Клиент должен освободиться от голосов своих родителей, звучащих в его голове и препятствующих его развитию, что позволит ему раскрыть свой потенциал. Психоаналитическая терапия помогает трансформировать внутренние образы и репрезентации родителей, освободиться от их влияния на жизнь клиента, почувствовать себя свободным и самостоятельным.

Современная психоаналитическая терапия – это не просто симптоматическое лечение, это терапия характерологических проблем человека. Она позволяет достичь наиболее глубоких и устойчивых изменений в личности клиента. Это качество и надежность.

В своей работе я опираюсь на методы психоаналитической психотерапии, психоаналитический метод. Этот метод сохраняет свое значение одного из главных теоретических и практических инструментов психотерапевтов. Психоаналитический метод повлиял прямо или косвенно на создание и развитие большинства других психотерапевтических школ.

В основе этого метода лежит взгляд на любое дезадаптивное психологическое состояние как на бессознательный внутренний конфликт. Задача психотерапевта - понять причину расстройства клиента и подтолкнуть его к осознанию проблемы. Психоаналитическая ситуация дает возможность вернуться к истокам наших внутренних конфликтов и преодолеть их. В процессе психотерапии раскрываются детские эмоциональные травмы и устраняются их последствия. Человек заново открывает эмоциональный опыт прошлого, переживает и перерабатывает его в пространстве психотерапии.

Психоаналитическая психотерапия дает наиболее глубокие и устойчивые результаты изменений, т.к. работа направлена не только на снятие беспокоящих симптомов, а на создание изменений в личности клиента. В процессе психоаналитической терапии человек достигает психической зрелости, у него укрепляется чувство ответственности за себя и способность самостоятельно управлять своей жизнью и решать задачи собственного развития, создавая при этом коммуникативные связи с другими людьми.

В результате психоаналитической психотерапии клиенты начинают чувствовать стабильность и уверенность, раскрывается способность любить и принимать любовь, они начинают строить гармоничные отношения с партнерами, увеличиваются их доходы.

На первой ознакомительной консультации мы обсуждаем круг проблем, которые привели Вас к психологу, задачей является прояснение причины возникших проблем, а также уточнение Ваших целей и ожиданий от психотерапии. И в зависимости от глубины и сложности проблем, беспокоящих Вас, мы принимаем совместное решение о форме нашей работы – будет ли это краткосрочная психотерапия или более длительная психотерапевтическая работа.

Если есть возможность разобраться в проблеме и получить быстрый результат за одну встречу, то этой встречей можно будет ограничиться. Но, как показывает практический опыт, проблемы лежат глубже, чем кажется на первый взгляд, поэтому чтобы разобраться в беспокоящих симптомах, необходимо провести еще ряд дополнительных встреч. Если же проблема сложная, беспокоит Вас в тех или иных формах проявления давно, это требует более детального обсуждения и большего времени для ее решения. В этом случае рекомендуется длительный курс психоаналитической психотерапии.

Работа происходит в атмосфере принятия, теплоты и доброжелательности, Вы можете говорить все, что сочтете необходимым, сохраняя полную уверенность в том, что все, что Вы расскажете о себе, сохранится в тайне.